Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Тропарь, глас 1 8 страницаДата добавления: 2015-10-01; просмотров: 638
Тема 1. Предмет и задачи курса «История русской художественной критики ХУШ-ХХ вв.». Определение понятия «художественная критика». Художественная критика как составная часть искусствознания, наряду с историей и теорией искусства. Функции художественной критики, ее роль в обществе, связь с философией, эстетикой, литературой и журналистикой. Основная проблематика курса, периодизация истории развития отечественной художественной критики ХУШ-ХХ веков, историография. Зарубежная художественная критика и ее влияние на процессы в России. Методология изучения художественно-критического наследия.
Тема 2. Роль и место критических суждений об искусстве в древнерусском наследии. Представления об искусстве и рассмотрение отдельных проблем в сочинениях древнерусских мыслителей и художников. «Сказание о святых иконописцах». Епифаний Премудрый и его «Послание Кириллу». Иосиф Владимиров «Трактат об искусстве». Симон Ушаков «Слово к люботщательному иконного писания».
Тема 3. Русская критика ХУШ столетия. Условия и предпосылки развития русской художественной критики. ХУШ век - начальный и специфический период формирования художественной критики в России. Объективные сложности в изучении данного периода, необходимость их преодоления. Историческое значение наиболее ранних опытов художественно-критического мышления. Влияние западноевропейской философии, эстетики и непосредственно художественной критики. Вопросы развития русского искусства в трудах писателей и философов петровской эпохи. Разработка понятий «критик», «критика», «критическое суждение» в 30-40-е годы ХУШ века. Теоретические концепции эпохи просвещения и их роль в развитии художественно-критического мышления. «Художественное творчество – как один из действенных путей изучения мира, искусство и литература – важное средство воспитания человека» - провозглашение этих и подобных им идей в рассуждениях А. Кантемира, В. Тредиаковского, Г. Теплова, Я. Козельского, Г. Козицкого и других. Выработка навыков объективного суждения, свободного от предвзятости и пристрастности. М.В.Ломоносов и «вопросы художеств». Нравственно-этический кодекс критика, сформулированный в статье «Рассуждении об обязанностях критика…» (1755). Другие тексты М.В. Ломоносова, статья «О мозаике». Связь художественной критики с журналистикой своего времени. Отражение просветительских настроений передового дворянства в журналах 1750-60-х годов. Первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела» (1759) и его издатель А.П.Сумароков. Широкая проблематика статей, опубликованных в журнале, утверждение нового направления в искусстве – стиля классицизм. Определение роли изобразительных искусств, утверждение их огромной нравственной, воспитательной и познавательной силы.
Тема 4. Художественная критика классицистического периода. Основание Академии художеств (1757) и усиление интереса к изобразительным искусствам. Академия художеств как школа профессионального мастерства и центр художественной жизни. Начало выставочной деятельности, доступность художественных произведений более широким, чем ранее, кругам публики. Становление художественной критики как связующего звена между публикой и художниками. Тексты торжественных речей М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, диссертаций (Г.Н. Теплова), первых каталогов – описаний художественных произведений (1766) и т.п. Сатирическая журналистика 1760-70-х годов и ее роль в развитии самостоятельного критического мнения. Н.И. Новиков. Опосредованная связь публикаций с проблематикой художественной критики как таковой, проявление интереса к обсуждению вопросов и отдельных произведений изобразительного искусства. Утверждение идеалов классицизма в процессе обсуждения крупнейших произведений искусства и важнейших фактов художественной жизни. Теоретические трактаты художников академического круга – сочинения А. Иванова (1789), И. Урванова (1793), П. Чекалевского (1792). Особенности классицистической критики, ее панегирический характер. Н.М. Карамзин и его «Письма русского путешественника». Издательская деятельность Н.М. Карамзина. «Московский журнал» (1791-92) и его роль в развитии критики, появление специального критического раздела. Формирование системы жанров критических выступлений - статья, рецензия, обозрение, нового языка, терминологического аппарата и другие важные факторы развития критики на рубеже ХУШ-Х1Х веков.
