Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Навчання працівників з питань Охорони праці.


Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 738



alba avis — белая ворона Цицерон

alma mater – питающая, кормящая мать. Об университете; о месте, где родился, воспитывался.

amor caecus – cлепая любовь;

aurea mediocritas – золотая середина. Гораций. Формула житейской мудрости. Употребляется также для характеристики людей посредственных.

canis rabiosaбешеная собака. О неистово злом человеке.

dolores Tantali – Танталовы муки. Употребляется в значении: невыносимые страдания из-за невозможности достичь чего -либо, к чему стремишьсяи что кажется таким близким и возможным.

dura necessitas – суровая необходимость Гораций;

febris examinalis – экзаменационная лихорадка шутл. ;

febris promenalis – лихорадка прогульная шутл. ;

homo novus – новый человек, человек незнатного рода, сам вышедший в люди;

homo quadratus – четырёхугольный человек, т.е. отёсанный, приятный во всех отношениях;

homo urbanus – городской человек, т.е. образованный, культурный человек;

ignis fatuus – блуждающий огонь ( о призрачной надежде);

lac gallinaceus – птичье молоко ( о недосягаемом, невозможном) Петроний;

mater dolorosa – скорбящая мать. Традиционный в христианском искусстве образ богоматери, скорбящей перед крестом, на котором распят Иисус Христос.

miles gloriosus – хвастливый воин ( о человеке, который много о себе говорит);

mutus piscis – немая рыба Гораций;

nomen gloriosus – прославленное имя;

nuda veritas – голая правда;

pia fraus – благочестивый обман ( святая ложь) Овидий;

rara avis – редкая птица;

recoctus senex – тёртый старик ( тёртый калач);

reservatio mentalis – мысленная оговорка, не высказываемая открыто мысль ( задняя мысль);

rumor publicus –

vacuus vertex – пустая голова;

vulpes uda – мокрая лисица;

vas pertusum – дырявый сосуд , о беспамятном, о болтуне.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Именной указатель авторов изречений

1. Биант ( VІ в. до н.э.), один из вошедших в легенду “семи мудрецов”.

2. Вергилий Публий Марон ( 70 — 19 до н.э.), великий римский поэт, автор “Энеиды”. Гораций Флакк Квинт ( 65 — 8 до н.э.), поэт «золотого века», автор сборников «Сатиры», «Оды», «Послания».

3. Декарт Рене ( 1596 — 1656), французский философ, основоположник рационализма.

4. Дионисий Катон (ІІ в. н.э.), автор сборника сентенций «Моральные дистихи» и наставлений «Краткие правила».

5. Иероним (347/48 419/20), христианский писатель, переводчик Библии на латинский язык.

6. Катон Марк Порций Старший (234 -149 до н.э.), римский государственный деятель и писатель. Написал первый исторический труд «Начала».

7. Катулл Гай Валерий ( ок. 87 — ок.54 до н.э.), римский поэт-лирик.

8. Квинтилиан ( ок. 35 — ок. 96), знаменитый римский оратор. Написал историю и теорию ораторского искусства «О воспитании оратора».

9. Колумелла Луций Юний Модерат (I в. н.э.), римский писатель. Написал энциклопедический труд «О земледелии».

10. Курций Руф Квинт (I в. н.э.), римский историк, написавший «О деяниях Александра Великого».

11. Ливий Тит ( 59 до н.э. - 17 до н.э.), крупнейший римский историк, автор монументального труда « От основания Рима».

12. Марциал Марк Валерий ( 43 -104), римский поэт-сатирик, автор 15 книг эпиграмм.

13. Непот Корнелий ( ок.100 — 29 до н.э.), римский историк, автор книг «О замечательных людях».

14. Овидий Публий Назон ( 43 до н.э. 17 н.э.), великий поэт «золотого века, автор «Метаморфоз», «Скорбных элегий», «Писем с Понта», сборника любовных посланий и двух лирических поэм.

15. Петроний Гай Арбитр ( I в. н.э.), римский писатель, автор любовно-бытового романа «Сатирикон».

16. Персий Флакк Авл ( 34 — 62), римский поэт-сатирик.

17. Плавт Тит Макций ( ок. 250 — 184 до н.э.), крупнейший римский комедиограф, актёр.

