Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Дом купца НаумоваДата добавления: 2015-10-01; просмотров: 466
Татарская слобода расположена к западу и юго-западу от центра Казани. Старая Татарская слобода, находящаяся к западу от Булака и озера Нижний Кабан, исторически была местом проживания татар, которым было запрещено селиться в черте города, то есть в современном центре. Новая Татарская слобода находится ещё западнее, через железную дорогу. Главным образом Татарская слобода примечательна своей архитектурой, включающей традиционные татарские дома и исторические мечети. Центром северной части слободы был Сенной базар. Центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц К. Насыри, Г. Тукая, С.Садыковой, Юнусовская площадь. В южной части слободы были размещены крупнейшие промышленные предприятия . Река Булак и по сей день является границей между русской и татарской Казанью. Сначала слобода была деревянной, затем здания стали отстраивать в камне. Расположенная за Кабаном Татарская слобода до конца века особенно не росла. В годы архиерейства мракобеса Луки Конашевича жители слободы терпели многочисленные лишения. Слобода от города была отделена рогатками. Лука Конашевич разными ухищрениями добился крещения нескольких домохозяев, а это было использовано для постройки там церкви. В то же время 2 слободские мечети и медресе были сломаны. Половину земли татар отвели под церковноё владение. После городского пожара 1749 г. хозяев вынудили образовать Новую татарскую слободу на более отдаленном месте (совр ул. Гафурва др.), окруженном болотами. Старая татарская слобода к концу столетия выросла и вошла в состав города. В 60-х годах в этой слободе были пстроены 2 каменные мечети: Апанаевская (строитель Я. Султангалиев), Марджани (строители А. Ибрагимов, И.Исмагилов и др.) в Новой Слободе были построены 2 деревянные мечети. Мечеть Марджани, выстроенная в 1767—1768 гг. по проекту архитектора Кафтырева в духе петербургского барокко, сохранилась до наших дней. Мечеть Апанаева, также сохранившаяся, построена в духе московского барокко в те же годы. Во второй половине века рядом со Старой слободой возникла Служило-татарская ( ныне ул. Тукаевская), она населялась исключительно служилыми татарами на основании дарованной грамоты 1686 г. о льготах по торговле. Параллельно с этой улицей появилась Мещанская (ныне ул. Нариманова). Здесь сенатским указом 1763 г. разрешено было жить неслужилым татарам, и они стали записываться в мещанское сословие. До настоящего времени сохранили свой облик торговые улицы - Проломная (ныне Баумана), Московская (Кирова), Воскресенская (Кремлевская). Средоточием финансовой и деловой жизни города была улица Банковская (М.Джалиля). Аристократический район - это улицы Грузинская (К. Маркса), Лядская (М.Горького) и другие. С 1874 года улицы в центре города стали освещаться с помощью газовых фонарей, а с 1897 года - электричеством. До второй половины ХУIII в. город развивался без планировки. Имелись прямые, кривые, полукруглые улицы и тупики. Лишь в 1764 г. центральная часть Казани подверглась планировке. По этому генеральному плану верхняя часть города застраивалась каменными домами. В это время в Казани было девять больших улиц: Арская (ул. К. Маркса до ул. Гоголя), Воскресенская (ул. Кремлевская), Проломная (ул. Баумана), Вознесенская (ул. Островского), Мокрая (ул. Чернышевского), Ямская (ул. М. Джалиля), Варламская (ул. Астрономическая), Владимирская (ул. московская), Набережная по Булаку. Некоторые черты благоустройства коснулись лишь Воскресенской, Арской, Мокрой и Ямской улиц. На этих прямых улицах появились первые деревянные тротуары, несколько добротных мостов через Булак. Сооружен был мост через Казанку, соединив город с Заречьем. Количество малых улиц с переулками доходило до 170. На них и на окраинах беспорядочно ютились дома бедноты и мелкие мастерские, По генеральному плану, окончательно утвержденному Екатеряной 11 в 1782 г., центральная часть и главные улицы начали строиться из кирпича. В конце XIX века Казань была крупным религиозным центром. Здесь функционировало 6 монастырей, множество церквей, часовен и храмов (всего 88) и 13 мечетей. Самой монументальной постройкой города стал Петропавловский собор, построенный купцом Михляевым в 1722—1726 годах. Спасо-Преображенский монастырь ,Троице-Сергиев монастырь Казанского кремль,Казанский Богородицкий монастырь ,Зилантов Успенский монастырь,Иоанно-Предтеченский монастырь,Кизический Введенский монастырь ,Феодоровский монастырь , Варваринская церковь.
|