Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ВНУТРІШНІХ СПРАВДата добавления: 2015-03-11; просмотров: 517
Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек организации социально – культурной сферы к этапам заключения сделки. О. Уильямсонговорит о трансакционных издержках ex ante и ex post, то есть возникающие до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль над ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить: Издержки ex ante: - Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а так же потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации [2, 140- 141]. Основные методы сбора информации: - статистический учет (статистическое наблюдение, единовременные статистические исследования); - бухгалтерский учет; - социологические исследования (анкетирование, интервьюирование и др.); - изучение материальных носителей творческой информации. В сфере культуры преобладают статистические методы наблюдения за процессами [1, 28]. - Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки, а так же любые потери понесенные в результате срыва переговоров или задержки заключения взаимовыгодного соглашения [2, 141]. Издержки этого типа могут быть весьма значительными. Стороны должны договориться о цене, времени выполнения услуги, форме платежа. Сюда же входит оплата услуг юристов-консультантов и нотариуса [6]. Если затратить на переговоры слишком много времени и ресурсов, то в ходе этих переговоров может быть растрачена вся выгода от сделки [6]. - Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка [2, 141] Специфика характера труда в культуре. Труд – совокупность физических и умственных способностей людей, применяемых ими в процессе создания товаров и услуг; характеризуется творческой направленностью и интеллектуальным содержанием [1, 30]. Предметом труда выступает сам человек, а средством труда – творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ [1, 30]. Результаты труда в культуре можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты – это создаваемые культурные блага (для театра – спектакль, для библиотеки – выдача книг), а конечные – эффект от этих благ для их получателей (изменения в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды, которые вызывает культурная деятельность) [1, 30-34]. Бюджетная реформа ориентирует на увязку выделяемых финансовых средств, прежде всего с достигаемыми конечными результатами. Проблема заключается в том, что решение средствами культуры социальных задач очень сложно напрямую измерить количественно. К тому же этот эффект может быть отложен во времени и проявиться через годы [1, 171]. Необходимы серьезные научные исследования, направленные на поиск адекватных показателей, отражающих воздействие культуры на все стороны общественной жизни. Государство по-прежнему не выступает инициатором таких исследований, хотя потребность в их результатах периодически возникает в высших эшелонах власти [1, 171]. Существуют количественные, качественные, экономические и социальные показатели оценки результатов труда. Экономические показатели выражают и конечные (количество рабочих мест, предоставленных учреждением культуры), и непосредственные (доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в общей сумме расходов учреждений культуры за определенный период) результаты культурной деятельности. Качественные оценки могут быть получены на основе статистических (для библиотек - посещаемость, книгообеспеченность и т.д.) и социологических показателей (изучение мнения населения, путем анкетирования, интервьюирования или получение оценок профессиональных экспертов). Одним из качественных показателей могут служить награды, премии, звания, полученные организациями и их работниками, а так же отсутствие жалоб на обслуживание со стороны посетителей [1,172- 173]. Основной формой культурного блага является услуга. Услуга – целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Результат труда неотделим от приводящих к нему действий, составляющих с ним единое целое [1,32]. - Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки [2, 141]. Организации культуры являются хозяйствующим субъектом, так как их деятельность подчиняется общим закономерностям развития экономики страны. Например: 1919 год – огосударствление, то есть национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.) [1, 35]. Специфика организаций культуры как хозяйствующих субъектов: - приоритет социально – культурных целей над экономическими, выполнение социальной миссии; - сочетание творческой (культурной) и производственно – хозяйственной сторон деятельности [1, 35]. По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [1, 36]. Достоинства коммерческой организации: возможность получения значительной прибыли, хозяйственная самостоятельность, более высокий уровень оплаты работников [1, 36]. Недостатки коммерческой организации: отсутствие ощутимой государственной поддержки, нестабильность, риск, зависимость от запросов и платежеспособности потребителя, налоговый статус, не предусматривающий существенных льгот при уплате налогов [1, 36]. Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками [1,37]. Достоинства некоммерческой организации: относительная стабильность, гарантированная поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти [1, 37]. Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников [1, 37]. Организации культуры как юридические лица. Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету [4]. Основные признаки юридического лица: - Организационное единство – определенная иерархия, соподчиненность подразделений, составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между участниками; - Имущественная обособленность – объединение зданий сооружений, оборудования, денежных средств и др. в единый имущественный комплекс и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам; - Участие в гражданском обороте от собственного имени – способность приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности; - Самостоятельная гражданско-правовая ответственность – способность отвечать по своим обязательствам имеющимся имуществом. Юридическое лицо имеет и формальные признаки: юридический адрес, расчетный или лицевой счет, печать, свидетельство о государственной регистрации и т.д. [1, 43- 44]. Внелегальная экономика – сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, то есть сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни. Внелегальная экономика состоит из трех элементов: неофициальной, фиктивной и криминальной [2,161]. Экономические субъекты, действующие внелегально, вынуждены платить цену внелегальности, которая складывается из нескольких элементов: - издержки, связанные с уклонением от легальных санкций; - издержки, связанные с трансфертом доходов; - издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату; - издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности; - издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы; - издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки; - издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов [2, 163- 165]. Издержки ex post: - Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т.е. уклонения от этих условий [2, 141]. Мониторинг сферы культуры – процесс постоянного непрерывного наблюдения за состоянием сферы культуры, предполагающий наличие единой системы сбора, хранения, обработки, анализа и распространения данных [1, 29]. Цель мониторинга – получение картины функционирования сферы культуры с минимальными организационно- экономическими затратами. Объекты мониторинга: а) организации культуры вне зависимости от форм собственности, организационно- правовых форм и ведомственной принадлежности; б) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры); в) физические лица – создатели и собиратели культурных ценностей; г) неинституциональные формы культурной деятельности; д) инфраструктура культурной деятельности; е) население как потребитель культурных и информационных благ [1, 29]. Оппортунизм – следование своим интересам, в том числе обманным путем [9]. - Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а так же потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты [2, 141]. Собственность – общественные отношения, которые характеризуют присвоение участниками производства факторов (ресурсов) и результатов производства [1, 47]. Собственность как юридическое право – содержание права собственности как права владения, пользования и распоряжения имуществом [1, 47]. Объекты собственности в культуре: - памятники истории и культуры; - здания и сооружения культурного значения; - движимое имущество, включая денежные средства; - природные ресурсы; - результаты интеллектуальной деятельности. Субъекты собственности в культуре: - Российская Федерация; - субъекты Российской Федерации; - муниципальные образования; - юридические лица; - физические лица (граждане) [1, 47]. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (cт. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ) [4;5]. - Издержки защиты от третьих лиц включает затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки [2, 141]. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в культуре. Приватизация – передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц (cт. 217 ГК РФ) [5]. Разгосударствление – передача имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность, а так же в собственность граждан и юридических лиц [1, 52]. Цели разгосударствления и приватизации в культуре: - повышение разнообразия, качественное обогащение этой сферы; - оптимизация форм и направлений ее поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики; - привлечение в культуру дополнительных материальных и финансовых ресурсов [1, 52- 53].
|