Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Особливості організації взаємодії при розслідуванні дорожньо-транспортних пригод


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 655



В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.

В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

- во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

- во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

- в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека (3).

Таким образом, качественный и количественный факторы (критерии) в их единстве и взаимосвязи позволяют вычленить те проблемы общественного развития, которые являются глобальными, или жизненно важными для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а, следовательно, и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть (показателен пример с заболеванием оспой, которая будучи в прошлом действительно глобальной проблемой, практически исчезла сегодня).

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.

Интерсоциальные проблемы

Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

Экологические проблемы

Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

Проблемы системы «человек-общество»

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

В эту группу входят проблемы, непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития.

Причины возникновения глобальных проблем

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной мировой истории видят в научно-техническом прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди. Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ жизни человека, способствует его уверенности в безраздельном могуществе разума, позволяющего любую сказку сделать былью

Другие ученые причину возникновения современных глобальных проблем связывают с разрушительными свойствами самого человека, в частности с его природной агрессивностью, стремлением к безграничному потреблению, отсутствием общих целей развития.

Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления глобальных проблем в современной человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколении, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим и для себя. По мнению сторонников этой точки зрения, постановка любой великой цели (решение глобальных проблем -- одна из. таких целей), может стать условием постоянно осуществляемой перманентной борьбы с указанными пороками современного человечества.

Пути решения глобальных проблем человечества

Развитие современного мира настоятельно требует не только пристального внимания к глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но и своевременного практического решения. Необходим комплексный анализ этих проблем всей системой научного знания. Это связано с тем, что глобальная проблематика требует одновременного рассмотрения в биосфере, техносфере и социосфере, причем на разных уровнях ее анализа и решения в каждой из названных сфер.

 

 

Основные школы, идеи достижения античной философии доклассического периода.

Начало греческой философии связано с Милетской школой (Фалес). Представители этой

школы были материалистами. Фалес рассматривал все существующее многообразие мира как

проявление единого материального начала. Основой всего сущего он считал воду, утверждая, что все объекты возникают из воды и превращаются в воду после своего разрушения. Тем самым Фалес

первым высказал мысль о материальном единстве мира, о вечном круговороте вещей и явлений. Учение Гераклита. Все существующее, по его мнению, переходит из одного состояния в другое, в мире нет ничего неподвижного. Возникновение и исчезновение, бытие и небытие, жизнь и смерть связаны между собой, переходят друг в друга. Одновременно Гераклит считал, что мир един, не создан никем из богов, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Гераклит видел источник движения в борьбе противоположных начал, обосновывая при этом идею единства и неразрывной связи борющихся противоположностей. Философ признавал познаваемость мира и считал, что познание окружающей действительности осуществляется с помощью органов чувств. Элейская школа. Они противопоставили неустойчивому чувственному миру мир единого и неподвижного бытия и тем самым предложили новую стратегию философского мышления, которая предполагала отказ познания мира с помощью органов чувств. Парменид считал, что бытие можно познать только с помощью разума. Более того, по мнению философа, чувственному восприятию человека доступно все изменчивое, временное, а то, что является вечным и неизменным, доступно только мышлению. Учение атомистов. Демокрит признавал первичность материи и познаваемость окружающей действительности. Мир он представлял как вечную и бесконечную реальность, которая состоит из неделимых и неизменных

частиц-атомов и пустоты. С точки зрения Демокрита, атомы и пустота представляют собой два неразрывных первоначала, из которых образуются все чувственно воспринимаемые предметы.

9. Основные идеи и учения античной философии классического периода.Софисты отстаивали личную независимость человека в собственных взглядах и его приоритет по отношению к окружающей действительности. Отличительной чертой их мировоззрения стал релятивизм. Софисты утверждали право человека смотреть на мир сквозь призму своих интересов, а не следовать каким-либо требованиям и традициям. Они не признавали общих добродетелей, абсолютизировали субъективность моральных ценностей, что влекло за собой нравственный произвол и цинизм. Сократ основное внимание акцентировал на проблеме человека, его отношениях с общиной, обществом, законом и богом. Метод Сократа был впоследствии развит его учеником Платоном. ( Идея – это прообраз каждой отдельной вещи, вещь – это несовершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец для вещи). По Платону, душа человека состоит из 3 частей. Первая часть – разум, вторая – воля и благородные желания, третья – влечение и чувственность. Платон создает классификацию форм государственного устройства. Он выделяет « правильные » формы: 1) аристократическую монархию; 2) аристократическую республику; 3) идеальное государство. Регрессивными же формами являются: 1) тимократия ( власть, основанная на военной силе ); 2) олигархия ( власть, опирающаяся на торговлю ); 3) демократия (власть толпы ); 4) тирания. В основе бытия, по мнению Аристотеля, находится первоматерия, элементы которой – огонь, вода, земля, воздух – составляют объективно существующие вещи. Аристотель считал, что вне чувственно воспринимаемой формы предмета объективно нигде не существует. Только обобщив чувственные впечатления о предметах, человек может обнаружить то общее, которое является сущностью природных процессов. Это позволило философу выделить критерии научного познания: доказательность, способность объяснять, единство знаний. Скептицизма (Пиррон и Секст Эмпирик) отвергали познаваемость мира. Они утверждали, что весь мир выступает во всем многообразии своей текучести, в нем нет ничего постоянного, страданий можно избежать только через правильное понимание удовольствий и благоразумие. Стоики (Сенека , Марк Аврелий) считали , что в дестабилизированной социальной среде человек может спастись только бегством от реального мира. Они пытались найти точку опоры в чувстве собственного достоинства, в отрешенности от внешнего мира – апатии (человек должен быть выше страданий и обстоятельств и жить во внутреннем согласии с собой и природой).

