Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
To what extent was the personal ornamentation of a Roman a symbol of status?Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 503
Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования. Среда коллективной жизни, где временные и пространственные составляющие изменяются по отношению к обыденным. Время летит незаметно, вот оно - начало праздника, и - уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого. Люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни, и - только в лучших отношениях. Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал? Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения. Умение создавать праздник - мастерство и искусство. Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести. Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические. Искренность, в детстве естественная, возвращается ко многим, становится возможной именно во время праздника. Комплексы поведения, приобретенные взрослой серьезностью или неосторожным словом, взглядом, снимаются в такой обстановке. Человек начинает общаться на разных языках культуры, в обыденной жизни мало используемых. Это темп и ритм музыки, пластика движений в пляске, танце. Слово в различной форме: разговор, предание, пословица и т.д. Краски и формы национального костюма. Звук, интонация и слово песни, где история народа оживает звучащим словом и запечатлевается в сердцах. В среде праздника культура непринужденно перетекает от одного человека к другому, наделяя каждого недостающим умением. Человек, ободренный общим благорасположением, раскрывается и за короткий срок, находясь в благоприятной среде, перенимает целую систему ориентации в окружающем мире и знании о нем.
Помочи Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник. Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой. Так строили церкви, дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара. На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью. Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей. Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - АРТЕЛЬ Артель - коллективная среда, где сам труд способствует передаче культурного наследия. Профессиональная деятельность в коллективе повышает производительность труда, и направлена на создание материального благополучия каждого члена артели. Но создание материальных благ занимает в представлениях Артели не центральное место, основа не в жажде обогащения, важнее соответствие совместной деятельности нравственным потребностям души. «В труде не только страда, но и радость и красота». В артельном понимании, недостаточно научить человека работать, необходимо способствовать формированию у него соответствующего мировоззрения, привить ему нравственные критерии труда. Труд занимал одно из центральных мест в системе ценностей русского народа. Труд определялся русским человеком как необходимое средство достижения горнего мира, - «Бог труды любит» Такие категории как стыд, совесть, честь во многом определяли эмоционально–психологическую атмосферу артельного труда. Артель участвовала и сопереживала семейной жизни каждого своего члена, кроме того, часть средств и помощь артели направлялась вдовам, нищим и погорельцам. Артель также брала к себе на обучение и воспитание детей - сирот. Ритм – основа всякого труда. Обретая мерность, любой труд, даже самый непосильный, становился легким. Быстрее осваивались трудовые секреты. Ритм конкретной трудовой операции соотносился с ритмом всего процесса, ритмом дня, года. Вхождение в артельную жизнь происходило методом «приучения». Степенность труда, мастерство и отточенность движений, вот тот особый фон обучения в артели. К тому же процесс познания мастерства наполнен емкими фразами поговорок, пословиц и охватывает ученика своим особым обаянием, ему хочется доверять мастеру как второму отцу, старшему брату. Невольно ученик копирует весь образ мудрого наставника и усердно пытается подражать ему. В такой период процесс копирования мастера внутри ученика, полностью захватывает жизнь последнего. Как правило, любой наставник и руководитель в Артели - мастер слова, который внимательно наблюдает за процессом работы и жизни Артели, и в ответственный период бодрым словом, поддержкой через доверие решает возникающие вопросы. Благожелательная обстановка способствует труду, возникает стремление не отстать, стимулируется освоение трудовых навыков и постоянное самосовершенствование. Видя одаренность ученика, мастер рисует тернистый путь, по которому тот должен пройти, чтобы реализовать свои дарования. Реализовать одаренность необходимо через настойчивость, последовательность, упорство и тогда приобретение мастерства определяет талант и открывает горизонты искусства и творчества. Неискушенному трудно пройти одному и не заблудиться, опыт наставника корнями поколений оберегает ученика и позволяет достичь необходимых целей. Времена лихолетья заставляют каждого артельщика оторваться от своего дела и взяться за ремесло самопожертвования.
