Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Організація колективного управління


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 591



В романе огромное количество персонажей (более 500).

Героев нельзя разделить условно на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход:

Герои неизменяемые, застывшие Герои, которые меняются
Анна Шерер Андрей Болконский
Анатоль Курагин, его отец князь Василий Пьер Безухов
Элен Курагина Наташа Ростова
Жена князя Андрея Княжна Марья (сестра князя Андрея)

 

 

Жизненные пути и искания героев.

Героев романа нельзя разделить на «отрицательных» и «положительных». Автор предлагает другой подход: герои неизменяемые (Анатоль Курагин, Элен Курагина, князь Василий Курагин, жена князя Андрея Лиза) и изменяющиеся (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Княжна Марья Болконская). «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Толстого… Зло плохого и хорошего человека отличаются характерами реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом,»- пишет критик В. Днепров в книге «Искусство человековедения». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа называется «диалектикой души».

 

Князь Андрей Болконский.

В начале романа он ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания. Его кумир – Наполеон. Ради достижения цели он даже готов пожертвовать близкими: «…Отец, жена, сестра –самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно.»- думает он накануне Аустерлицкого сражения. Но получив тяжёлое ранение на поле Аустерлица, Андрей начинает понимать ничтожность мелкого тщеславия в сравнении с «тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», он уже не думает о славе Наполеона. Князь Андрей осознал великую истину –жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью. Вернувшись из французского плена, он узнаёт о смерти жены, и с этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о том пренебрежении, с которым он относился к жене, он поймёт и осознает ценность семейного счастья, радость обыденной жизни среди родных людей: отца, сестры, сына Николеньки. Князь Андрей раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе пробуждаются естественные потребности любви и добра. Большое значение для Андрея имеет и дружба с Пьером Безуховым, который в это время увлечён идеями масонства. Встреча с Наташей Ростовой, её эмоциональность, открытость, искренность, восторженное восприятие жизни дают толчок к душевному возрождению князя. У него вновь появляется желание жить для людей, нести пользу Отечеству, и Андрей знакомится со Сперанским и начинает работать над проектами государственных реформ…Поступок Наташи князь воспринимает как измену и даже не пытается с ней объясниться. Он возвращается к военной службе и едет в армию, чтобы отомстить Анатолю Курагину, но начало военных действий (вторжение армии Наполеона) отодвигает на задний план личные проблемы. В армии князь становится заботливым командиром, отказывается от предложения служить в штабе армии, теперь его не волнуют мечты о личной славе, солдаты называют его «наш князь». Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его землю. В лазарете, увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь Андрей испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям своего врага, это своего рода прощение… Будучи тяжело раненным и вновь в это время встретившись с Наташей, князь Андрей переживает страстное желание жить, он вновь ощущает свою любовь к Наташе Ростовой, но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». Но рана была неизлечима, и князь Андрей менялся, менялось его отношении к людям: « Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собою для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в кн. Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно.

 

Граф Пьер Безухов.

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий. В начале романа Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд (пирушки, кутежи и т. п.). Доверяя и полагаясь на мнение людей, Пьер оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия Курагина, который женит его на своей дочери Элен по расчёту. Позже, осознав свою ошибку, во всём случившемся Пьер будет обвинять себя. Дуэль с Долоховым заставила Пьера задуматься и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя, подстраиваясь под чужие, порой противоречащие его собственным, взгляды. После дуэли Пьер хочет измениться, нести пользу людям, и поэтому он вступает в тайную организацию – масонство. Оно даёт ему возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех свойствах, всемогущее и непостижимое». Но через некоторое время он понимает, что и среди масонов царят лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…»- вот вопросы, над которыми он задумывается.

Война 1812 года многое меняет в жизни Пьера. В нём рождается чувство родственной связи с каждым, в ком есть чувство патриотизма. Пьер ощущает счастье от осознания единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага с родной земли. Пьер решает для себя, что самое главное в этот момент – «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом». Под влияние этих чувств к нему приходит смелое, хотя немного нелепое решение стать убийцей Наполеона.

После войны 1812 года Пьер меняется. Он уже не тот наивный и доверчивый человек, которого мы видели в начале романа. Он научился разбираться в людях, стал ценить вещи, на которые в обыденной жизни человек порой не обращает внимание: ценить еду, когда её нет, воду, когда хочется пить, сон, когда ты лишён возможности уснуть и т. п. Ему стало интересно не только его собственное мнение, но и мнение других людей, он научился не навязывать свою точку зрения другим людям, поняв, что на один и тот же предмет люди могут смотреть по-разному.

 

 

Наташа Ростова.

 

Она очень искренний, естественный в общении с людьми человек, умеющий чувствовать состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой). В Наташе ярко видны национальные черты (её танец вовремя охоты, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы). Любовь к князю Андрею преображает Наташу. Всё её существо не может обходиться в состоянии покоя, невлюблённости. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого любовь Наташи возвращает к жизни, Андрей решает, что нельзя замыкаться только на себе. Но Наташа не выдерживает испытания разлукой. Ей необходимо любить и ощущать, что её тоже любят. Она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда же обман раскроется, Наташа будет долго переживать и болеть. Потеряв в войне 1812 года князя Андрея и младшего брата Петю, Наташа меняется, взрослеет. Возвращает её к жизни любовь Пьера. Это чувство помогает ей разобраться в самой себе и понять своё предназначение. Став женой и матерью, Наташа всю себя посвящает Пьеру и детям, полностью растворяясь в семейных делах и интересах мужа .

На примере своей героини Толстой раскрывает одну из своих заветных идей: любовь действительная ведёт к истине, а чувственная страсть, принятая за любовь, ведёт к неправде.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Інтелектуальної власності | Інтелек­туальної власності
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | <== 13 ==> | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.211 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.211 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7