10.Особености философии Средневековья.Эпоха Средневековья – период европейской истории, занимающий промежуток времени с V по XVI в. Однако процесс становления средневековой культуры, нового типа философского типа мышления датируют I–V вв. Фактически средневековая культура, философия сформировались на основе двух традиций – христианства и античной философии. Основными чертами средневековой философии были: 1. Теоцентризм. Считалось, что именно Бог является главным предметом философских размышлений. 2. Креационизм – это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего. 3. Идея откровения. Проблема познания трактовалась как откровение: познать истину, сущность божественного можно только через веру. Отрицалось рациональное постижение мира. 4. Средневековый антропоцентризм. Человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что человек – венец творенья и царь природы. 5. Символизм – стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления. 6. Провиденциализм – представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами. В целом философия Средневековья, в отличие от античной, утрачивает самостоятельный статус и превращается в «служанку богословия». Другими словами, ее задачей становится стремление рационально обосновать христианские догматы. Средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: этап патристики и этап схоластики. Патристика охватывает период с II по VIII в. – это время становления христианской догматики. Основные представители данного направления – Тертуллиан, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Ориген, Августин Блаженный и др. Этап схоластики VIII – XV в. – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля. Мыслители – Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Оккам и др. прилагали усилия чтобы рационально обосновать веру в Бога. В решении этой проблемы выделилось три направления: номинализм, реализм, концептуализм. Номинализм рассматривал общие понятия лишь как имена – названия предметов. Они не существуют объективно, а представляют собой результат абстрагирующей деятельности мышления человека. Реализм утверждал, что имена реально существуют объективно и являются первичными по отношению к предметам. Концептуализм отрицал реальное существование понятий, но признавал их наличие в сознании людей как особой формы познания действительности.

11.Основные идеи философии Возрождения.Эпохой Возрождения называют период с XIV по XVI вв., когда начинает расти интерес к человеку, ко всему земному. Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни. Рост населения, развитие торгово-денежных отношений, городской жизни, мануфактурного производства повышали самосознание личности. Это существенным образом сказалось и на развитии философии, отличительными чертами которой были антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антисхоластическая направленность. Основными направлениями философии эпохи Возрождения были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское. Наиболее выдающимися представителями гуманистического направления являлись А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, Л. Валла, М. Фичино, Леонардо да Винчи и др. Они отстаивали право человека быть счастливым здесь и сейчас, а не в загробном мире. Неоплатоники занимались разработкой онтологической проблематики, развитием учения Платона. В частности, Н. Кузанский создал концепцию развития. По его мнению, весь природный мир представляет собой развертывание всего того, что есть в Боге. Бог бесконечен, поэтому сама природа не имеет границ и центра. Бог – это бытие и сама возможность становления бытия. Мир является целостным и единым, отсутствует всякая разница между Землей и небесными сферами. Человек рассматривается Кузанским как Богочеловек, как творческое начало. Главная способность человека – познавательная деятельность. Таким образом, взгляды философа демонстрируют переход от средневековых к возрожденческим представлениям. Натурфилософское направление было нацелено на формирование научного мировоззрения, обоснование материализма. Природа стала рассматриваться в качестве основы развития всего существующего, источника всех знаний человека. Произведения таких мыслителей и ученых, как Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, способствовали разрушению средневекового мировоззрения и системы ценностных ориентаций. Н. Коперник обосновал концепцию гелиоцентризма, т. е. выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца. Тем самым он опроверг истинность разделявшейся церковными идеологами геоцентрической гипотезы Птолемея, которая утверждала, что в центре мироздания находится Земля, а все остальные светила вращаются вокруг нее. В эпоху Возрождения формируется философия политики, основоположником которой выступал Н. Макиавелли. По его мнению, историей движет в первую очередь материальный интерес. Он выступал за создание сильного централизованного государства. В политической борьбе во имя великих целей могут быть оправданы любые средства, в том числе жестокость и вероломство. Таким образом, философия эпохи Возрождения способствовала становлению новой системы ценностных ориентаций, при этом утверждались активная роль человека по отношению к окружающему миру, рациональный взгляд на действительность.

12. Разработка проблем и методов познания в философии Нового времени.Метод, по мнению мыслителей Нового времени, выступает одним из наиболее важных условий плодотворного познания, ориентированного на решение следующих задач: 1) получение истинных знаний о мире и увеличение власти человека над природой; 2) обеспечение всеобщего благоденствия и духовного облагораживания человечества на основе очищения его разума от заблуждений, иллюзий и предрассудков. Понимание существа истинного метода в философии Нового времени определяется в направлениях эмпиризма и рационализма. Эмпиризм(Ф. Бэкон) – это направление в философии, которое признает чувственный опыт в качестве основного источника знаний. Материалистический эмпиризм считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций и др.). Субъективно-идеалистический эмпиризмпризнавал единственной реальностью субъективный опыт индивида (Д. Юм, Дж. Беркли). Идеалистический эмпиризм ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений и отрицает, что в основе опыта лежит объективный мир. Основные положения эмпиризма: 1. Познание начинается с чувственного восприятия 2. Получение достоверных знаний возможно лишь на основе индуктивного метода, включающего следующие этапы: наблюдение, описание, анализ, сравнение, эксперимент. 3. Основой индуктивной методологии, по Бэкону, выступает научный эксперимент, соответствующий следующим требованиям: а) воспроизводимость (стандартизация условий и процедур проведения опыта); б) проверяемость; в) прогностичность (объяснение наблюдаемых в опыте явлений должно выводить новое знание); г) логичность (рассуждения ученого должны строиться в соответствии с законами и правилами логики). Всеобщая идея выступает как конечный результат, а не исходный пункт исследования. Рационализм(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) – направление, которое признает разум человека источником познания и критерием его истинности. К основному тезису эмпириков «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте» рационалисты добавляют «кроме самого разума». По мнению Декарта, создание нового метода требует прочного основания в самосознании. Приобретение нового достоверного знания на этой основе Декарт связывает с соблюдением основных правил метода: 1) начинать с простого и очевидного, избегая предвзятости и опрометчивости (так называемое методологическое сомнение);