18. Публилий Сир ( I в. до н.э.), римский поэт-мимограф, автор сборника «Сентенции».

19. Сенека Старший Луций Анней ( ок. 55 до н.э. - 33 н.э.), римский писатель, известный оратор, автор труда об ораторском искусстве.

20. Сенека Младший Луций Анней ( ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), сын Сенеки Старшего, римский государственный деятель, философ-стоик, драматург.

21. Тацит Публий Корнелий ( 54 — 117), римский историк, автор произведений «История», «Анналы».

22. Тертуллиан Квинт Септилий Флоренс ( 160 -220), христианский писатель, апологет христианства.

23. Тибулл Авл Альбий ( 54 — 19), римский поэт, автор элегий.

24. Фома Кемпийский ( 1380 — 1471, монах-мистик.

25. Цезарь Гай Юлий (100 — 44), римский государственный деятель, полководец, писатель. Оставил мемуары «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне».

26. Цицерон Марк Туллий ( 106 — 43 до н.э.), известный государственный деятель, знаменитый оратор, философ.

27. Эразм Роттердамский ( 1469 -1536), нидерландский писатель, филолог-гуманист.


1. Антипова Т.И., Казарезова Н.И. Крылатая латынь или Мысли на каждый день. Новосибирск: Согласие, 1997. – 304 с.

2. Ахтёрова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. – М.: Юрид. лит., 1998. – 304 с.

3.Бабичев Н.Т. Словарь латинских крылатых слов: 2500 единиц/Н.Т.Бабичев, Я.М. Боровский. – М.: ТЕРРА, 1997. – 960 с.

4.Голос музы. Vox Camenae. Антология латинской лирики с комментариями и русским переводом. Сост. В.А. Плунгян. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1998. 130 с.

5. Гончарова Н.А. Из античной мудрости: Латинские пословицы и поговорки с русскими соответствиями. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 495 с.

6. Нисенбаум М.Е. Латинский язык. Via Latina ad ius. /М.Е.Нисембаум. – 2-е изд. - М.: « Проспект », 2000. – 595 с.

7. Подосинов А.В. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру: Учеб. пособие для гимназий, лицеев и школ с гуманит. профилем. - Ч. 1-3. / А.В.Подосинов, Н.И.Щавелева. - М.: “ Прогресс”, 1994.- 156 с.

8. Подосинов А.В. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Грамматика латинского языка. - Ч. 5. / А.В.Подосинов. - М.: «Флинта », « Наука », 1998. – 144с.

9. Сомов В.П. По-латыни между прочим: Словарь латинских выражений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 1997. – 344 с.

10. Хрестоматия по латинскому языку: Для студ. филол. и ист. фак. высш. учеб. заведений/ Сост. и авт. коммент. О.В. Бударагина, Т.Б.Путилова; Под ред. Н.М. Ботвинник. - СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с.

11. Новый Завет. Евангелие от Матфея на греческом, церковнославянском, латинском и русском языках. М.: « Гнозис », 1993. – 232 с.

12. Сollins Latin dictionary plus grammar. Harper Collins Publishers, 1997. - 255 p.

13. Латинско-русский словарь. Дворецкий И.Х. 3-е изд. М.: « Русский язык », 1986. – 845 с.

1. http://ccat.sas.upenn.edu/jod/texts/distich.html Disticha Catonis, Liber I

2. gopher://ftp.std. com/00/obi/book/Religion/Vulgate/Proverbs.txt

3. htt://www.slu.edu/colleges/AS/languages/ classical/latin/tchmat/readers/Jacobs/jac-an3.. Anecdotes of Eminent Persons of Antiquity

 

 

 


 


 

 

Первобытное искусство (перечислить отличительные черты, основных представителей и рассказать о картинах, скульптурах и архитектуре данного периода).

 

Памятники первобытно-общинного искусства были обнаружены сравнительно недавно – во второй половине XIX века на территории Франции и Испании. В то время была затруднена датировка находок, и многие не осознали их подлинность. В 1868 году в Испании была обнаружена пещера Альтамира, вход в которую был засыпан обвалом. Марселино де Савтуола, занимавшийся несколько лет спустя раскопками, обнаружил настенную живопись. Открытие было опубликовано, но оказалось сенсационным, и о нем забыли. Вспомнили лишь в 1897 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер сумел доказать подлинность петроглифов, обнаруженных на стенах Ла Мут (Франция). Открытия, археологические находки постоянно отодвигают вглубь веков время возникновения искусства.

