Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






ПЕРЕЛІК ЗАПИТАНЬ ДО ЗАВДАННЯ 3


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 482



 

Психологизм Толстого

Используя своего рода микроскоп, Толстой перешел к изображению человека в его беспрерывном движении, поставил это движение в связь с расширением обстоятельств, воздействующих на человека (соединил широкую картину мира с глубиной проникновения во внутренний мир человека). Перешел от господства в лит-ре того времени изображения внешних проявлений «жизни сердца» к анализу самого процесса психической жизни, процесса возникновения и смены чувств, сумел показать «таинственный процесс выработки мыслей и чувств». Писатель воспроизвел «диалектику души» человека (термин Чернышевского), взаимосвязь в взаимопереходы разных чувств и мыслей, их борьбу и непрерывное развитие. Формы и приемы психологического изображения у Толстого разнообразны: он применяет как явный, открытый психологизм, представленный авторскими сообщениями о внутреннем мире героев, внутренней речью и монологами самих героев, так и скрытый, косвенный психологизм – психологические портреты и пейзажи. Толстой широко использует авторские размышления о настроениях героев, об их психологич.реакции на различные события. В острые, кризисные моменты для воссоздания психологии героев, душевных противоречий, неустойчивости и сомнений используются внутренние монологи.

Для срывания всех и всяческих масок, для разоблачения всякой фальши в делах и словах Толстой прибегает к приему «остранения», который заключается в неожиданном взгляде на некое действие или поступок «со стороны», как будто не понимая их привычного смысла. Все равно, как если бы ребенок неожиданно попал на заседание правительства или за спортивным состязанием стал бы наблюдать человек, не знающий правил игры. Такому взгляду, разумеется, все действие представляется бессмысленным, ему бросается в глаза игровая условность происходящего, его надуманность. Например, когда Наташа едет вместе с Элен Безуховой в оперу, все ей вначале кажется «дико», «вычурно-фальшиво и ненатурально». Реалист Толстой считал оперу ложным искусством, где допускается слишком много нелепостей от неестественного соединения драмы, танца и музыки. При описании оперы он отрешается от красоты музыки и описывает представление как бессмысленное, и даже безнравственное действие – из-за своей ненужной роскоши и соблазнительных нарядов актеров.

«Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людейв черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них былочто-то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что-то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей». <...> «В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что-то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем-то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцевать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво». Обороты, которые создают «остранение»: Толстой подчеркивает бутафорскую условность декораций (он делает главным словом в словосочетании «картины» и «дыру», а не «луну» и «монументы») и демонстрирует свое непонимание действия и действующих лиц («много людей в черных мантиях», «еще какие-то люди», «вероятно, царь и царица», «что-то металлическое», «что-то вроде кинжалов»). Вместе с этим он акцентирует нелепость и неприличие представления, упоминая как можно чаще о «голых ногах» актеров.

Наглядно предстает «остранение» в описании сцены военного совета в Филях. Он изображается – совершенно неожиданно – глазами шестилетней девочки Малаши. Детскость у Толстого выступает всегда синонимом простоты, непосредственности, а, следовательно, и истинности. Кутузов, изображенный Толстым, – родной всем русским людям человек, и это отражается в отношении к нему Малаши, про себя называющей его «дедушкой». В художественной концепции романа Кутузов как воплощение народного духа противопоставляется Александру, Наполеону, Бенигсену как носителям чуждых народу свойств. Девочка выступает в качестве судьи в споре Кутузова и Бенигсена и берет сторону Кутузова – конечно, совершенно бессознательно. В этом-то и ценность ее суда. Она ничего не понимает из того, что делается на совете, но своим детским, народным чутьем угадывает, где правда.

Так же, с помощью остранения, Толстой изображает батальные сцены. Первую встречающуюся нам в романе батальную сцену он показывает глазами Ростова, в первый раз очутившемся «в деле». Толстой мастерски передает психологию новобранца, вначале храбрящегося и готовящегося «рубануть», но вдруг неожиданно, после ранения в руку, превращающегося из нападающего в беспомощную жертву. Он не может понять, где он находится, где свои и чужие, наивно, как растерявшийся маленький ребенок, думает, что бегущие к нему по полю люди (в шинелях непривычного серого цвета) должны ему помочь и очень удивляется, когда один из них «проговорил что-то странное, нерусское». «''Что это за люди?" всё думал Ростов, не веря своим глазам. "Неужели французы?" Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. "Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. "А может, – и убить!"». И Ростов бежит от французов «с чувством зайца, убегающего от собак». Так непривычному к войне взгляду через страх открывается сущность войны как бесчеловечного убийства.

