Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Варіанти оцінок для кожного з чотирьох судженьДата добавления: 2015-10-01; просмотров: 521
Наиболее известные путешественники 18 века посетившие Казань были: Фальк, П. Георги, И. Лепехин, Гмелин, Семевский. Об этом свидетельствуют документы в книге «ИТДМ». Документ с.342 Сообщение акад. Паласса и Гмелина. В док-те рассказывается о том, как они были приглашены на церемонию принятия присяги татар и удмуртцев. С.215 из записок Лепехина. Рассказывается о полях и их исползовании. С.219 из Записок Лепехина. Рассказывается о технике используемой в хоз-ве и отличии русского и татарского землепользования. С.221 из наблюдений Георги. Рассказывается об использовании татарскими крестьянами полей, их засевания и извления ими выгоды из них. С.222. Из записок Лепехина. Рассказывается о применении животных в хоз-ве, об изготовлении одежды из шерсти овец. С.223-2224. Из наблюдений Георги. Рассказывается о кожевенном производстве. С.227-228. Рассказывается о Суконной мануфактуре и её использовании. С.229. Из записок Лепехина. Рассказывается о рудниках. С.240. Акад. Паласс. Рассказывается о гостином дворе и торговых лавках края. С.241. Фальк. Рассказывается о имеющихся в крае рынках. М. И. Невзоров, член «Дружеского общества», созданного просветителем Н. И. Новиковым, арестованный при Екатерине II и проведший в Петропавловской крепости четыре года, в 1800 г. побывал в Казани. В своих впечатлениях о городе он отмечал: «Казань... представляет прекраснейший и во всей России, после Москвы и Петербурга, лучший город». В XVIII веке Казань становится богатым городом, чему способствовало его положение посредника в торговле между востоком и центром России. Город строится и хорошеет. Один из путешественников, побывавших в то время в городе, напишет: "Казань принадлежит к наилучшим городам в России. Прекрасные здания в новом вкусе, древние церкви, крепость, мечети со стройными минаретами украшают и разнообразят город". Именно в смешении русской и татарского культур - изюминка города, его восточного колорита. Шотландец Джон Белл, посетивший Казань в 1715 году, оставил нам следующее наблюдение: "Сей город ... крепок своим местоположением и защищается замком, построенным из кирпича. Соборная церковь, палаты архиепископские и губернаторские и губернская канцелярия стоят в крепости. Город окружается рвом и тыном. В предместьях живут ремесленники, исключая одну или две улицы, в коих живут татары мухамеданцы, родившиеся в той стороне: они живут весьма опрятно и независимо в свободном отправлении своей веры, и пользуются многими вольностями. Производят они торговлю с Турцией, с Персией и проч., и есть среди них некоторые весьма богаты." Ученый путешественник XVIII в. И. Георги отметил, что "казанские татары… не только приучают детей к прилежанию, бережливости и к другим прародительским обыкновениям, но пекутся еще и о научении их чтению, письму, арабскому языку и вере. Небрежное же таковом наставлении поставляется родителям в великий грех". Он же писал, что "в казанских слободах имелись и девичьи школы". Девочки обычно собирались в доме муллы, где их обучала чтению и вере жена муллы - "абыстай". Георги писал, что "многие татарские мужики, а чаще еще торговые люди, имеют небольшие собрания письменных повествований и очень недурное знание о происшествиях, как о своих собственных, так и соседственных владений, да сверх того, изрядные сведения о своих древностях. Казанская суконная мануфактура-является памятником промышленной архитектуры середины ХVIII в. Путешественник И.Г.Георги, побывавший в Казани в 1773 г., заметил, что постройки фабрики очень массивны, велики и замыкают площадь размером в 426 м в поперечнике.
19.Открытие русских религиозных и светских учебных заведений: цифирная школа, Казанская архиерейская славяно-латинская школа, Первая Казанская мужская гимназия. Рост и укрепление государства, развитие мануфактуры и торговли требовали подготовки чиновников и грамотных людей для производства. С открытием Адмиралтейства и для постройки судов в 1718 году была открыта первая «цифирная» школа. В нее для обучения принимались дети духовенства. Дворяне своих детей туда не отдавали, а крестьянские не принимались. Обучали здесь дисциплинам, которые были необходимы работным людям в адмиралтействе – математике и геометрии. Духовенство добивалось, чтобы их дети учились отдельно от всех. В 1722 году вышел указ, по которому через год митрополит Тихон завел в Казани при владычьем дворе школу, где обучали букварю и славянской грамматике. В эту школу стремились принять мальчиков из нерусских народностей, чтобы подготовить из них священников для крещенных инородцев. В 1732 году архиепископ Илларион при Зилантовом монастыре открыл славяно-латинское училище. Через год оно было преобразовано в семинарию, а в 1797 году получило статус академии и просуществовало до 1918 года. В 1758 году по указу Сената была открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Из Москвы сюда были направлены первые учителя и директор М.И.Веревкин, который первым предложил преподавать в гимназии татарский язык и ввел «татарский класс» для подготовки чиновников для работы в восточных районах страны, переводчиков на таможнях и гос.учреждениях Поволжья. Учителем татарского стал переводчик казанского адмиралтейства Сагитт Хальфин (автор «Азбуки» на татарском языке). Гимназия неоднократно меняло свое местоположение – дом возле Арского поля →Старо-татарская слобода →губернаторский дом на Черном озере →восточная часть главного здания казанского университета. В гимназии давались театральные представления, на которые собиралась вся городская знать и высшие церковные иерархии. В 1785 году московское покровительство прекратилось и гимназия перешла в ведение казанского приказа общественного призрения и через три года была закрыта. Была восстановлена по приказу Павла I в 1798 году. В гимназии учились дети городской аристократии – дворян Панаевых, Аксаковых, Бутлеровых, Княжевичей и др., а также Г.Р.Державин, С.Т.Аксаков и Н.И.Лобачевский. Павел I передал гимназии библиотеку князя Потемкина. Среди предметов были: русская словесность, физика, математика и арифметика, иностранные языки, геометрия, рисование, танцы и фехтование. Гимназисты выпускали свои литературные журналы. В 1814 году гимназия полностью отделилась от университета. Во второй половине 18 века усилился принцип сословного образования. Для дворян открывались благородные пансионаты, новые кадетские корпуса, гимназии. Для низших слоев – народные училища.
|