Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
І. Загальні положенняДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 676
Что есть мораль? Мораль — это средство управления человеком. Хочешь заставить человека есть яблоки? Убеди его, что есть яблоки — это его долг. Хочешь заставить человека не есть яблок? Убеди его, что есть яблоки — стыдно и подло. Была бы у жертвы мораль, а направить её в нужную сторону — дело нехитрое. Высокоморальный человек свободным быть не может. Даже если он живёт в лесу, и на сто километров вокруг нет ни одного опытного манипулятора, всё равно его действиями управляют призраки из прошлого: родители, друзья, учителя, голоса из прочитанных книжек. Поэтому выведение морали из организма — это один из главных шагов к свободе.
В-3-1: Разве не является совесть естественной?
Да, некоторые полагают, будто человек «без стыда и совести» — это инвалид, лишённый одного из важнейших чувств, вроде зрения или слуха. Тем не менее, психологи, во главе с дедушкой Фрейдом, убедительно доказали, что это не так. Стыд и вину взрослые «подсаживают» нам в мозг ещё в детстве. Чтобы ребёнком было удобнее управлять. В самом деле: как объяснить ребёнку, что надо себя «хорошо вести»? Традиционных способов два — стыдить и упрекать. Чтобы ребёнок привыкал, соответственно, смущаться или страдать, когда он делает что-нибудь не так. Даже если вооружённая подзатыльником мама и не видит его прегрешения. В итоге у ребёнка формируется поводок. Средство контроля и управления. Потянул поводок в одну сторону — ребёнок смотрит на банку с вареньем, облизывается, но не ест. Потянул в другую — ребёнок покорно садится за стол и делает уроки. Рано или поздно, однако, ребёнок вырастает и становится взрослым. Уезжает из родительского дома, заводит свою семью. Но «поводок» морали никуда не исчезает: этот поводок свободно волочится по земле. Поэтому любой манипулятор может без особого труда этот поводок подобрать. Чтобы направить совестливого питомца в нужную манипулятору сторону.
Ссылки:
Совесть как ошейник.(http://fritzmorgen.livejournal.com/52297.html)
В-3-2: Чем стыд отличается от вины?
О: Если не вдаваться в тонкости психологии, то определения будут вот такими. Стыд — это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда другие видят, что он плохо себя ведёт. Вина — это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда он плохо себя ведёт. Разницу между стыдом и виной проще всего показать на примере. Допустим, высокоморальный юноша, возвращаясь поздним вечером домой из публичной библиотеки, остановился у стены дома, чтобы справить на неё малую нужду. Даже если юношу никто не увидит, он будет испытывать чувство вины. А если юношу застанут за этим злодейством прохожие, юноша будет дополнительно испытывать ещё и чувство стыда.
Ссылки:
F.A.Q. по Совести.(http://fritzmorgen.livejournal.com/53487.html)
В-3-3: Даже животные огорчаются, когда поступают неправильно
О: Когда животное поступает неправильно, оно не чувствует ни стыда, ни вины. Оно испытывает чувство досады. Чувство досады — здоровое и полезное чувство, которое указывает нам на ошибку. На ошибку при решении математической задачи, например. Ну а вину и стыд человек испытывает, когда нарушает какой-нибудь запрет. Разница принципиальная. Одно дело — понять и осознать свою ошибку. Совсем другое дело — быть наказанным за проступок.
В-3-4: Что такое чувство долга?
О: Чувство долга — это ощущение необходимости поступить определённым образом. Например, отслужить два года в пограничных войсках. Или встать на партсобрании и сказать всю правду о подлеце Сидорове. В общем, в наличии чувства долга нет ничего плохого, когда мы действительно должны. Например, если мы взяли у соседа тысячу рублей до зарплаты, вполне разумно и правильно помнить про это. Проблема с чувством долга только в том, что мы, как правило, ни у кого ничего не одалживали. Просто нам сказали, что мы должны. Ну, как в весёлые девяностые. Когда бандиты объясняли водителю, поцарапавшему бампер их автомобиля, что он должен теперь продать квартиру, чтобы компенсировать ущерб. Почему должен так много? Да должен и всё. Ты виноват уж тем, что хочется нам денег. Распространённый пример. У высокоморальной девушки есть малознакомая подруга, который страдает. Допустим, ей негде ночевать. И чувство долга говорит девушке, что она должна пустить знакомую переночевать к себе, пусть это и доставит ей серьёзные неудобства. Девушка выполняет обязательство: «предоставлять ночлег знакомым, которым некуда больше пойти». Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах девушка подписывалась под этим обязательством? Возможно, ангел-хранитель пообещал девушке увеличить грудь на два размера, если та будет заботиться о каждом бомже? Разумеется, ничего подобного не было. Девушке просто в своё время объяснили, что она должна. Как тому водителю, поцарапавшему мерседес. Должна и всё. Должна потому что должна.
В-3-5: Но ведь должны же у человека быть какие-то правила?
Несомненно, правила быть должны. Хотя бы для удобства: чтобы сэкономить время на размышления. Вопрос только в том, будешь ли ты устанавливать себе правила самостоятельно, или разрешишь сделать это за тебя своему хозяину. Кстати, я вовсе не хочу сказать, что наличие хозяина — это абсолютное зло. Иногда хозяева бывают полезны. Яркий пример: серийный украинский убийца Анатолий Оноприенко. Никаких моральных запретов в его голове не было, отчасти поэтому он и убивал направо и налево. Полагаю, для него таки было бы лучше иметь совесть. Однако для человека, который не получает удовольствия от убийств и способен подумать хотя бы на шаг вперёд, стыд и вина будут уже лишними. Мораль — это костыли, которые помогают ходить больным и мешают передвигаться здоровым.
