Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Управління інвестиційним забезпеченням інноваційної діяльності підприємствДата добавления: 2015-03-11; просмотров: 455
Культура возникает, таким образом, в результате отказа от свободного следования инстинкту. На основе запретов и вытеснений, которые приводят к разграничению сознания и бессознательного. С ходом истории число запретов растет. Целостная когда-то психика, действовавшая под влиянием сиюминутных агрессивных и эротических импульсов, вынуждена все чаще отказываться от их удовлетворения. Тотемический праздник является коллективным воспоминанием о факте отцеубийства. Праздник - это обязательный эксцесс, т. е. выход за повседневные нормы поведения. Во время праздника выражаются амбивалентные чувства, связанные с отцеубийством: радость по поводу освобождения от власти отца и печалью о нем. Поскольку тотемическое животное имеет тенденцию сливаться с образом языческого бога, пиршество превращается в "богопоедание", т. е. в причащение, характерное также для высших религий. Приобщение к богу-предку путем вкушения его плоти дает силу, является условием поддержания сплоченности. Заключение: Недовольство культурой у Фрейда, складывалось из-за недопонимания как самой культуры, так и природы её возникновения. Стремясь к максимально простому и естественному объяснению всех событий человеческого мира, он также не понимал её иррациональности. Пытаясь осмыслить все эти условия и устои, Зигмунд понимал, что они не только не помогают человеку реализовать в полной мере те цели, к которым он стремится всю свою жизнь — свобода и счастье, но и определённым образом ограничивают человека. И все, что мыслитель мог предложить этому странному миру — это умеренность и экономию жизненной энергии, которую следует равномерно распределять между различными целями и занятиями (в соответствии с их значимостью). Систематизируя взгляды Фрейда на культуру, можно сказать следующее: Во-первых, в своей основе культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты. Все социальные институты - власть, семья, собственность, право, неприкосновенность жизни укоренены в древних табу на самоубийство и кровосмешение. Вокруг этих первичных запретов развивается система нравственных, юридических и бытовых норм. Во-вторых, культура как конкретная общность людей, как социум, формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье. Семья есть не только ячейка общества, но и источник всех социальных связей. В-третьих, общество, как живой субъект исторической жизни, конституируется благодаря культуре, в которой главную роль играют религия, мораль, искусство и познание. Но все эти виды социальных "сдержек" и установлений, далеко не совершенны и не гарантируют всеобщего счастья. Утверждение, что таковое возможно - иллюзия. Человек постоянно в процессе выбора между добром и злом. Ему (человеку) приходиться делать многое, постоянно совершенствуя собственную культуру, для достижения согласия, комфорта и удовлетворенности. В этом направлении, Фрейд исследует несколько путей: Первыйпуть состоит в необходимости отказа от нереалистических желаний, в их подавлении. Этому учат восточная мудрость и такие философы, как Шопенгауэр. Но люди не могут и не хотят подавлять своих желаний. Даже если бы они могли это сделать, то по законам психической динамики это обязательно бы привело к росту неврозов, преступлений, самоубийств. Второй, более приемлемый путьсостоит в необходимости смещения энергии либидо с первичных влечений, на социальные и духовные ценности. Даже удовлетворение от хорошо сделанной работы многое дает и позволяет компенсировать лишения. Еще более эффективно в этом отношении искусство, которое Фрейд сравнивает со сном наяву. Но все-таки искусство дает лишь мимолетное отвлечение от тягот жизни. Необходимость его не очевидна. Художественная компенсация существует не для всех, а только для эстетически развитых людей. Третий путь - преобразование мира. К этому зовут религия и социалистические течения. Но, согласно Фрейду, этот путь химеричен. Главные источники человеческих страданий не могут быть устранены. Желая переделать мир, человек ведет себя как параноик, отбрасывающий чувство реальности. Четвертыйпуть - любовь. Она тоже предполагает смещение либидо с инстинкта на возвышенные чувства. Но любовь - естественна. В ней культура и жизнь связаны воедино. Любовь - единственная возможность реализовать идеал, хотя и труднодостижимая. Ведь мы никогда не бываем столь беззащитны, чем когда любим.
Список использованной литературы, сайты: Зигмунд Фрейд. Недовольство культурой. 1930 г. Змановская Е. В.Современный психоанализ. Теория и практика. — Санкт-Петербург: Питер 2011 г Кинодо Ж.-М.Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе. — Москва: Когито-Центр 2012 г. Лейбин В. М.Психоаналитическая традиция и современность. — Москва: Когито-Центр 2012 г Бороненкова Я.С.Психоаналитическая социальная философия. — Москва: Флинта 2011 г. Зигмунд Фрейд: Человек, начавший путешествие в неисчерпаемые глубины души. http://people.jmoro.ru/Freud/freud.html Электронный мемориал «Помни про»: http://pomnipro.ru/memorypage19628/biography Зигмунд Фрейд биография: http://2mir-istorii.ru/lichnosti-noveyshaya-istoriya/295-zigmund-freyd.html
|