Тема 5. Русская критика первой половины Х1Х века Общественный подъем и оживление общественно-политической и художественной жизни в первые годы Х1Х века. Развитие журналистики. Цензурный Устав (1804). Ведущие журналы начала нового столетия: «Вестник Европы» (1802-30, Москва, редакторы Н.М. Карамзин (1802-03), П.П. Сумароков (1804), М.Т. Каченовский (1805-07), В.А. Жуковский (1808-10), М.Т. Каченовский (1811-30)) и «Русский вестник» (1808-24, Москва, издатель С.Н. Глинка). Проблематика художественно-критических публикаций, их форма, стиль речи, особенности языка и литературных приемов. Статьи Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского («О критике»), А.И. Тургенева и других. Соотношение различных течений в искусстве этого периода, их отражение в статьях разных авторов. Сохранение просветительских идей в культуре начала нового столетия. Роль литературно-художественных салонов, кружков, объединений в формировании мысли об искусстве. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», его члены и их деятельность в области российских художеств. Московская художественная ситуация в начале Х1Х столетия. Московский Университет – центр интеллектуальной жизни. Издательская деятельность. Первое специальное художественное издание в России - «Журнал изящных искусств» (1807, Москва) и его издатели, и авторы И.Ф. Буле, М.Н. Муравьев, Н.Ф. Кошанский. Академический характер издания, высокий профессиональный уровень публикуемых материалов, преимущественная историко-философская и эстетическая направленность университетского журнала. Внимание к истории и современному состоянию русского искусства (статья Н.Ф. Кошанского «Памятник Пожарскому и Минину, назначенный в Москве»). Критика 1810-х годов. Периодические издания этого десятилетия. Основные жанры критических выступлений, романтический характер наиболее ярких текстов, связь стилеобразующих процессов в литературном творчестве и изобразительном искусстве. Статья К.Н. Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» (1814) в журнале «Сын Отечества» - первый обзор художественной выставки. Орест Кипренский – «любимец русской публики». Расширение художественного кругозора пишущих об искусстве авторов, привлечение западноевропейского материала для сопоставления. Публикации О. Сомова и других авторов. Развитие национально-патриотических идей, особенно в результате победы над Наполеоном. Рост революционных настроений, создание тайных обществ декабристов. Рассмотрение проблем развития национального искусства наряду с преобразованием государства в программах декабристов. Понятия «национальность» и «народность» в искусстве. Предложения по созданию специального музея русского искусства. Деятельность П.П. Свиньина. Академическая выставка 1820 года и ситуация полемики вокруг нее. Статьи Н.И. Гнедича и А.А. Бестужева в «Сыне Отечества». «Журнал изящных искусств» (1823-25, Санкт-Петербург) В.И. Григоровича. Программа художественного издания, структура журнала, основные эстетические позиции автора и издателя (в данном случае – в одном лице). Деятельность В.И. Григоровича и опубликованные им материалы в оценках современников. Другие издания 1820-х годов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Северные цветы». Критические рассуждения К. Рылеева, В. Кюхельбекера, Д. Веневитинова и др. Разработка концепции романтизма русскими авторами. А.И.Галич и его трактат «Опыт науки изящного» (1825). Академическая выставка 1824 года, показ работ А.Г.Венецианова. Осложнение исторической и внутриполитической ситуации после подавления восстания декабристов в 1825 г. Закрытие ряда изданий. Московское «Общество любомудрия». Московские журналы 1820-х годов. Статья И.С. Мальцова в журнале «Московский вестник» (1828). Опыт сравнительного анализа творческой манеры двух портретистов – Дж. Доу и О. Кипренского. Новое специальное издание – «Художественная газета» (1836-40, Санкт-Петербург), ее издатели и авторы Н.В. Кукольник и А.Н. Струговщиков. Концепция издания в ситуации обостряющихся споров. Программный отказ от критики, провозглашенный Н.В. Кукольником в редакционной статье, и отношение к этому его оппонентов. Сложности, возникшие на пути издателя, передача редактирования в новые руки. А.Н. Струговщиков и изменение концепции журнала. Ценность фактологического материала, собранного на страницах «Художественной газеты». Оценки творчества О.А. Кипренского, К.П. Брюллова. Привлечение к сотрудничеству в журнале художников, публикация статей мемуарного характера, узкопрофессиональных статей о секретах мастерства и т.д. Высказывания художественных деятелей о своем творчестве и работах учителей и современников. Специфика данного материала как источника. Дневники, письма, автобиографические записки, воспоминания, рапорты пенсионеров Академии художеств. Тексты И.П. Мартоса, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, Ф.П. Толстого, С.Ф. Щедрина, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Общие черты времени и индивидуальный стиль автора. А.С. Пушкин об искусстве. Творческая концепция Н.В. Гоголя и его отношение к современному искусству.