Ссылки:
Юный злодей (или снова про Толика).(http://fritzmorgen.livejournal.com/12779.html)
В-3-6: Как отличить собственные правила от «хозяйских»?
Допустим, у тебя есть правило: уступать место старшим в общественном транспорте. Как узнать, чьё это правило: лично твоё или внедрённое хозяином? Выяснить очень просто. Нарушение хозяйских правил влечёт за собой наказание. Представь себе, что ты сидишь в автобусе, а над тобой нависает взрослая женщина с толстой сумкой. Какое чувство будешь испытывать? Если досаду, что задумался и сел, хотя и не собирался, то «не сидеть в транспорте» — это твоё личное правило. Если стыд или вину — это таки правило хозяина.
В-3-7: Стыд и вина помогают мне, направляя меня на верный путь в жизни
О: К сожалению, совесть — далеко не лучший управляющий. Давай сравним работу разума и совести. Предположим, к примеру, что мы решили делать зарядку каждое утро, а наш организм решил против этого, по мере своих сил, протестовать. Вариант 1. У нас есть совесть Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы чувствуем себя виноватыми. И говорим себе: «я негодяй и подлец. Мне нужно было встать в восемь и сделать зарядку». Следующее утро. Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше… Вариант 2. У нас есть разум Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы испытываем досаду и задумываемся, почему нарушили принятое накануне решение. Приходим к выводу, что нам нужен внешний контролёр. И просим жену проконтролировать наш подъём. Следующее утро. Восемь утра, звенит будильник. Жена приносит из кухни полстакана холодной воды и аккуратно выливает нам на голову. Мы тихим ласковым словом благодарим её, встаём и начинаем делать зарядку. Профит. Короче, разум, в отличие от совести, позволяет нам работать над ошибками. Поэтому, при наличии разума, полагаться следует именно на него.
В-3-8: Как избавиться от чувств вины, стыда и долга?
О: Чувства вины, стыда и долга иррациональны. Бессмысленны. И это значит, что если придать им смысл, они потеряют свою силу. То есть, надо задать себе вопросы: «почему я считаю нужным соблюдать это правило», «почему меня волнует мнение этих людей» и «почему я должен делать это». После того, как ты на эти вопросы ответишь, невидимому контролёру в твоей голове будет гораздо сложнее управлять тобой. Логика рассеивает магический туман его «надо». И, разумеется, следует помнить о существовании профессиональных психологов. Современные врачи отлично умеют лечить вину и стыд: было бы только у пациента желание вылечиться.
В-3-9: Но есть ведь области, где разумнее полагаться не на свой разум, а на чужой опыт?
О: Однозначно. Главное, делать это осознанно. Есть зияющая пропасть между двумя утверждениями: а) Я не ем капусту, так как это запретил папа. б) Я не ем капусту, так как это запретил папа, а я считаю, что папа лучше меня разбирается в медицине. Одно дело, выполнять приказ царя, совсем другое дело — прислушиваться к рекомендации советника. Царь, в конце концов, редко руководствуется нашими интересами, когда отдаёт нам распоряжение.
В-3-10: Бывают ситуации, когда правило является одновременно и своим, и хозяйским?
О: Скажем чуть иначе. «Бывает так, что хозяин говорит разумные вещи». Если мы хотим избавиться от власти хозяина, нам не нужно делать всё наперекор. Нелепо покупать охотничий топор и охотиться по ночам на бомжей только потому, что наш паук совести приказывает нам никого не убивать. Нужно делать так, как мы сами считаем правильным. А что будет по поводу наших действий думать внутренний хозяин — это должно быть уже делом десятым. Другими словами, услышав визгливый окрик совести, нужно не посылать её сходу в лес, а сначала примерить приказ на текущую ситуацию. Если приказ разумен, конечно же, имеет смысл согласиться с приказом и даже «исполнить» его. Превратив тем самым чужое правило в своё.
В-3-11: Дай, пожалуйста, ссылку на психологов, которые считают, что «вина и стыд подселены родителями»
О: Слово предоставляется Эриху Фромму (цитата из книги «Человек для себя»): Даже в нашей неавторитарной культуре случается, что родители хотят, чтоб дети были "послушными"… …Чувство вины доказало свою способность быть самым эффективным средством формирования и укрепления зависимости, а в этом как раз и состоит одна из социальных функций авторитарной этики на протяжении всей истории. Авторитет как законодатель заставляет подчиненных ему людей чувствовать себя виновными за свои многочисленные и неизбежные проступки. Вина за неизбежные проступки перед авторитетом и потребность в их прощении, таким образом, порождает бесконечную цепь прегрешения, чувства вины, потребности в отпущении грехов, которая держит человека в кабале, а благодарность за прощение сильнее критичности по отношению к требованиям авторитета. Именно это взаимодействие между чувством вины и зависимостью укрепляет прочность и силу авторитарных отношений. Зависимость от иррационального авторитета ведет к слабости воли у зависимого человека, и в то же время то, что парализует волю, усиливает зависимость. Так образуется замкнутый круг. Самый эффективный способ ослабить волю ребенка — это вызвать в нем чувство вины…
|