Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Варіанти оцінок для кожного з чотирьох суджень


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 408



Возрождение ислама и перемены в экономической и социальной жизни вызвали просветительское движение среди татар. В татарском просвещении выделились два относительно самостоятельных направления: религиозное и светское.

Главным оставалось религиозное образование и просвещение. Роль ислама в социокультурной и духовной жизни татарского общества непрерывно возрастала. Были построены сотни мечетей, с мектебе и медресе при них, подготовлены тысячи имамов и мударрисов. Внушительных масштабов достигли печатание и распространение религиозной канонической и учебной литературы. Казанские типографии Университета, Людвига Швеца, Рахимжана Саитова растиражировали: 82 300 экземпляров Корана, 165 900 экземпляров книги для мектебе «Иман шарты».

Некоторые имамы, получившие богословское образование в ведущих исламских научно-учебных центрах того времени — в Бухаре и Самарканде, стали выражать критические мысли относительно состояния как исламского учения, так и исламского образования. Имамы - Габдряхима Утыз-Имяни (1756—1836), Габденнасы-ра аль-Курсави (1776— 1812), Шигабутдина Мард-жани (1818—1889). Они одними из первых в России смело поднялись на борьбу против схоластики и религиозного фанатизма, царивших как в среде местного духовенства, так и в большинстве исламских медресе Бухары и других среднеазиатских городов.

В своем труде «Руководство для слуг Господа», написанном во время пребывания в Бухаре, Г. Курсави выступил против улемов и каламистов, повинных в схоластическом и мистическом толковании догматов веры, в преследовании всякого свободомыслия и творческого подхода в вопросах веры. Он отрицал аксиоматическую ценность таклида, в соответствии с которым не признавалось право современников на творческие поиски, утверждалась необходимость беспрекословной веры признанным авторитетам прошлого, слепого следования традициям и заветам древних.

Г. Курсави в противовес таклиду выдвигал принцип иджти-хада, то есть индивидуального творческого толкования догматов веры, доступного, по его мнению, всем мусульманам, а не только избранной «касте» знатоков-улемов. Одновременно он считал, что необходимо предоставить каждому исламскому ученому право давать собственное толкование Корана и хадисов в поисках правильного ответа на любой частный вопрос.

Новаторские идеи и высказывания Курсави вызвали недовольство бухарских улемов, а также эмира Бухары, и он вынужден был покинуть Среднюю Азию.

Вернувшись на родину, в село Курса, он попытался реализовать свои идеи об обновлении исламского вероучения и образования, работая учителем в местной медресе. Он преподавал своим ученикам не только основы ислама, но и математики, географии, истории.

Однако новаторская деятельность Г. Курсави вызывала подозрение и недовольство остального духовенства. Последователей у него не было. Тем не менее идеи Курсави не пропали даром, они явились теми зернами, из которых в дальнейшем выросла передовая общественная мысль российского мусульманства.

С 1769 года при Казанской гимназии была создана татарская группа. Учителем-наставником этой группы назначили известного и уважаемого человека Сагита Хальфина (1732— 1785), бывшего в 1767—1768 годах членом Уложенной комиссии. Ему пришлось начинать преподавательскую деятельность буквально с нуля. Не было ни учебников, ни словарей татарского языка, ни методических пособий. Сагит Хальфин сам написал и опубликовал «Азбуку татарского языка с обстоятельным описанием букв и складов» (1778 год). Он также составил словарь татарского языка, включавший около 25 тысяч слов. Число детей-татар в гимназии было невелико: 15—20 учеников. И все же деятельность С. Хальфина имела большое значение для развития светского образования среди казанских татар, для приобщения их к русской культуре и русскому языку. Его имя вошло в историю татарского просвещения еще и тем, что он явился родоначальником целой династии педагогов и ученых Хальфиных.

Дело отца продолжил сын Исхак Хальфин. Кроме преподавательской деятельности в гимназии, он занимался переводами государственных актов Российской империи на татарский язык. В частности, перевел «Устав управы благочиния», «Учреждение о губерниях» и другие законоположения.

Представитель третьего поколения Ибрагим Исхакович Хальфин (1778—1829) к работе в Казанской гимназии приступил в 1800 году. Спустя четыре года Указом императора Александра I был открыт Казанский университет. Молодого, образованного учителя пригласили в университет в качестве лектора по татарскому языку. Здесь он вел не только преподавательскую, но и плодотворную научную деятельность. В 1809 году он публикует учебную книгу «Азбука и грамматика татарского языка». Серьезно занимался Ибрагим Хальфин также проблемами истории. Он издал труд Абулгази «Родословная тюрков». А в 1822 году вышел труд И. Хальфина «Жизнь Чингисхана и Аксак-Тимура». Его избрали адъюнкт-профессором Казанского университета (1823).

Открытие Казанского университета имело огромное значение для культурного развития татарского населения. Среди выпускников Казанского университета были: выдающийся просветитель, ученый, педагог Каюм Насыри (1825— 1902), видный ученый, реформатор Хусаин Фаизханов (1828— 1866), известный врач, просветитель Ханяфи Батыршин и другие.

В первой половине XIX века в местах компактного проживания татарского населения делались также шаги к открытию начальных и средних учебных заведений светского характера, с обучением детей татар русскому языку.

 

21.Научные экспедиции Петербургской академии наук в Среднем Поволжье. Г. Ф. Миллер, И.И. Герги, И. И. Лепёхин. Отец и сын Рычковы.

Наиболее известной экспедиция является - Академическая экспедиция 1768 – 1774.

Миллер Г.Ф. – историк. Глава 2й Камчатской экспедиции. Целью исследования было выснить «какие суть начала каждого народа по их же повествованию... древние жилища, переселения... обычаи и обряды народные».

Петр Иванович Рычков (1712 – 1777) выходец из купцов, он длительное время служил в канцеляриях Оренбурга. Обладая энциклопедическими знаниями, он усиленно собирал сведения по истории своего края. В 1755 г. им была опубликована книга «Ланд – карты или чертежи географические, на которых представляется Оренбургская губерния с смежными к ней местами…». Рычков во время Известной экспедиции в 1730-х гг. собрал сведения по истории края, описал народы как с внешней стороны так и с внутренней. Прославился своими научными трудами и сын Петра Ивановича - Николай Петрович Рычков. Он участвовал в Академической Экспедиции. Инициатором был Ломоносов. Для астрономических наблюдений. Кроме этого необходимо было собрать сведения по природе, экономике и истории, проживающих народов. Вначале было намечено два маршрута – оренбургский и астраханский, но фактически было их 6. Лепехин направился в Поволжье, Урал, Архангельскую губернию, Георги И. на Байкал.

Иван Иванович Лепехин (1740 – 1802) адъютант Академии наук. Он был выходцем из низов – сон солдата – получил блестящее образование. Описание всех достопримечательностей он ведет очень детально и всесторонне. Полученные сведения он опубликовал в «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». В ней он не просто описывает события, но и пытается критически подойти к сведениям предшественников. Открыл месторождения нефти. Обширные описания народов Поволжья и Приуралья.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Варіанти оцінок для кожного з чотирьох суджень | Теорії походження людини
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.199 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.199 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7