Тема 6. Русская художественная критика 40-50-х гг. XIX века. Ситуация в художественной жизни России 1840-х годов. «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения» (А.И. Герцен). Развитие демократических тенденций в искусстве и критике. Критическая деятельность В.Г. Белинского и его последователей В.П. Боткина, А.Н. и В.Н. Майковых. Попытки выявления в произведениях русского искусства черт нового формирующегося стиля. Интерес к «прозе жизни», бытовым деталям и т.д. Выставки картин П.А. Федотова в Петербурге и Москве и полемика в прессе. Показ работ А.Г. Венецианова на академической выставке и их оценки в критических статьях разных авторов. Приемы «писательской» художественной критики: рассмотрение проблем искусства изобразительного наряду с проблемами культуры в целом и литературным процессом в частности, интерес к повествовательной стороне живописных и скульптурных работ (к сюжету) и ряд других. Обострение полемической ситуации на страницах журналов в 40-е годы. Роль ведущих журналов: «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения» - в литературном процессе и процессе дальнейшего развития художественно-критического мышления. Споры «западников» и «славянофилов» и их оценки русского искусства. Специальные художественные журналы «Памятник искусств» (1840-43, Санкт-Петербург, редакторы А. Баласогло и А. Норев) и «Иллюстрация» (1845-49, Санкт-Петербург, издатель Н.В. Кукольник). Отражение на страницах этих изданий новых тенденций в русском искусстве. Интерес к разнообразным стилям прошлого, к новым техническим достижениям, в частности, в области графического искусства. Публикация материалов о ранее малоизвестных периодах, школах и стилях мирового искусства. Основные направления и проблематика художественной критики 1850-х годов. Понятие «середина столетия» и его специфика. Ключевая фигура десятилетия - А.А. Иванов. Оценки картины «Явление Мессии». Факты художественной жизни и их воздействие на развитие художественной критики. Открытие императорского художественного собрания для публичного обозрения. Начало коллекционерской деятельности П.М. Третьякова. Выставочная практика в Петербурге и Москве. Взаимоотношения русского и западноевропейского искусства, всемирные выставки и участие в них русских мастеров. Разработка разнообразных концепций самой художественной критики. «Реальная критика» Н.А. Добролюбова, «эстетическая критика» А.В. Дружинина, «органическая критика» А.А. Григорьева. Деятельность Н.Г. Чернышевского, публичная защита диссертации на тему: «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). Определение задач современного русского искусства. Новые проблемы в художественной критике: взаимоотношения художника и зрителя, выставочная публика и ее вкусы, кумиры в искусстве, поиск положительного героя, генезис романтических идей, жанровое своеобразие и содержательные задачи современного искусства и другие. А.А. Иванов и его картина «Явление Христа народу» в оценках критиков. Новые журналы: «Светопись» (1858-59, Санкт-Петербург, издатели Г.Н. Оже – Н.М. Львов) и «Иллюстрация» (1858-63, Санкт-Петербург, издатель А.О. Бауман, редакторы В.Р. Зотов, Н.С. Курочкин).
