Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Г. perfective and non-perfective forms


Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 573



Такие карты вырабатывают интегральный креативный стиль мышления. Они объединяют творческие процессы: слова и логику левомозговых навыков с символами и цветоощущением правомозговых процессов. Карты мышления помогают обобщить информацию таким способом, который содействует креативному распознаванию проблемы.

Развитию творческих подходов к решению проблемы препятствуют следующие установки:

Þинициатива наказуема;

Þконкуренты быстро заимствуют нашу идею;

Þшеф всегда прав;

Þговори кратко, уходи быстро, проси мало;

Þэто хорошая идея, но она нам не подходит;

Þэто не понравится шефу;

Þа сколько это стоит;

Þтебе надо больше других, что ли;

Þслишком много осложнений;

Þэто против традиций (стратегии, миссии) предприятия;

Þнет времени на такие дела;

Þда, но...

 

Творчеству также препятствуют следующие барьеры:

Þ конформизм – легче быть частью и не отличаться от толпы, творчеству содействуют децентрализованные структуры, централизованные – бюрократическому мышлению и конформизму;

Þединственно правильный ответ – это следствие левомозгового мышления и образования, которое не касается в основном развития языкового и цифрового интеллекта. Вместе с тем это следствие и авторитарных стилей лидерства. Классическому руководителю нравятся предсказуемые аналитически и логично мылящие сотрудники. Таковыми их учат быть со школьной скамьи. Но современный бизнес требует нестандартно мыслящих, воображающих, творческих, индивидуальных специалистов, потому, что в реальной жизни большинство проблем не имеет единственно правильного решения. надо выбирать альтернативу:

ÞСтрах, по крайней мере трех видов

* оспорить очевидное ;

* боязнь выглядеть дураком, быть «белой вороной»;

* боязнь администратора, который может быть менее умным, неуверенность в поддержке.

ÞБарьер самоограничения – многие люди не достаточно уверены в своих творческих силах, поэтому такие барьеры чаще носят психологический характер и не являются таковыми на самом деле.

ÞДавление навыков рутинной работы – незавершенность текущих дел нарушает планы и тормозит решение нестандартных задач;

Þ Неудачные формулировки проблем – они требуют творческого воображения, четкого соотношения причин и следствий, симптомов проблемы, ее определение и формулировка важнее самого решения, которое часто есть следствие математических, управленческих или экспериментальных навыков.

ÞОтсутствие опыта и техники распознавания проблем – проблемы всегда взаимодействуют многогранно связаны между собой, надо иметь вопросы к самой проблеме: что она представляет? Где возникла? Когда? Чья это проблема? Кому выгодна она и ее решение? Причины? Пути преодоления? Как данную проблему хорошо поставить, чтобы сразу частично ее решить? Как структурировать проблему?

Преодолению барьеров креативного мышления содействуют интеллектуальные техники. Они позволяют приобретать и чеканить навыки творчества для менеджера. Одним из более универсальных инструментов активного мышления оказалась карта мышления. Такие карты позволяют индивидуально представлять сущность проблемы. Это активизирует в процессе мышления творческие способности правого мозга. Карты мышления были изобретены после анализа записных книжек гениальных ученых прошлого. Основные особенности их мышления – нелинейность и образность – стали основными чертами таких карт. Леонардо да Винчи был и ученым, и художником, и инженером, и архитектором, а также скульптором. Его записные книжки наряду со словами содержат удивительные схемы и рисунки, которые раскрывают технологию его аналитического мышления.

А. Эйнштейн имеел выдающиеся научные и художественные навыки. И. Гетте и А. Пушкин также использовали рисунки на полях своих рукописей.