С помощью приема «остранения» Толстой может представить бессмысленным и «фальшивым» любое действие, и он пользуется им беспощадно, срывая маски с обряда посвящения Пьера в масоны, с придворных церемоний и парадов, с дипломатических переговоров и военных советов.

Разнообразие психологических приемов, используемых Толстым, тем не менее, создает цельную картину и концепцию человеческой натуры, глубоко продуманную автором и подкрепленную философскими размышлениями. С другой стороны, сами философские построения в романе неизменно отталкиваются от наблюдений за поступками и мыслями героев.

 

В ОБЩЕМ: «Война и мир».Перед началом работы над ВиМ увлекся замыслом о декабристе,к-ый заключался не в апофеозе революционного движения,а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями.Герой предполагавшегося романа-вернувщийся из ссылки декабрист-должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.Среди героев 1812г. были многие будущие декабристы.Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе-1805г., Аустерлицу,к Тильзитскому унижению России.На первоначальных стадяих работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора.Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 явилась в процессе работы над материалом.Роман писался в обстановке творческого подъема,в счастливый период яснополянской семейной жизни.В январе 1863 приступил к работе.Андрей.Сначала жаждет занять достойное место в армии.Обуреваем честолюбием,хочет личного успеха,прельщает слава Бонапарта.Под Аустерлицев-переворот:Наполеон померк,никчемный честолюбец.Затем служит у Сперанского,не ради славы,а на благо России..Потом хочет стать «отцом» крестьянам,но не нашел успокоения в Богучарове,общего языка с крестьянами.Лиза умирает от родов,сын Николенька.Депрессия->встретил Наташу,вернула интерес к жизни.Но снова в аримю,т.к. Нап.в пределах России.На Бор.поле пришел не с честолюбивыми настрояниями,а с мыслью послужить России. Сначала Болк.должен был быть эпизодическим героем-молодой удачливый офицер,к-ый должен был красиво умереть под Шенграбеном.Затем образ сильно усложнился.Пьер.Задуман как образ чел-ка,всецело опирающегося на чувства.Несмотря на смертельные опасности,должен выжить и соединиться с Наташей,которая сама живет чувствами,душевными порывами.Но все же наделен долей трезвого мышления.Опирается и на разум.Например,проявляет много расчетливости,спасая Наташу от Анатоля.Компанейская душа,его кутежи с офицерами показывают,что он не заботится о карьере,так же как и о наследстве,к-ое ему просто достается.Никогда не жаждал личной славы.Женившись на Элен,как и А.,пытается уладить свои деревенские дела,построить мужикам школы,больницы,и так же разочаровывается в этом,управляющие разворовали отпускаемые им деньги.Образ Пьера рано возник в замыслах Т,он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста.Масонство,бонапартизм-черты чисто декабристские.Потом переоценка Наполеона,стремится слиться с народом.Наташа.Одаренность,жизнелюбие,доброта,сострадание,подлинная народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех народных традиций,несмотря на барское воспитание-непосредственна в чувствах,всеми любима,правдива.Целиком растворилась в тревогах 1812г.Особенно душевные качества раскрываются в ухаживании за ранеными.Наполеон.Толстой его развенчивает,Н-агрессор.Нет величия там, где нет простоты,добра и правды.Человек холодного расчета,претенциозен.Выдающийся полководец,умеет принимать гениальные решения;проиграл,потому что вел несправедливую войну.Кутузов.Антипод Н.Руководствуется не разумом,а каким-то внутреним голосом.Принимал разумные решения,противопоставлял свою волю,стратегию и тактику воле,стратегии и тактике Нап.Т.хотел опровергнуть официальную историографию,слишком восхвалявшую царей,полководцев и забыбвавшую о народе.Все солдаты-истинные герои,они исполняли свой долг,от них зависела победа.

Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанско го с целью изменения правовых основ положения крес тьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.

Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.

Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положения в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог.3. Этапы поисков смыслажизни ПьераБезухова1. Жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка служить, вынужденная женитьба на Элен, светская жизнь, попытки построить счастливую семейную жизнь, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, отъезд в Петербург.

Встреча с масоном Баздеевым, вступление в «масонство», стремление верить и подчиняться «Уставу».3. Поездка в южные имения с целью творить «добрые дела», «реформы» в имениях, пожертвования на храмы, дома бедных, примирение с женой, постепенное разочарование в масонстве, особенно после принятия туда Бориса Друбецкого.4. Чтение, размышления, внутренняя умственная работа, которая внешне никак не проявляется, — барин, добряк.5. Война 1812 года, ощущение общности-с судьбой России, изменение взглядов на жизнь и поведение (безволие и мягкотелость сменяются деятельностью, волевыми поступками); решение служить в ополчении, уверенность в своем предназначении убить Наполеона, поездка в армию, размышления о роли народа в войне, спасение ребенка и женщины в горящей Москве.6. Плен, встреча с Платоном Каратаевым, размышления о цене жизни под влиянием страшных событий, свидетелем которых он стал, духовное возрождение.7. Решение служить Родине, женитьба на Наташе, счастье, семья, участие в организации тайного общества, критическое отношение к существующему устройству, общества. Этапы поисков смысла жизни Андрея Болконского 1. Участие в светской жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышления о славе, презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенгра-бене, знакомство с Тушиным, боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне. 2. Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего сословия; изменение этих взглядов, выразившееся в реформах в имении в 1808 году (300 душ — в вольные хлебопашцы, остальных — на оброк, организация медицинской помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь — «частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.

4. Наташа Ростова. Непосредственность и искренность Наташи Ростовой обновляют душу любого человека. В ней царствует гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. У нее есть высший дар женской интуиции — нерассудочное ощущение правды. Жизнь Наташи свободна и раскованна, а все поступки согреты теплотой нравственности, воспитанной русской атмосферой дома Ростовых. Народное в Наташе очень естественно. Вспомним русскую пляску в имении дядюшки. «...Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...» Пьер не может понять, как Наташа могла променять Болконского на «дурака» Анатоля. В Анатоле Курагине притягивала его свобода и независимость. Именно поэтому под его обаяние попала и княжна Марья. И княжна Марья и Наташа хотят жить свободно, без принятых условностей. Ана-толь безгранично свободен в своем эгоизме, Наташа подчиняется именно этому чувству полной душевной раскованности. Но для Наташи ее «все можно» — стремление к простым и прямым отношениям между людьми, желание мирной семейной жизни. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы понять непосредственную силу чувств. История с Анатолем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. На молитве в церкви Разумовских Наташа ищет выход из духовного одиночества. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своей личной трагедии. Ее русское начало проявляется и в патриотическом порыве при отъезде из Москвы. Она полностью забывает о своем «я» и подчиняет жизнь служению другим. Любовь Наташи сильна своей бескорыстностью, чем и отличается от расчетливого самопожертвования Сони, Превращение Наташи в любящую мать и жену совершенно естественно для нее. И в зрелом возрасте она верна себе. Все богатство натуры Наташи растворяется в материнстве и семье, она иначе жить не может. Когда выздоравливает ребенок и приезжает Пьер, «прежний огонь» зажигается «в ее развившемся, красивом теле», «яркий, радостный свет» льется «потоками из ее преобразившегося лица». Она чутко улавливает душой все хорошее, что есть в Пьере: «...отражение это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением». В Наташе Ростовой Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине. Марья Волконскаястрогость отца вынуждает княжну Марью искать прибежище в религии. Как и Наташа, Марья живет жизнью сердца и способна на самопожертвование (история с мадемуазель Бурьен). Чуткое сердце подсказывает ей после сообщения о гибели брата, что тот жив. Тонкое понимание другого человека помогает княжне понять, что нельзя сообщать Лизе о смерти князя Андрея. Как и все герои Толстого, княжна Марья проверяется испытаниями 1812 года. Она гневно отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться на милость французов. Патриотизм ее так же искренен, как и наивное поведение во время бунта богучаровских крестьян. Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга. Элен Безухова противопоставляется княжне Марье. Духовность княжны Марьи делает ее прекрасной, несмотря на внешнюю некрасивость. Эгоизм и беспринципность Элен вызывают «гадкое чувство», несмотря на ее прекрасную внешность. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Война проверяет Элен, как и остальных героев. Во время патриотического подъема всего общества она занята только собой и пытается выйти замуж при живом муже, приняв веру врага. Элен была мертва уже задолго до ее физической смерти. Это один из самых отталкивающих образов в романе.

6. Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Кутузов. Его образ одно из самых значительных художественных достижений Толстого в «Войне и мире».

В кампании 1805 года Кутузов ненавистник немецкой военной школы, талантливый и, когда надо, энергичный полководец. Но в нем еще нет величия, не скрыты Толстым и некоторые слабости Кутузова. Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война 1812 года и то доверие, которое оказали ему народ и армия. Эта глубокая и правильная мысль руководила Толстым при создании образа Кутузова в романе «Война и мир». Толстой рисует Кутузова в 1812 году в противопоставлении его внешнего облика слабого и дряхлого старика его внутреннему нравственному величию. Силы жизни и воля Кутузова как полководца и человека питались одной, никогда не покидавшей его мыслью о победе над врагом, что теперь было его единственным стремлением и самым задушевным желанием. Кутузов обрисован в романе в органическом слиянии возвышенности его идеала и житейской простоты и доступности. В трактовке Толстого стратегическая идея Кутузова заключалась в соединении двух сил: терпения и времени, о которых он часто говорит, и нравственного духа войск, о котором он всегда заботился. Кутузов воплощает в себе национально-патриотические чувства русского народа, пробужденные великим историческим испытанием. Глубокая связь с родиной, со всем русским, с армией была источником его силы как полководца, как исторического деятеля. Сравните Кутузова в походной обстановке, обращающегося к армии с простыми словами благодарности, и его же, потухшего и безучастного; при парадной встрече с царем. Патриотизм Кутузова так же, как и патриотизм простых русских людей Тушина, Тимохина, лишен какой бы то ни было рисовки, внешней эффектности, кичливости и хвастовства, что в изображении Толстого является одной из черт русского национального характера. Вся добродушная манера обращения Кутузова и речь его чисто русские. Патриотизм Кутузова выражен в его глубокой уверенности в силе и мужестве русского солдата, в том, что враг может и будет побежден. Кутузов как представитель народной войны, как воплощение национальной стихии противостоит в романе Наполеону наглому и жестокому завоевателю, действия которого в изображении Толстого не только не оправданы ни историей, ни потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества. Если Кутузов воплощает в себе народную мудрость, то Наполеон выразитель ложной мудрости. Кутузов представитель коллективного начала, воли народной, Наполеон крайнее выражение индивидуализма и эгоцентризма. Кутузов олицетворение таинственных, но железных законов истории, Наполеон дерзкий их нарушитель, «герой», презревший все, не признававший ничего, кроме своей воли. Толстой неправомерно свел к нулю способности Наполеона как полководца и всячески принизил его как исторического деятеля. Наполеон был бесспорно великим полководцем и выдающимся государственным деятелем своего времени. Развенчивая Наполеона как полководца, Толстой, сам того не замечая, снижает историческое значение Кутузова и вообще русской армии в разгроме Наполеона.

Антибуржуазные позиции Толстого, его демократическая точка зрения, на роль народных масс в истории помогли обличению Наполеона как захватчика и душителя национальной независимости народов, как циничного, безнравственного и самовлюбленного деспота, попиравшего все человеческое. Трагикомична судьба подобных героев, когда они сталкиваются с народной массой, поднявшейся на защиту своей родины, своей национальной независимости. Толстой показал, как постепенно из самодовольного и высокомерного «гения» Наполеон превращается в трусливого беглеца.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
До індивідуальної роботи | ІНДИВІДУАЛЬНЕ ЗАВДАННЯ №1
1 | <== 2 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.209 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.21 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7