Тема 7. Русская критика второй половины Х1Х века 1860-е годы. Активизация общественной жизни. «Бунт 14-ти» в Академии художеств (1863) и возможности (а точнее, отсутствие возможностей) его освещения в прессе. Создание Петербургской артели художников. Профессионализация художественной критики, ее окончательное отделение от критики литературной. Возрождение идей просветительства в 60-е годы. Противостояние академической и демократической критики. Острые полемические ситуации: М.О. Микешин – В.В. Стасов (1859), В.В. Стасов – Ф.А. Бруни (1861), В.В. Стасов – Н.А.Рамазанов (1862) - характерные черты нового десятилетия. Споры о путях развития русского искусства. Оценки творчества К.П. Брюллова и А.А. Иванова в историческом аспекте. Появление многочисленных иллюстрированных периодических изданий («Искра», «Гудок», «Заноза», «Будильник» и др.) Широкое распространение печатной сатирической графики. Карикатура как одна из форм художественной критики 1860-х. Новые жанры: памфлеты, фельетоны. Изменение характера текстов в «толстых» журналах. Ведущий тип статьи – аналитический. Сочинения П.М. Ковалевского, П.Н. Петрова, И.И. Дмитриева, Л.М. Жемчужникова. Картина Н.Н. Ге в оценках критиков. Рассуждения об историческом жанре в целом. Выявление специфики и особой роли бытового жанра. Критическая деятельность В.В. Стасова. «Таран русской художественной критики». Ф.И. Буслаев – сторонник «эстетической» критики. Глубокий интерес к историко-художественному наследию Древней Руси. Специфика развития критики в 1870-е годы. 1870-е – время реформ, время острых общественных противоречий, активизации освободительного движения и «хождения в народ». Создание Товарищества передвижных художественных выставок. Первая выставка нового объединения и отзывы о ней в периодической печати. Статьи В.В. Стасова «Передвижная выставка 1871 года» и М.Е. Салтыкова-Щедрина «Первая русская передвижная художественная выставка». Взаимоотношения передвижников и академического руководства и их отражение в критике. «Общество выставок художественных произведений», организованное под покровительством Академии. Конкуренция и соперничество двух организаций. Поддержка меценатом и коллекционером П.М. Третьяковым художников – передвижников. Оценки современного искусства в статьях и письмах И.Н. Крамского. Полемика вокруг картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Оценки В.В. Стасова, И.Н. Крамского, Ф.М. Достоевского, Н.К. Михайловского. Творчество В.В.Верещагина в зеркале критики. Рассуждения о картинах Г.И. Семирадского. Понятие «салонный академизм». Художественно-критическая и педагогическая деятельность А.В. Прахова. Журнал «Пчела» (1875-78, Санкт-Петербург) – опыт коммерческого предприятия и одновременно - отражение эстетических взглядов редактора (А.В. Прахова). Научная основательность опубликованных материалов. Художественная политика Академии художеств в 1870-е годы и реальные судьбы русского искусства. Интенсивное формирование и укрепление нового направления в русской живописи – критического реализма.
