Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Правова культура юриста


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 618



имущества церкви и правового статуса духовенства. Необхо­димо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляриза­ция церковных земель в 1762—1764 гг.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

Святейший Синод стал органом распорядительной влас­ти императора;

церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как и государственная, власть мо­нарха была поставлена над церковью.

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложен­ной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов господствующего положения православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульст­во оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви пола­гался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) за­прещалась. Также ограничивалось распространение нехрис­тианских вероучений, прежде всего мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с други­ми подданными суд. Они облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались пра­вославными.

Наступление государства на имущественные права церкви

»•


выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохраня­лось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и мо­настырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше 900 тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии.

Из 26 епархий только три оставались на прежнем матери­альном обеспечении, остальные переходили во второй и тре­тий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с преж­них земель отводилась на содержание церкви.

В «Наказе»Ека1ерины II (1768 г.) наряду с тремя общест­венными слоями (дворянство, «средний род людей», крес­тьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался принцип свободы вероисповедания. Ограни­чено было и участие духовных лиц в работе Уложенной ко­миссии, высказывались даже предложения о полном упразд­нении Синода и замене его чисто государственным органом по делам церковного управления. Сокращалось влияние цер­ковных судов и давалась четкая регламентация их полномо­чий, чисто юридические принципы вытесняли нормы цер­ковные и нравственные. Многие правонарушения, касавшие­ся церкви, приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Зато причастность духовного лица к преступлению рассмат­ривалась как отягчающее обстоятельство.

Проекты, выработанные в Уложенной комиссии, опреде­лили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочи­ния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уго­ловные наказания за ересь.

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно- и церковнослужителей, в возрасте от 15 до 40 лет призвали в армию. Духовенство численно регули­ровалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тільки толерантні юридичні дії здатні залагодити ті чи інші суспільні конфлікти. | Лише природне право здатне формувати правову культуру як реальну свободу, об'єктивну справедливість, формальну рівність.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | <== 22 ==> | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.194 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.194 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7