Основными предпосылками творческой деятельности человека являются: свободное время (излишки пищи), развитие творческого мышления (охота). Этому способствовало и зарождение первых верований.

Первобытное искусство.

 

Первобытное искусство – собирательное обозначение различных форм искусства певобытно-общинного строя.

Основные формы искусства:

1. Произведения малых форм (мобильное искусство, роспись предметов быта)

2. Монументальное искусство (живопись, графика, барельеф).

Основные группы памятников:

1. Сюжетные.

2. Знаковые.

3. Ритмические (орнамент). Искусствовед Соколова писала: «Орнамент – подчерк эпохи».

 

 

Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).

Поздний Палеолит - время первых религиозный воззрений, время окончательного сложения родовой организации общества. В начале позднего Палеолита появляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.

Основной район распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири бытовала преимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). И только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 - 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной красной краской.

К более раннему периоду Ориньяк (35 - 20 тыс. до н. э.) относятся памятники:

1. Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания.

2. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6 см. Австрия (из серии так называемых «палеолитических Венер»).

3. Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция.

4. Голова лани. Пещера Кастильо. Испания.

5. Голова Оленя. Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможность красочной линии. Животное показывается в различных позах.

Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк) изображают животных почти в натуральную величину. Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири - Мальта, Буреть.

 

Искусство Мезолита (10 - 6 тыс. до н. э.)

 

Наиболее яркие памятники обнаружены на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе, в Средней Азии.

Во всех этих местах, часто на открытых скалах встречаются красочные и гравированные изображения людей и животных небольшого размера. Красной, преимущественно темно-красной или черной, наносится сплошной силуэт фигур (Сцена охоты. Альпера. Восточная Испания).

 

В этот период создаются динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания).

В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).

Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).

 

Искусство неолита.

Временные рамки неолита менее определенные. По Алпатову этот период соотносится:

В Европе около 10000 – 2000 до н.э.

В Египте около 18000 - 3000 до н.э.

В Америке 3000 до н.э.

В Китае 2000 до н.э.

На Ближнем Востоке 7000 до н.э.

Человек постепенно переходит к оседлому образу жизни. Культовое действие в это время складывается из двух моментов. Это или движение по направлению к какой-либо цели – процессия, или движение вокруг культового памятника, дерева, гробницы.

Искусство неолита приобретает более глубокое смысловое выражение. В геометризме проявилось стремление передать основу всех вещей, их душу. Появляются слова-знаки, обладающие многообразным значением. В некоторых языках «небо» означало и круг с намеком на окружность небосвода, и свод, и арку, и, наконец, шар. Подобно словесным знакам, графические начертания имели также многообразное значение.

Постепенно развивается чувство основных ритмических форм, чувство композиции. Возникновение орнамента относится еще к древнему каменному веку, но более полное развитие он получил в период оседлости. В орнаменте сосудов не встречаются растительные формы – это полосы, зигзаги, круги, волны (сосуды Южной Туркмении; сосуды из Тель-Арпачийа в Передней Азии; сосуды Трипольской культуры).

 

Петроглиф – изображение высеченное или выбитое на камне.

На территории России найдены петроглифы в районе Онежского озера (неолит III – начало II тыс. до н. э.). На камнях видны изображения лосей, медведей, бобров. Петроглифы Прибайкалья относятся к IV – III тыс. до н. э. (неолит). Они выбиты тонкой выбивкой – «точечной ретушью», образующей узкие желобки. Контур подчеркивается обводкой краской. Петроглифы встречаются на Кольском полуострове, Белом море, Урале (река Вишера), почти по всей Сибири (течения Ангары, Лены, Томи, Енисея, Амура) и на Чукотке.

Трипольская культура (Правобережная Украина) – это культура земледельцев и скотоводов. До нас дошли разнообразные образцы глиняной утвари, выполненной их желтой или оранжевой глины. Орнамент из спиралевидных линий наносился красной, белой и черной краской.

Кроме животных в петроглифах этого времени показан человек, но его проработка уступает образу зверя (фигура лыжника из Норвегии, провинция Нордленд). Исключение составляют росписи Южной Сахары, так называемые фрески Тассили. Здесь отмечено стремление точно передать определенную позу, жест человека.