Критика 1880-х годов. «Художественный журнал» Н.А. Александрова (1881-87, Санкт-Петербург). Академические журналы «Вестник изящных искусств» и «Художественные новости» (1883-90, Санкт-Петербург) – издания, отразившие желание академического руководства разъяснять свою позицию инакомыслящим, критиковать творческий метод передвижников, соглашаясь с отдельными его достоинствами. Приглашение к редактированию обоих изданий А.И. Сомова. Высокий профессиональный уровень текстов А.И. Сомова и других авторов, опубликованных в новых изданиях, стремление к объективным оценкам художественного процесса. Русская критика рубежа Х1Х-ХХ веков
Тема 8. Русская художественная критика на рубеже Х1Х и ХХ столетий. Новый качественный и профессиональный уровень критического мышления на рубеже Х1Х и ХХ столетий. Зарождение стиля модерн. Эпоха неоромантизма и позитивистской эстетики. Новые тенденции в художественной жизни Москвы. Журнал «Артист» (1889-95, Москва) - специальное художественное издание, вышедшее в Москве после длительного перерыва. Критические статьи А.А. Киселева, С.Глаголя (С.С. Голоушева), В.М. Михеева и других сотрудников журнала. Серьезное внимание критиков «Артиста» к пейзажному жанру, выявление его специфики и роли в современном русском искусстве. Новые имена - В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров - и новые произведения в оценке молодых московских критиков. Зарождение новых тенденций, в том числе связанных с влиянием импрессионизма. Отражение журналом «Артист» конкретных событий художественной жизни Москвы и России в целом: передача галереи П.М. и С.М. Третьяковых городу Москве, 1-й съезд русских художников, деятельность Московского художественного кружка. Творчество М. Врубеля, взаимоотношения художника с публикой и критикой. Проблема непризнанного гения. Неприятие публикой и критикой новаторских художественных приемов художника. Трагедия личности. Символизм Врубеля. Многообразие стилевых поисков в художественной ситуации рубежа Х1Х-ХХ веков. Отражение этих явлений в критике. «Упадок или возрождение?» - название статьи Д. Мережковского, отразившей состояние критического мышления этого периода. Петербургское художественное объединение «Мир искусства». Эстетическая программа, направления деятельности, стилистические поиски, мастера. Журнал «Мир искусства» (1899-1904, Санкт-Петербург). Утверждение концепции «искусства ради искусства», индивидуализма в творчестве. Критическая деятельность А. Бенуа, С. Дягилева, И. Грабаря и других авторов. Программная статья «Сложные вопросы» («Мир искусства», № 1-2, 1898). Актуальность затронутых проблем: художественного индивидуализма, автономии искусства, красоты и воспитания красотой. Другие публикации. Сотрудничество с литераторами Д. Мережковским и З. Гиппиус, философами Л. Шестовым и В. Розановым на страницах журнала. Главная направленность – ознакомление читателей с современным русским и западноевропейским искусством через публикацию авторских статей, переводных материалов, репродукций. Новые приемы в художественном оформлении журнала. Журнал «Искусство и художественная промышленность» (1898-1902, Санкт-Петербург, редактор Н.П. Собко). Провозглашение интересов русской художественной школы, национальных традиций, реалистической направленности творчества. Отражение новых тенденций в развитии декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности Критика 1900-х. Высокий профессиональный уровень художественно-критического мышления. Многообразие индивидуальных концепций и стилей. Портреты критиков: П. Муратова, С. Маковского, М. Волошина, Н. Радлова. Из художественной хроники начала столетия. Выставка 36-ти художников (1903, Москва). Объединение московских и петербургских мастеров в Союз русских художников (1904). Московские журналы «Весы» (1904-09, издательство «Скорпион») и «Золотое руно» (1906-09, редактор-издатель П.П. Рябушинский). Символистская направленность эстетической программы изданий. Тесное сотрудничество живописцев, графиков и литераторов – характерная черта времени. Выставка «Голубая роза» (1907, Москва) в зеркале критики. Творчество художников-младосимволистов в свете эстетических концепций начала ХХ века. Журнал С.К. Маковского «Аполлон» (1909-17, Петербург). Отношение к историческому наследию русского искусства. Новаторские поиски русского искусства 1910-х годов в оценках критиков «Аполлона». Рождение русского авангарда и открытие проблематики ХХ столетия.
|