Использование линейного мышления, визуализация образов на ряду со словами фокусируются в нартах мышления. Они помогают экстраполировать идеи и устанавливать оригинальные контакты между ними. Открытый развивающийся системный базис карт мышления дает возможность генерации новых идей, добавления новых связей благодаря ассоциациям, воображению и интуиции. Никогда нет конечного варианта. Карты мышления взяты на вооружение западными менеджерами благодаря преимуществам:

Þ в отличие от мозгового штурма они пригодны для индивидуального развития и творчества;

Þпростота и изящность при использовании, гибкость, позволяющая добавлять идеи;

Þповышают скорость производства новых идей, их связывание, сетизацию и обработку;

Þдают обзор проблемы и лучшее понимание причинно-следственных связей, облегчают запоминание и систематизацию материалов;

Деловой человек делает заметки для памяти, классификации и дальнейшего просматривания. Карта мышления – это метод составления заметок. Как бы набрасывается сеть на зафиксированные факты, чтобы их структурировать и удержать в памяти сложившееся состояние. Как бы набросить паутину на ушедшие события и связать их, чтобы потом добавить другие.

Заметки в форме карт мышления иногда называют паутинными диаграммами. Они имеют преимущества перед схемами и детализированными заметками и получили распространение у деловых людей. Это нелинейная графическая методика представления обсуждаемой проблемы, которая находится в центре. Ветви представляют ключевые соображения и слова. Темы линии значимые представляются ветвями, которые присоединены к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют узловую структуру.

Популярность и доступность карт мышления связана с развитием компьютерной графики. Карты мышления используют на Западе с 80-х годов преимущественно в бизнесе и образовании. Есть и другие системы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, деревья целей, алгоритмы и т.д. Они объединяют сжатую вербальную информацию в нелинейные структуры часто с использованием цвета, имеют специфические области использования, например, таблицы и графики весьма полезно представляют специфическую информацию.

Карты сетевого мышления являются универсальными моделями вербального и графического гибкого преставления не только информации, но и процессов ее получения. Они строятся по аналогии с работой мозга и являются интеллектуальной техникой работы менеджера с информацией.

 

Метод разработки карт мышления Бузана основан на следующих правилах.

1. Карта рисуется горизонтально (пейзаж), а не вертикально (портрет) на листе чистой бумаги форматом А4 с центра страницы, двигаясь на края. В этом отличие от линейных заметок, которые начинаются с верхней левой части станицы.

Начало с центра отражает способ работы мозга. Центральный выбор начала дает свободу и место развивающимся идеям.

2. К центральному изображению проблемы присоединяются основные темы по аналогии с мозгом, работающим по ассоциациям. Большие буквы и толстые линии на карте подчеркивают иерархию идей. Связный характер карты мышления отражает сетевой характер мозга. Память, как считают психологи – это обширная запутанная взаимосвязанная сеть. Быстрее запоминаются не слова, а ситуация и понятия. Они формируют ассоциативные сети. Карты сетевого мышления (КСМ) формируют отношения между основными темами, объединяя их в общую картину.

3. Использование техники «скелета рыбы», «скелеты рыб» и «вил», «вил». Техника «скелета рыб» – это причинно-следственные диаграммы, которые рассмотрены подробно в нашем пособии. Техника «вил» – это метод расщепления темы на отдельные вопросы. Такие техники отражают логический и ассоциативный характер работы мозга. Он связывает новые знания с опытом.

4. Выбор одиночных ключевых слов для соединительных линий. Одно слово для одной линии. Но слова должны быть соответствующими и уникальными. Они отражают мышление. Картину мышления существенно улучшает повсеместное использование цвета. Идеально для выделения ключевых пунктов желтое подчеркивание.

5. Использование образов, рисунков, символов. Это позволяет индивидуализировать КСМ. Изображения улучшают решение проблемы через усиление навыков восприятия информации. Идеи, которые оформляются в виде КСМ, можно использовать и развивать.

6. Сегментирование основных тем придает КСМ сканированную с мозга форму представления материалов. Есть в технологии правило Миллера семь плюс минус 2: главных сегментов не должно быть больше 7. КСМ должна содержать не боле 7 подцентров и блоков.

 

КСМ используются наряду с учебным процессом для решения проблем, мозгового штурма, творческого мышления, написания отчетов, публичных выступлений, научных исследований и мелких замечаний.

Карты мышления:

à дают визуальную помощь, которая заслуживает внимания: по мнению психологов впечатления приходят к нам через глаза на 84%, через уши на 9% и на 7% через другие органы чувств.

à обеспечивают интегрированное мышление, на основе взаимодействия обеих сторон мозга.