2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько необходимо для лучшего их решения; 3) в исследовании восходить от простого к сложному; 4) действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена.

13. Основные достижения немецкой классической философии.Немецкая классическая философия – это период развития немецкой философской мысли середины XIII – середины XIX вв., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха и др. Она может быть оценена как вершина европейского рационализма, сопряженного с верой в почти безграничные возможности разума. Наиболее важные достижения немецкой классической философии: 1) обосновано представление о предмете философии, ее роли в культуре и жизни человечества. Философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, характеризующаяся высокой степенью обобщенности и абстрагированности, со своим тщательно разработанным категориальным аппаратом; 2) осуществлен поворот к истории как философской проблеме, концептуально поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях. История представлена как путь разума, имеющего строгие законы, которые можно исследовать и на их основе управлять развитием общества; 3) создан и разработан диалектический метод. Основные идеи философии И. Канта.Родоначальником классической немецкой философии считается И. Кант. Мир «вещей-в-себе» – это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимая от него. Образ внешнего мира («мир вещей для нас»), состоит из множества самостоятельных, отделенных друг от друга предметов, связанных между собой устойчивыми законосообразными отношениями. Объективно-идеалистическая философия Г. Гегеля. По Гегелю, любое понятие и явление природы, общества и духовной жизни проходит трехстадийный цикл развития: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). «Антропологический материализм» Л. Фейербаха. В концепции «антропологического материализма»человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. Согласно Фейербаху, необходимо посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку. Принцип «новой религии любви» – Вера не в Бога, а в человека как Бога для человека.

14.Рациональные идеи марксизма.Основанием социальной жизни, согласно К. Марксу, являются отношения производства и потребления, благодаря которым задается необходимость общественной жизни человека. Одним из ключевых тезисов марксистской философии является установка на то, что бытие определяет сознание: в зависимости от изменения характера трудовых отношений, а также зависящих от них условий жизни людей происходит изменение и сферы духовного производства – научных, религиозных, культурно-мировоззренческих компонентов жизни общества. Экономический базис (основание) предопределяет специфику духовной надстройки общества (специфические формы его культурной жизни), по Марксу, общественный процесс телеологичен, т. е. любое человеческое общество в своем развитии вынужденно проходит через упомянутые стадии, которые в марксистской философии именуются общественно-экономическими формациями: 1) первобытнообщинную, 2) рабовладельческую, 3) феодальную, 4) капиталистическую и, наконец, 5) коммунистическую. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

 

15. Иррационалистическая философия 19 века.Экзистенциальная философия Кьеркегора. На место рационального постижения мира Кьеркегор ставит переживание, экзистенцию, или существование, которые игнорировались прежней философией. Если научное мышление, считает Кьеркегор, исходит из чисто теоретического интереса, оно абстрактно безразлично, то экзистенциальное мышление связано с внутренней жизнью человека, его интимнейшими переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, "человеческим" знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. Результатом этого является ''бессилие мысли", настоящий "скандал для рассудка". Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого "существования'', его обреченности на смерть, страх, сомнения, трепет, страдание и т. п. Философия жизни Фридриха Ницше. "Воля к власти" - это глубочайшая, основополагающая суть сущего в целом, всего того, что действительно есть, то есть тянется к жизни, и которая довлеет над всем существующим и влечет его к достижению вершин существования – превосходству над всем миром. Человек также обладает выраженной волей к власти и должен стремиться к самопревосхождению, эволюции к состоянию «сверхчеловека», свободного от ограничений ложного сознания и морали, превосходящего современного человека силой духа, широтой разума и величием воли. Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения желания жить. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в мире массы зла в росте познания.

16.Основные исторические формы позитивистской философии. Позитивизм. Конт разработал позитивную концепцию знания, характеризуя последнее как точное, реальное, достоверное, полезное и положительное. Человеческий дух, по Конту, проходит в своем развитии три основные стадии: теологическую (фиктивную), философскую (абстрактную) и позитивную (научную), где последняя стадия развития знания является завершением этого процесса и его венцом. По этой причине философия для того чтобы стать научной дисциплиной, должна быть построена по образцу знания позитивного, т. е. перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук. Главной идеей неопозитивизмавыступает необходимость освобождения философии от решения метафизических псевдопроблем и ее кардинальная переориентация на исследование аспектов функционирования языка науки как преимущественного условия строгости и объективности последней. По мнению Витгенштейна, научный язык должен строиться на основе «протокольных предложений», т. е. суждений, непосредственно описывающих данные эмпирического наблюдения или опыта, что делает возможной процедуру их верификации (от лат. verus – истинный, facere – делать), т. е. установление их истинности путем соотнесения с данными опыта. Один из представителей постпозитивизма, Т. Кун, изучая динамику науки, приходит к выводу, что представление о становлении науки как последовательном процессе накопления знаний не соответствует действительности, поскольку типичным явлением ее развития выступает научная революция как кардинальный скачок и разрыв существующей последовательности, приводящей к смене и самих исследовательских установок, и способов объяснения объектов. Эта ситуация обусловлена конкуренцией на уровне научных теорий и представляющих их школ, которые отличаются между собой парадигмами – совокупностью принципов, методов и ценностных установок, разделяемых всеми членами данных научных сообществ.