ВОИНСКОЕ БРАТСТВО На грани жизни и смерти стоит среда, основа которой - самопожертвование, «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Высшее проявление этой среды Подвиг – стремительный порыв самоотречения, присоединяющий человека к Свету. Воинское братство есть тесное товарищество локтем к локтю, преодолевающее совместно многие лишения, что обостряет взаимоответственность, так как каждая мелочь может стоить жизни товарища, друга, побратима. Побратимство как явление было широко распространено. Побратимы обменивались крестами, духовно роднились в знак особой дружбы и спасения в бою. Опытные воины, многое испытавшие и изведавшие, выстраивали систему передачи знаний по принципу «Бойца нужно беречь, а не жалеть». «Победи себя, будешь побеждать других» - звучит воинская мудрость. Путь воина – путь духовный и идти по нему не просто, нужен проводник, не понаслышке знающий хитрости и коварство врага. Таких людей вне зависимости от возраста называли дедами. Дедовщина - это рука, пригибающая бритую голову новобранца от пуль. Уверенный след по шаткому болоту или минному полю. Глоток воды из полной фляжки. Взор мудрых не смыкающих глаз в ночи. Подставленный локоть, отбитый роковой штык врага. Спина - по ней держать ориентир в угаре первого боя. Искрометный оптимизм, как прививка от уныния. Веселое, бодрое, меткое, слово, песня, прибаутка, сказка и быль. Духовное братство идущих на смерть ради жизни, исповедующих «…чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь », не имело и не имеет никакой червоточины отношений, никакого намека на унижение или превосходство. Извращение понятия «дедовщина», связано с постепенным отходом от православной веры в армии, целенаправленным разрушением русских воинских традиций и мотивации воинского служения.
В поднятой нами теме мы затронули функционирование уникальных средовых механизмов трансляции культурного наследия. Культура современного общества пренебрегает традиционными духовными ценностями и не стремится к сохранению означенных традиционных форм и механизмов культурной среды. Активно стараются развивать лишь психологическую периферию человека, не затрагивая внутреннюю, духовную жизнь. Вследствие чего происходит процесс обездушивания - лишения человека внутреннего, духовного мира. Человек современный представляется как биомеханическая машина, где тема игры гормонов выступает па первый план. Взгляд на человека, как на машину с физиологическими процессами, сделал почти невидимой внутреннюю жизнь народа. Бумерангом возвращается к людям неприятие духовных критериев культуры. Так, человек без полноценной семьи и любви – калека, и бездушная жизнь приводит индивидуума к прочному унынию, а в дальнейшем и самоубийству. Не следуя законам общинной совести, праздника и помочей, человек тайной своей жизнью становится добровольным изгоем и одиночкой. Зарабатывая деньги и не вкладывая часть из них в культуру, образование и воспитание, бизнесмен обречен строить железные заборы, нанимать охрану и заводить бойцовых собак, но безопасность так и останется мнимой - никуда свободно не выйти, никуда не пойти. В тоже время беспризорные дети вырастут, и найдут способ сократить здоровье и состояние такому бизнесмену. Извращение подлинной дедовщины и духовных идеалов в армии, ставит в сложное положение боеспособность нашей армии. В трудной ситуации униженный боец стреляет в спину своего командира или сослуживца.
Но мы все-таки, надеемся, что обращение к духовному опыту предков сыграет положительную роль в деле возрождения России. И как предсказывали святые земли Русской, пройдя путем страданий, Россия обновленной предстанет всему миру. Но Бог не спасает человека без участия самого человека. Говоря о культуре, формах среды, механизмах трансляции нужно отметить, что ищем мы не пустой формы, а наполненной, насыщенной глубоким духовным содержанием, не мертвых механизмов, а органически вплетенных в таинственную сакральную связь человека с Богом.
|