à выделяют сущность или основное понятие и гибко его развивают.

à улучшают организованность и культуру творчества, как карта дорог содействует выбору маршрута достижения цели и организации движения.

à дает шанс на лучшее будущее по формуле: творчество-инновация-успех.

 

Примеры карт мышления. (См. приложение 3)


Приложение 1. Тестовая оценка потенциальной

креативности

 

Общих знаний о людях для оценки одного человека часто бывает не достаточно. Впечатлениями руководствоваться не всегда рационально. Мы часто хотим сами действовать иначе, с большей пользой. наши профессиональные качества могут вступить в противоречия со сложившимися структурами личностей других сотрудников. Поэтому возникает проблема личностного поведения. в связи с этим необходим самоанализ личности или индивидуальное познание собственного "Я". такой анализ позволяет действовать успешнее, умнее. В этом случае прибегают к различным тестовым оценкам. Причем результаты иногда бывают неожиданными. Надо знать, что в ответах на вопрос отражается только текущая ситуация . Иначе говоря результат тестирования относителен. Он не является окончательным критерием , но дает уникальную информацию для самосознания и оценки.

Существуют различные инструменты познания креативных способностей. В большинстве случаев такая техника отдается на то, что личность управляется функциями мозга. Руководитель использует эти функции для создания определенного окружения и психологического климата. Он должен знать, какую область работы может поручить сотруднику как специалисту.

Исследования в XX веке медиков, психологов, философов убедительно подтвердили разделение мозга на левую и правую части и закрепление за ними определенных функций. Основой развития правомозговых функций служат творческие способности. Оценка этих способностей осуществляется с помощью тестов-упражнений.

Предлагаем адаптированный нами для русского языка тест, который разработан немецким ученым М. Виттманом, А. Айзенколбом и К Перлетом.

Этот тест состоит из четырех частей-упражнений. Для каждой из этих частей дается различное время. Их вклад в оценку Вашей креативности также различен. Вам понадобится секундомер, ручка и бумага.

Прежде всего необходимо ознакомится с указаниями для выполнения тестов. Каждый тест имеет вводную или пояснительную часть. Их надо тщательно прочитать. Если Вы организатор проведения тестирования, то Вам необходимо ознакомиться со всеми тестами, и пояснениями к ним.

Оценка происходит после работы со всеми четырьмя упражнениями. На последней странице теста на оценку творческих способностей есть оценочная схема. После окончания работы над этим тестом необходимо перейти к ознакомлению со следующим тестом.

 

1.1. Рифмование имен.

Задача состоит в том, чтобы подобрать рифмы к заданным именам. Ряд имен Вам задан. Необходимо как можно больше найти слов к заданным именам, чтобы они рифмовались с этими именами.

Поместите эти слова рядом с именами на свободные поля. Может быть также часть предложения, если она рифмуется с заданным именем.

Пример: Лина Вячеслав

Глина отечество славь

 

Следует использовать слова, которые фактически существуют в русском или белорусском языке. Фантазии исключаются.

Ждите сигнал на начало теста и стартуйте по команде организатора теста. У Вас 4 минуты.

Рифмование имен.

 

Егор___________ Павел____________ Марина___________

_______________ _________________ _________________

Анна___________ Роман____________ Роза_____________

_______________ _________________ _________________

Людмила_______ Иван_____________ Елена____________

_______________ _________________ _________________

Татьяна________ Юлия____________ Ольга____________

_______________ _________________ _________________

Нина___________ Петр_____________ Владимир_________

_______________ _________________ _________________

Надежда_______ Вера_____________ Федор____________

_______________ _________________ _________________

Борис__________ Марк____________ Леонид___________

_______________ _________________ _________________

Ева___________ Инна_____________ Виктор___________

_______________ _________________ _________________

 

1.2. Фантазирование с аббревиатурой (сокращениями).

Что означает СНГ, КПСС, МАЗ, IBM, BMW? Это сокращение названия объединений, партий, предприятий. На следующем листе Вы найдете ряд выдуманных для этого теста совершенно абстрактных сокращений. Ваша задача состоит в том, чтобы найти по возможности два решения и записать их на свободные поля под сокращениями.