17. Философия экзистенциализма.Центральными темами осмысления в экзистенциализме становятся: проблема подлинности человеческого существования, смысла жизни, выбора и пограничных ситуаций, а также ответственности. Исходя из характера принимаемых оснований экзистенциальную философию принято разделять на религиозную (Ясперс, Марсель), полагалось, что смысл человеческой жизни постигается лишь из более широкого контекста диалога между Богом и человеком, ­– и атеистическую (Хайдеггера, Сартра, Камю), которые настаивали на изначальной и безграничной ответственности человека перед собой за все совершаемые им выборы. Любой из нас, полагают философы-экзистенциалисты, является заброшенным в этот мир, т.е. не выбирает время и условия своего существования, однако впоследствии именно через собственные поступки обретает свое надлежащее место. Здесь перед человеком открываются две принципиальные возможности: 1) жить, «как все», не задумываясь над смыслом собственных действий, существуя как бы по инерции, автоматически, не выбирая и не решая своей судьбы – это способ неподлинного существования; 2) жить в постоянном риске осуществления выбора и принятия решений с несением полной ответственности за смысл своих действий – как способ существования подлинного. В последнем случае речь идет о том, что человек постоянно вынужден совершать выбор, который делает его жизнь осмысленной, что самым наглядным образом проявляется в ситуациях пограничных – между жизнью и смертью.

18. Философские идеи постмодернизма.Представители постмодернизма: Лакан, Деррида, Батай, Делез, Фуко, Барт, Рорти и др. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает “единство” предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать “тотальный критицизм”. Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как “открытия уже открытого”, как бесконечного цитирования, компиляций, игры с давно созданным. Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, “проговоренное” всех смыслов, идей и ценностей. При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности “сумме текстов”, вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода “деконструкции”, предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; “цитирование” как игра с “уже бывшим”. Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному “Я”, “социальному и политическому бессознательному”.

19. Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси.Этапы: 1) Фольклорный (до Х века фольклор доминирует ‑ позже под спудом христианской и прочих идеологий): образные представления о единстве человека и природы, единство истины, блага и красоты. Пословицы и поговорки – квинтэссенция народной мудрости. 2) Предфилософский - просветительский этап (X-XII века): распространение христианства (Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский), просвещение и издание рукописных книг, формирование комплекса мировоззренческих, общественно-политических, этических и эстетических идей. 3) Гуманистическое и реформационное движение (XVI-XVII века): влияние Ренессанса и Реформации, формирование белорусской народности и языка. Франциск Скорина – гуманизм, идея общего блага, достигаемого с помощью разумного составленного права. Симеон Будный – реформаторская свобода совести и интерес к реальности. 4) Схоластика (конец XVII в. - первая половина XVIII в.): господство казенного богословия, а на западе ордена иезуитов. Типичный схоласт - Симеон Полоцкий, богослов-книжник и учитель детей царя Алексея Михайловича, прославился своими стихами, нравоучениями и проповедями. В противовес схоластике – атеизм Казимира Лыщинского. 5) Просвещение (вторая половина XVIII в. – первая половина XIX в.): рационалистические философии, в центре внимания образование и воспитание, стремление к справедливому обществу, тайные студенческие общества. 6) Национально-демократический этап (вторая половина XIX в. – начало XX в.): примат национального возрождения, поиск самоидентичности, воспитание национального самосознания (Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Игнат Абдиралович - настоящая фамилия Кончевский). 7) Марксизм-ленинизм (20-80 гг. XX в.): белорусские философы особо отличились в истории философии, методологии науки, диалектике, социологии, философии культуры. 8) В 90-е годы XX в. начался новейший этап: расширение проблемного поля, глубокий и детальный анализ путей развития Республики Беларусь.

20. Понятие бытия. Формы, этапы и уровни бытия. Бытие — категория, которая фиксирует основу мира, способ его наличия и то, благодаря чему он есть. В зависимости от оснований выделяют различные уровни, формы и виды бытия. К уровням организации бытия относятся: актуальное (действительное) и потенциальное (возможное). Актуальное бытие это наличное бытие, т.е. наличие существования в данный момент или в конкретно пространственно-временном интервале. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, которая является зарождающимся или потенциальным бытием. Виды бытия могут быть представлены в качестве объективной и субъективной, материальной и идеальной реальности. К объективной реальности относятся различные явления и процессы, существующие вне и независимо от сознания человека. Субъективная реальность включает в себя сознание людей их мышление, индивидуализированную и общечеловеческую духовность. Формы бытия отражают природное бытие и бытие социальное. Первое это материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния, объекты, явления, процессы природы. Социальное бытие это бытие общества как саморазвивающейся системы. К нему относится существование коллективов, личностей, их связи, а также процессы – реформы, революции, войны, миграции людей, смена власти и форм государства, появление и исчезновение стран, городов, цивилизаций и т.д.

