Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
B. СхіднійДата добавления: 2015-10-02; просмотров: 519
(1803—1962/ 69) 1. Лит. и обществен. деятельность О.—самобытный философ, талантливый писатель, музыковед, педагог, пропагандист фольклор, издатель альманаха «Метафизика» и ж-ла «Моск. вестник», соредактор пушкинского «Современника», помощник директора Публичной б-ки в СПб, директор Румянцевского музея (ныне—Рос. гос. б-ка). Занимался лит-рой, теорией музыки, химией, педагогикой и др. В круг интересов О. входили переводы и популяризация науки для народа, обширная филантропическая деят-сть, библиотечная работа, изобретение музыкальных инструментов. Всем, чем бы не занимался О., он проявлял себя как профессионал.
2.Педагог. взгляды О. О. интересовался вопр-ми воспитания детей. Его перу принадлежит педагог. трактат «Наука до наук»; мысли о воспитании встречаются во многих рассказах и повестях писателя («Бригадир», «Ск. о том, как опасно девушкам ходить по Невскому проспекту», «Княжна Мими» и др.). Основная цель воспит, по О,--«приучить ребенка «прежде всего быть человеком», развить его духовные склонности, способности, «привести в движение орудие его мысли». В процессе воспитания и обучения необходима последовательность и систематичность. Обучению основам наук должна сопутствовать связь с практикой и жизнью. При обучении и воспитании детей необходима знать и учитывать особенности детского мышления. Интерес О. к вопросам воспитания и занятия дет. лит-рой взаимосвязаны. Пис. высоко ценил роль книги в формировании детского ума и чувств ребенка. Гл. назначение лит. произведения, считал О,--пробудить у юного читателя любознательность, интерес к науке, дать ему в популярной, занимательной форме полезные сведения. Мысли О. о воспитании и образовательных задачах лит-ры для детей нашли воплощение в творческой практике читателя. Его сказки («Городок в табакерке». «Червячок») были насыщены познавательным материалом, реальными сведениями, а рассказы («Столяр», «Сиротка», «Серебряный рубль») убеждали читателей быть добрым, справедливым, отзывчивым, готовым оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Работа О. над произв. для детей относится к 30—40-м гг. 19 в. 1833—34—участвует в издании альманаха «Дет. книжка для воскресных дней»ет. н. ичат манаха "0--40-в нец, справедливым, отзывчивым, готовым оказать помощь тому, кто в нец нуждается. , занимательной фо 1835—37—сотрудничает в журн. «Дет. б-ка» А.Н. Очкина. 1834—вышла отдель. изд-ем сказка «Городок в табакерке» 1840—«Детские сказки дедушки Иринея» 1847—«Дет. песни дедушки Иринея» Имя «Ириней» было придумано О. за несколько лет до осуществления замысла его отдельной книги. Возможно, оно навеяно немец. романтиком Э.Т.А. Гофманом, у кот. в «Житейских воззрениях кота Мура» встречается персонаж с похожим именем
«Городок в табакерке» (1834) Сказка стала большим лит. открытием. Это 1-ая в р.л. научно-познавательная сказка. Автор поставил перед собой задачу: дать детям представление об устройстве музык. шкатулок, широко распространенных в 18—нач. 19 вв., и на примере их работы познакомить читателей с некоторыми законами механики. Образы и сюжет сказки подчинены этому замыслу. Персонажи сказки: пружинка, валик, молоточки, колокольчики—разные части механизма шкатулки. Все они персонифицированы и наделены характером (=прием олицетворения). Маленький Миша хочет узнать, как в табакерке рождается музыка. С помощью персонификации различных частей механистич. прибора он понимает его утройство. Особенность сказки—науч. материал приноровлен к детской фантазии. Писатель рассказал детям о научном в развлекательной форме. Следует обратить внимание на педагогический аспект сказки О. В д.л. писатели в разное время прибегали к поджанру «разговор родителя с ребенком» (Н. Крупская «В.И. Ленин», В. Маяковский «Что такое хорошо…», С. Михалков «разговор с сыном»). В этих произведениях после постановки проблемы следует лекция родителя. У О действие развивается в нестандартном ключе.
Антоний Погорельский (1787 – 1838) 1.Жизнь и творчество А. Погорельского Антоний Погорельский – псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. Псевдоним связан с названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем Антония Печерского, некогда удалившегося от мира в Чернигов. А.П. – одна из самых загадочных фигур в русской литературе. Друзья называли его «петербургским Байроном»: он был так же умен, талантлив, безрассудно смел и даже внешне напоминал английского поэта. В детстве получил разностороннее домашнее воспитание, за два с небольшим года окончил Московский университет. Из ун-та вышел со званием д-ра философии и словесных наук. А.П. еще в студенческие годы он перевел на немецкий язык и издал «Бедную Лизу» Н. Карамзина (1807). В совершенстве владел французским языком. Он был членом литературного общества «Арзамас». А.П. был дружен с В. Жуковским, П. Вяземским. Вместе с декабристами К. Рылеевым , А. Бесстужевым, В. Кюхельбекером, Ф. Глинкой входил в «Вольное общество любителей словесности». Во время Отечественной войны 1812 года был боевым офицером. Здесь он познакомился с известным немецким музыкантом и писателем-романтиком Э.Т.А. Гофманом. Общение с ним наложило отпечаток на характер творчества А.П. А.П. внес заметный вклад в историю русской литературы. Еще до появления прозы Пушкина и Гоголя создал ряд произведений, популярных у современников и, по мнению журнала «Отечественные записки», принадлежал к числу «наиболее любимых публикой беллетристов». С именем А.П. неоднократно ставят слово «первый»: он автор 1-й в рус. лит. фантаст. повести «Лафертовская маковница» (1825), 1-н из 1-х семейных романов «Монастырка» (1830 – 1 ч., 1833 – 2 ч. ), 1-й фантаст. повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители» (1829). В истории русской литературы с именем А.П. связано возникновение в 20-е гг. 19в. романтической прозы. Он стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе. В отставке А.П. воспитывал своего племянника, будущего известного поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Для произведений А.П. характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быт, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироническая манера повествования А.П. делает привлекательными его произведения. Не случайно «Лафертовскую маковницу» наряду с «ЧК» включают в сборники для детского чтения.
2.Повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» (1829) Имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». В ней две линии повествования—реальная и фантастическая. Их сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. ЧК написана для 10-летнего племенника А.К. Толстого. Гл. герой—Алеша. Автор уделяет большое внимание формированию характера ребенка, его психологическим особенностям. А.П. одному из 1-х удалось подчинить педагогическую задачу художественному вымыслу.На примере Алеши он убедительно показывает, что такое хорошо, а что такое плохо. Он показывает самоценность детского возраста, богатства душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н.М. Карамзина героем произведения стал ребенок. Образ Алеши открывает целую галерею образов детей в русской детской литературе (см. С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, А.Н. Толстого, М. Горького и мн. др.). Со времени опубликования «ЧК» одной из идей русской литературы стала мысль А.П.: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки. После этой повести-сказки в д.л. закрепилась возможность существования 2-х планов повествования: детского и взрослого. У А.П. это проявляется в манере рассказа, близкому к живому разговору воспитателя с ребенком. Автор положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Его произведение написано без трудных для детей книжных и устаревших слов.
|