Следует использовать только те комбинации, которые могут существовать в русском или белорусском языке (одном из них).

 

Пример: ИНСЭТ

Институт новых социально-экономических технологий

Исследование нестандартных самоуправляемых электрон-ных технологий

 

Простые повторения букв сокращений в одном слове не являются решением, т.к. каждой букве сокращений должно соответствовать слово.

МНПЛ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОКБА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АБВ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АВИК______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИМУР______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БНП________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КБТЭМ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СБОР______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФРУТ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

НПК_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОЛИ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АИПУ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Как можно продолжить истории (рассказы).

Вам предлагается маленькая история. Она может выглядеть осмысленной или явно не оконченной. Необходимо для каждой истории найти как можно больше окончаний развития событий.

Каждое решение должно состоять минимум из четырех частей, т.е. предложений.

 

Приведем пример истории с двумя решениями.

В одной далекой стране сидела девушка и днем, и ночью у своего компьютера. Она мечтала найти по Internet любовь к мужчине, который отзовется на ее отправленное фото. И вот однажды в результате огромных усилий и благодаря своему стремлению встреча состоялась.

Как выглядит дальше эта история?

1. При встрече «он» оказался женщиной. Девушка была удивлена. Но вскоре они подружились. Дружба продолжалась многие годы, даже когда обе вышли замуж и создали свои семьи.

2. Ее компьютерный знакомый тщательно изучил ее биографию по компьютеру. Он пришел на встречу с букетом красивых роз. Но вначале сыграл роль любительского детектива и наблюдал за поведением девушки вблизи. Вскоре состоялась помолвка.

 

Ждите сигнал начала тестирования и начинайте знакомиться с началом истории. У Вас шесть минут, чтобы составить как можно больше вариантов ее продолжения.

Ученый открыл в своей лаборатории субстанцию, с помощью которой можно читать мысли других людей. Он уничтожил это средство, т.к. понял его опасность для человечества. Но жена ученого сканировала лабораторные исследования и технологию изготовления этого средства. Она оказалась в состоянии изготовить такой удивительный аптекарский товар.

Как развивается история?

1.__________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________

.

.

.

10._________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.4. Скелеты предложений

На следующих страницах Вам предлагаются упражнения со словами. Вы должны составить предложения из слов, которые бы начинались из предложенных букв. Если буква пропущена, слово может быть любым. Надо составить как можно больше предложений. Начинайте по сигналу организатора. У Вас 6 минут.

Пример:

И_______________ ________________ К_______________

Иван____________ любит___________ картошку________

История_________ большой_________ катастрофы_____

Илья____________ купил___________ костюм__________

1. А_______________ _________________ М_______________

2. А_______________ _________________ М_______________

7. А_______________ _________________ М_______________

 

1. С_______________ _________________ П_______________

2. С_______________ _________________ П_______________

7. С_______________ _________________ П_______________

 

 

1. О__________ С__________ Е__________ В___________

2. О__________ С__________ Е__________ В___________

7. О__________ С__________ Е__________ В___________

 

1. Д_______________ Т_______________ ________________

2. Д_______________ Т_______________ ________________

7. Д_______________ Т_______________ ________________

 

1. З__________ И_________ ___________ С___________

2. З__________ И__________ ___________ С___________

7. З__________ И__________ ___________ С___________

 

ИТОГО__________

Общая сумма_____

 

Оценка креативности со словами.

Занесите в таблицу оценочные цифры из предыдущих упражнений. Они образуют Вашу оценочную сумму. Ее можно сравнить с аналогичной цифрой других участников группы.

 

Тест Баллы
Рифмованиме имен  
Фантазирование с сокращениями  
Продолжение рассказа  
Скелеты предложений  
ИТОГО  

 

Баллы участников тестирования можно сравнивать с их средними значениями в каждом упражнении и в сумме. Содержание упражнений (имена, сокращения, рассказ, предложения) может быть изменено, но должно оставаться общим для группы. Оценка креативности является относительной как тестам, так и участникам группы.

 

 

Приложение 2


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. a compound nominal predicate | Пояснювальна записка
1 | 2 | 3 | <== 4 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.219 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.219 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7