21. Понятие материи. Современная наука и философия о строении и свойствах материи.Материя– философская категория, обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию. Причем классические философы считают ее реально существующей и неизменной при любых переменах составленных из материи вещей, а постклассические – как правило, мнимой, воображаемой, относительной и изменчивой. Отечественные философы, полагают, что материя сама по себе чисто научная абстракция, а реально существуют лишь конкретные вещи – многочисленные разновидности материи, свойства которых известны только через ощущения. Обычно основные характеристики материи таковы: несотворенная, бесконечная, сложно организованная (структурно многоуровневая), движущаяся в пространстве и переменчивая во времени, осознаваемая. Эволюция понятия «материя»: 1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, атомы, идеи (древние греки); 2) носитель свойств: телесности, силы-энергии, инертности-массы, протяженности, плотности, неделимости, непроницаемости и т.д. (рационалисты-естествоиспытатели нового времени); 3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм); 4) общее название для всех видов вещества или же фикция, удобная для обозначения всех источников ощущений (современная философия и наука). Особо важную роль в науке сыграло учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция об атомах – первокирпичках всего сущего. Атомарное строение мира – в основе многих научных законов и их объяснений современности.

22. Атрибутивные свойства материи: пространство и время, движение и развитие.Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой». Движение – это любое изменение состояния, но прежде всего пространственно-временных характеристик. По Энгельсу движение в широком смысле – способ существования материи. Развитие – изменение усложняющее и обогащающее. Покой – отсутствие движения, он считается относительным и временным. Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению движения его формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, колебание или единство восхождения и нисхождения. Аналогичные виды развития: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное (бурное) или эволюционное (плавное, постепенное). Формам движения свойственно превращаться друг в друга, а низшим формам – подготавливать-обуславливать появление высших форм. Понятие «пространство» обобщает свойства вещей обладать размерами, формами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, последовательность, скорость, ритм и темп. Всеобщими свойствами пространства и времени считают их безграничность, относительность, единство прерывности с непрерывностью или конечности с бесконечностью, размерность, соразмерность. Отличительное свойство времени – необратимость. Пространство трехмерно, а время одномерно. Основные концепции пространства и времени: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон). 2) реляционная: пространство и время взаимозависимы. В трактовке отдельно взятого времени еще две концепции:- динамическая (время реально течет);- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).

23. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика в современной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии бытия (объективная диалектика) и метод развивающегося познания (субъективная диалектика). В обоих случаях диалектика основана на противоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Исторические формы диалектики:- искусство беседы и поиска истины, опровержения неполных или внутренне противоречивых высказываний (Сократ);- метод правильного мышления и словопрения (эллинизм);- метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье – вершина якобы труды П. Абеляра);- универсальный метод развития и познания бытия (якобы Гегель); - учение об основных законах развития материи, общества и сознания (марксизм);- учение о противоречивом единстве всеобщегос единичным – сугубо личным (экзистенциализм);- метод разрешения противоречий между объектом и субъектом; - признание неразрешимости жизненных неурядиц;- идеология неприятия существующей реальности, тотальный нигилизм. Элементы диалектики: принципы, законы и категории. Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Законы диалектики – это наиболее общие связи: среди них выделяют самые существенные, необходимые и устойчивые.Основные законы диалектики:1) закон единства и взаимодействия противоположностей или закон противоречия (якобы их борьба подталкивает развитие – пример любая конкуренция, вынуждающая поднапрячься); 2) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений (якобы изменения количества изменяют качество, а качественные изменения меняют количественные характеристики – превращение воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры); 3) закон отрицания отрицания (якобы двойное отрицание дает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне – пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса или отрицание отрицания). Неосновные законы: причина-следствие, необходимость-случайность, возможность-действительность, содержание-форма, часть-целое, сущность-явление. Категория диалектики ‑ наиболее общее понятие, выражающие самые универсальные взаимосвязи, в том числе противоположения. Поэтому большинство категорий диалектики – парные, а некоторые даже троичные и четверичные. Базовая пара диалектических категорий «бытие» и «небытие». Сам диалектический процесс или метод зачастую описывают триадой категорий: тезис – антитезис – синтез. Все понятия из диалектических законов тоже считаются основными категориями диалектики.

24. Основные идеи и принципы синергетики. Синергетика -новый междисциплинарный подход, основанный на теории самоорганизации систем. Основаниями для развития синергетических идей стали новые реалии в организации и развитии материи. Это факты, которые свидетельствовали о том, что в мировой динамике развитие имеет нелинейные, многовариантные, многопричинные характеристики, в которых чрезвычайную роль играет случайность. Основателями и разработчиками синергетики являются Хакен, Пригожин и Стенгерс. Современные представления о системно-структурной, пространственно-временной и динамической организации мира указывают на то, что мир представлен в виде сложнейшей иерархии систем. Разработчики этого подхода привели в качестве основных принципов синергетики следующие положения: а) невозможность жесткой обусловленности (детерминации) тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем; б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм; в) сложные системы потенциально имеют многовекторный характер развития; г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры; д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой для стабильного и динамичного развития – именно такие системы более способны к самоорганизации.

25. Принцип глобального эволюционизма в современной науке и философии.Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, который генетически и исторически объединяет собой четырех типов прогрессирующей эволюции космической, химической, биологической и социальной. В основаниях концепции универсального эволюционизма лежат следующие принципы: универсум представляет собой единую саморазвивающуюся целостность (систему); эволюция описывается как процесс усложнения и совершенствования систем, в котором вектор развития направлен от низших формам движения материи к высшим; динамика систем сопровождается ростом их разнообразия и уменьшением стабильности; на развитие оказывают влияние случайные факторы, в результате которых эволюция становится принципиально непредсказуемой; в динамике Универсума прослеживается механизм наследственности, позволяющий при помощи постоянного отбора выбрать из бесконечной вероятности наиболее продуктивные варианты будущего вектора развития. В таком контексте идея глобального эволюционизма становится не только методологическим основанием, но регуляторным принципом в осмыслении фундаментальных закономерностей универсальной эволюции мироздания.

26. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы. Природа в широком смысле – «весь мир в целом, все сущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все, кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используют понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения к окружающей среде. Естественная природа – сформировавшееся без сознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера» или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственных органов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще в античности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства», добываемые и используемые человеком. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы: 1) мифологический или архаичный (природа одухотворена и признано ее господство над людьми); 2) натурфилософский или античный (природа неисчерпаемая кладовая знаний и множества явлений, опасных, полезных и просто интересных для человека); 3) теологический (природа – Божье творение и отношение к ней вид отношения ко Всевышнему); 4) научно-технический или индустриальный (человек владыка природы); 5) диалогический, или постиндустриальный, или коэволюционный (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного существования и безопасного развития – коэволюции).

27. Основные концепции объяснения происхождения и исследования природы человека.Антропогенез (происхождение человека) – процесс формирования человека и человечества, как особого вида. Основные концепции антропогенеза: креационистская (человек – Божье творение или творение неких высших сил, включая инопланетян); эволюционная (человек - результат биологической эволюции). Среди важных для антропогенеза биологических качеств выделяют «гомидную триаду»: 1) прямохождение, 2) кисть руки, приспособленная к труду, 3) высокоразвитый мозг; игровая (человек формируется от избытка внутренней «игривости» - творческой активности, спонтанной жажды разнообразных развлечений, свободной игры внутренних сил); трудовая (человек, изменяя природу своим целенаправленным трудом, становится разумным и социальным существом); психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется); семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливающегося к речевым контекстам).

28. Основные социокультурные характеристики бытия человека.Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс непрерывен, он начинается с момента появления на свет и осуществляется практически всю жизнь индивида. Психологическим механизмом этого процесса оказывается примерка индивидом на себя тех или иных ролевых технологий: подражание, идентификация себя с другим, принятие роли другого, имитация и др. Первичной социализирующей ячейкой является семья, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Если семья является институтом первичной социализации, то дальнейшее включение индивида в социально-культурную среду происходит, главным образом, благодаря институту образования. Работа различных воспитательных и образовательных учреждений ориентирована не только на передачу знаний, но и на то, чтобы 1) в определенной мере нивелировать индивида, сформировать его в соответствии с некоторым усредненным, востребованным в данной культуре образом; 2) подготовить его к выходу в большой социальный «мир» в качестве самостоятельной единицы. Деятельность – форма отношения человека к окружающему миру, основное содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, в соответствии с их потребностями. Атрибуты: целесообразностьисознательность (способность человека разумно определять цели своей деятельности и сознательно управлять ими); предметность (направленность на внеположные человеку и преобразуемые им силы природы и общества) и субъектность (опосредование деятельности прошлым опытом личности, ее потребностями и установками). Человеческая деятельность представляет собой единство опредмечивания его духовных и физических сил и способностей и распредмечивания заложенного в продуктах труда духовного мира их создателей. «Коммуникация» рассматривается как более широкое понятие, так как оно охватывает не только процессы передачи информации в ситуации непосредственного взаимодействия двух и более участников, но и особенности циркуляции информации в масштабах общества, между различными социальными стратами (от структур власти к электорату и т. д.).

29. Формирование ценностных ориентаций человека и проблема безопасного будущего в условиях глобализации.Сегодня в определенной степени утверждается «плановая «история, «управляемое», «конструируемое» общество, имеют место непрекращающиеся попытки определенными силами, в частности мировым олигархическим интернационалом, взять под контроль ее движение. Исторический парадокс заключается в том, что нарастающая сила целенаправленного воздействия на природную и социальную среду отнюдь не сопровождается гуманизацией социума, а, скорее, наоборот, ведет к разрушению фундаментальных основ человеческого бытия, оборачивается не прогрессивными, как этого хотелось бы, а регрессивными общественными изменениями. Глобализация – это амбивалентный процесс, с позитивными и негативными чертами. К достоинствам глобализации относят: 1. Рост количества потребительской продукции на мировом рынке. 2. Технологический прогресс, в результате которого уменьшается себестоимость выпускаемой продукции и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса. 3. Возникновение новых рабочих мест, главным образом в непроизводственной сфере, в результате развития информационных технологий. 4. Значительно более широкий и свободный доступ к информации. К недостаткам: 1. Резкое увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии между богатым Севером и бедным Югом. 2. Мировая экономика становится более нестабильной и уязвимой. 3. Возрастание масштабов миграции населения в первую очередь из бедных стран в зажиточные. Этот процесс выходит из под контроля национальных правительств и международных организаций. 4. Увеличение даже в самых благополучных странах разницы между уровнем жизни и благосостоянием богатых и бедных слоев населения. 5. Усиление влияния транснациональных корпораций на политические процессы в современном мире, возрастание возможностей вывода элит (в первую очередь экономической и финансовой) из-под контроля системы национального контроля.