Около 7500 лет до н. э. существовала культура древних поморов. Ученый Клаус выдвинул теорию, что существовала единая древняя культура, охватившая Скандинавию, побережье Атлантики, в том числе и американский берег.

В период неолита появились первые свайные постройки - хижины на озерах Швейцарии.

Искусство эпохи бронзы (2 тыс. лет до н. э.).

 

Металл, обнаруженный в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди). Усилилась локализация культур. Довольно скоро освоены были все техники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. Из этого материала начинает отливаться и мелкая пластика. Исчезают глиняные женские статуэтки, теперь антропоморфные изображения больше связаны с мужчиной.

Мегалитические сооружения появились во многих местах Европы и Азии. Первые из них относятся еще к эпохе неолита. Они представляют собой сооружения культового характера из грубоотесанных или необработанных каменных глыб. Различают три вида мегалитов: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры бывают едва отесанные или выполненные в виде монументальной скульптуры. Во Франции они достигают 21м. Вишапы – монументальные изображения рыбы создаются в Армении. Иногда каменные столбы завершены головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь). Во Франции встречаются целые поля менгиров, найдены они и на Кавказе.

Дольмены служили местом захоронения членов рода. Это сооружения из нескольких вертикальных блоков, перекрытых плитой. Они получили распространение в Европе, Азии, Африке, В Крыму и на Кавказе, преимущественно в приморских областях.

Кромлехи –сооружения из каменных блоков, образующих в плане круг или несколько концентрических кругов до 100м в диаметре. Самый известный кромлех Стоунхендж в Англии состоит из нескольких концентрических кругов каменных глыб. Его диаметр 90м. Сохранились 125 каменных глыб. Главная ось ориентирована на летнее солнцестояние.

Майкопский курган (Кубань) – богатейшее погребение бронзового века. Найдены курганы и в Закавказье (Лчашен, Кировокан, Триалети). Особой известностью пользуются бронзовые топорики с гравированным рисунком, принадлежащие кобанской культуре (конец II тыс. – начало I тыс. до н.э, Северный Кавказ, Осетия).

 

Искусство эпохи железа (I тыс. лет до н.э.).

 

В эпоху бронзы ведущим видом творчества остается прикладное искусство. Главенствующее положение вождя подчеркивается внешними признаками – одеждой, орудиями, украшением. Мелкая пластика из металла, связанная с религиозными культами составлялась в целые композиции. Совершенствуется техника изготовления керамики.

Железный век в Европе представлен различными культурами в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э.) на территории Западной и Средней Европы и культурами латенского периода (с 400 г. до н.э. до начала н.э.). На Балканском полуострове культура железного века развивается у фракийских племен, на территории России – у скифских племен в Северном Причерноморье.

В гальштаттском искусстве довольно часто встречается скульптурное воспроизведение повозок в виде платформы, на которой располагается группа людей, одна фигура выделяется своими размерами (Повозка, Штретверг, Австрия, 6 век до н.э., бронза).

Скифская культура (7-2 вв. до н.э.) – это культура кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Скифские племена были довольно активны. Ими предпринимались далекие походы в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай. Процесс развития скифского общества протекал неравномерно. У скифов Причерноморья благодаря контактам с греческими городами-государствами в 3 веке до н.э. появилось первое государство с центром в городе Неаполе Скифском (в районе Симферополя).

По словам Геродота у многих скифских племен был обычай выкладывать за пределами города большие холмы из хвороста, на вершину которых водружался меч. Этому сооружению скифы и поклонялись, а залем предавали его огню.

В ранний период развития скифской культуры (7-6 вв. до н.э.) мастер, как правило, трактовал образ животного в обобщенных формах, стилизуя оттдельные второстепенные части, превращая их нередко в орнамент (Голова медведя. Бронза. Среднее Преднепровье; Украшение уздечки. Бронза. Среднее Преднепровье. 5 век до н.э.; Олень. Украшение щита. Золото. Костромской курган. Прикубанье. 6 век до н.э.; Пантера. Украшение. Золото. Келермесский курган. Прикубанье. 6 век до н.э.).

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звітність підприємств і організацій з питань охорони праці. | Інструктажі з питань охорони праці.
1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.212 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.212 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7