30. Понятие сознания, его структура и функции.Сознание – высшая форма отражения, являющегося всеобщим свойством материи: материальным объектам (вещам и процессам) свойственно оставлять следы друг на друге в процессе взаимодействия. В простейшем виде – это след от удара камня, наносы после разлива реки и т.п. Сложнее механических следов – не столь очевидные электромагнитные поля, химические реакции, процессы внутри живых организма. Среди последних наибольшей сложностью отличается развивавшая в ходе эволюции способность действовать сообразно внешним раздражителям (к примеру, подсолнух, вращающийся вслед солнцу). Структура сознания: - чувственно-эмоциональный уровень: первичные восприятия («поток сознания»), еще не осознанные, не обработанные мышлением и невыраженные словами («не вербализированные»); - абстрактно-дискурсивный уровень – логическая обработка (упорядочение) чувств, осознание воспринятого и его изъяснение (вербализация, словесное выражение); - интуитивно-волевой уровень – синтез целого, в том числе путем домысливания недостающего, и выработка линии поведения. Кроме того, в сознании выделяют, память, аксиологическую (ценностную) матрицу, регулятивные (определяющие поведение) принципы, воображение и т.д. Функции сознания: воспринимать, хранить, обрабатывать, ориентировать в действительности, помогать осмысливать и рассуждать-высказываться.

31. Сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и самосознание.Психика-совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной действительности, душевный склад, свойственный кому-нибудь. Сознание – высшая форма отражения, являющегося всеобщим свойством материи: материальным объектам (вещам и процессам) свойственно оставлять следы друг на друге в процессе взаимодействия. В простейшем виде – это след от удара камня, наносы после разлива реки и т.п. Сложнее механических следов – не столь очевидные электромагнитные поля, химические реакции, процессы внутри живых организма. Среди последних наибольшей сложностью отличается развивавшая в ходе эволюции способность действовать сообразно внешним раздражителям (к примеру, подсолнух, вращающийся вслед солнцу). Бессознательным называют психические и иные душевные процессы, происходящие в нас помимо нашего сознания (до и вне его), но при этом оказывающие влияние на сознание и поведение. Лучшим материалом для исследования бессознательного считаются спонтанные поступки, шальные мысли, сны, оговорки и другие деяния, неконтролируемые, частично контролируемые или вырвавшиеся из-под контроля сознанием. В области бессознательного ищут объяснения многих явлений личной и общественной жизни, кажущиеся нелогично-абсурдными, в том числе истоки психозов и маний, бунтов и революций. Самосознание – способность осознавать самого себя, анализируя 1) собственный внутренний мир и 2) свое поведение. Самоуглубление в свои чувства и мысли называется «рефлексией». Самосознание предполагает:- выделение самого себя (своего Я) в качестве самостоятельного субъекта из целостного мира; - выявление взаимосвязей Я с другими частями действительности и реальностью в целом, осознание своего места в мире и обществе;- соотнесение своих идеалов, ценностей, интересов, побудительных мотивов поступков и их последствий, а также сопоставление амбиций и реальных способностей; - постоянный самоконтроль и максимально беспристрастную самооценку, как бы с позиций внешнего наблюдателя. Чем лучше человек осознает себя, тем проще ему отличать, что в его сознание привнесено им самим, а что объективной реальностью.

32. Проблема происхождения сознания и основные стратегии его исследования.Целостный взгляд на человека, его природу и сущность не возможен без обращения к проблеме сознания как специфическому способу отношения человека к миру и самому себе, опосредованному всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Однако феномен сознания принадлежит к разряду самых сложных объектов исследования. Во-первых, сознание в одно и то же время феноменально очевидно и практически неуловимо для строгого научного анализа. Мы можем зафиксировать отдельные свои переживания, душевные движения, но само поле сознания, на котором разворачиваются эти события, остается для нас невидимым и, на первый взгляд, бескачественным и бесструктурным. Во-вторых, сознание крайне разнородно: рациональные конструкции соседствуют в нем с эмоциями и страстями, образы реальных предметов с образами фантазии, социокультурные смыслы с личностными, интимными смыслами, целостность сознательного опыта периодически нарушается вторжением инородных по отношению к нему бессознательных факторов и т. д. Основные традиции исследования сознания таковы: субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума; функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания; социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка; экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из смеси внешних и внутренних потоков ощущений, чувств и переживаний.

33. Особенности формирования сознания человека в современном пространстве.Возникновение сознания является результатом процесса психобиологической эволюции, но и социокультурогенеза. Социокультурная эволюция сознания включает в себя 3 этапа: а) Доязыковая стадия (ок. 5 млн. л. н. - 40 тыс. л. н.): это период формирования базовых структур мышления человека,появления отдельных элементов морально-нравственных отношений между первобытными людьми (табу), становления религиозного и художественного сознания на основе ритуального действия и магических практик. Сознательный опыт первобытного человека крайне ограничен, накапливается и обобщается очень медленно, в течение тысячелетий. Закономерным результатом данного этапа является переход от ритуального действия/образа к слову-символу. б) Языковая стадия характеризуется возникновением языка и способности отражения мира в знаково-символической форме. Благодаря способности сознания порождать символы и оперировать ими, становится возможным накапливать и сохранять значимый коллективный опыт. Таким образом, сознание приобретает дополнительные функции «социальной памяти». в) Логико-понятийная стадия, на которой осуществляется переход «от мифа к логосу» (8 - 5 вв. до н. э.), связана с кристаллизацией в сознании определенных норм и структур – законов логики, – которые образуют своеобразный каркас правильного мышления. Люди начинают активно оперировать не только чувственными образами, но и понятиями, в которых фиксируются уже не случайные, а наиболее существенные свойства реальности. В этот период появляются первые целостные системы рационально-теоретического знания. Итак, сознание – социальная форма отражения, интегрирующая все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты.

34. Проблема познаваемости мира в философии и науке. Многообразие типов познавательной деятельности.Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о соотношении человеческих знаний с объективным порядком вещей. Познавательный оптимизм(мир познаваем. Характерен для большинства философов(Платон, Аристотель), связано с исходными установками философии на поиск истины и верой в то, что истина есть. Под истиной понимается соответствие знаний действительности, где познание корректно отражает существующий реальный порядок природы. Агностицизм (отрицание знаний) принципиальная непознаваемость мира. Не отрицая истину как таковую, агностики ограничивают ее сферой человеческой субъективности, за пределы которой познание не может выйти, а следовательно, не может судить об объективном положении дел(Юм, Кант). Юм , абсолютизируя чувственный опыт как источник познания, рассматривает истину лишь как первичный ряд ассоциаций, легко опровергаемый первым же исключением из общего правила. Скептицизм высказывает сомнение в познаваемости мира, при этом последовательно проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утверждение о его непознаваемости (Пиррон). «Воздержание от суждения», любому аргументу можно противопоставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций и авторитетов.

35.Субъект и объект познания. Чувственный и рациональные уровни познания, основные их формы.Субъект познания– тот, кто познает, то есть человек, как носитель сознания и познавательных способностей (чувственности, рассудка, интуиции и др.). Объект познания – то, что познается, фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. В структуре познавательного процесса выделяют 2 уровня – чувственный и рациональный. На чувственной ступени мир познается с помощью органов чувств, на рациональной ступени основным инструментом познания становится мышление. Анализ структуры познавательного процесса в философии Нового времени привел к появлению 2 противоположных позиций в вопросе об источнике, на котором должно базироваться знание: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – направление в теории познания, которое считает чувственный опыт основным источником знания, а рациональную познавательную деятельность сводит к комбинированию и обобщению чувственных данных (Бэкон, Гоббс, Локк). Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником всеобщего и необходимого знания в отличие от чувств, способных постигать лишь случайное и частное (Декарт, Лейбниц, Кант). В структуре чувственности выделяют три компонента.Ощущение- субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств субъекта. Восприятие – целостный образ предмета, который представляет собой синтез различных ощущений. Представление – обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании благодаря памяти. В рациональном познании ведущая роль принадлежит мышлению, которое можно определить как целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, генерирование новых идей, прогнозирование событий и действий. Мышление свойственно только человеку. Основные формы.Понятие – форма мышления, фиксирующая общиезакономерности, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений. Суждение – форма мышления, врамках которого нечто утверждается или отрицается, в силу этогосуждение может быть истинным или ложным. Умозаключение – формамышления, посредством которой на основе одного или несколькихсуждений получается новое суждение.

36. Познание как достижение истины. Основные концепции истины.С точки зрения гносеологического подхода истина представляет собой свойство не бытия, а знания. Корреспондентская теория истины. Понимание истины как соответствия между знанием и действительностью предполагает, во-первых, что адекватное отображение предмета в сознании возможно в принципе, что подвергают сомнению различные виды агностицизма, во-вторых, что это соответствие может быть установлено, т. е. сознание способно выходить за собственные пределы и сравнивать действительность с собственным ее образом, в-третьих, что существует некий безошибочный критерий, позволяющий фиксировать соответствие и несоответствие между знанием и реальным положением дел. Когерентная концепция истины делает акцент на таких свойствах знания как самосогласованность и логическая непротиворечивость. Решить вопрос

об истинности определенного высказывания значит его согласованность с некой системой высказываний, то есть утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Прагматическая концепция истины, мера истинностизнания определяется его практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и реализации которых добивается человек. Вопрос о действительном положении дел безотносительно наших практических потребностей в данном случае не имеет смысла. Конвенционалистская концепция истины исходит из предпосылки, что то, что в науке опознается как «факт» во многом является теоретическим конструктом, то есть сама картина научной реальности зависит от используемого понятийного и логического аппарата, выбор которого, в свою очередь, определяется соглашением среди членов научного сообщества. Таким образом, понимание истины и ее конкретное содержание носят условно-договорной характер и являются производными от выбора концептуального инструментария, используемого при исследовании.

37. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции и ее аспекты.Наука — это сфера человеческой деятельности, направлен­ной на производство и теоретическую систематизацию объектив­ных знаний о природной, социальной и духовной реальности. В данном определении отражены две характеристики науки — на­ука как специфический вид познавательной деятельности и ее результат. Наука как специфическая деятельность — ориентирована на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Создает совершенно особую реальность – мир теоретических образов. Наука как социальный институт — предполагает наличие системы специальных утверждений (НИИ, Академии), профессиональных коллективов и специалистов, различные формы коммуникации между ними (научные издания, конференции). Все это обеспечивает существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование. Как система знаний — совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Включает формы знания –факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории и т.д. Функции: культурно-мировоззренческие (производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимых компонентов духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно без усвоения основных достижений науки), непосредственной производительной силы (все достижения технического и технологического прогресса представляет собой практическую реализацию научного знания), социальной силы (внедряет в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (глобальных проблем).

38. Понятие метода научного исследования. Эмпирические, теоритические и общелогические методы.Метод - система знаний, состоящих из предписаний, принципов, требований, которые выступают в качестве ориентиров в решении конкретных познавательных задач и достижении определенного результата в познании или какой-либо другой сфере деятельности. К методам эмпирического исследования относятся. Наблюдение – метод познания, заключающийся в целенаправленном изучении предметов и явлений в их естественных св


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особливості організації взаємодії при розслідуванні кримінальних правопорушень, учинених проти життя, здоров’я, статевої свободи та статевої недоторканості особи | Особливості взаємодії при досудовому розслідуванні кримінальних правопорушень у сфері господарської та службової діяльності
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | <== 30 ==> | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.185 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.185 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7