Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Ризик-орієнтований підхід і класифікація ризиківДата добавления: 2015-06-12; просмотров: 634
Ответ: Одной из самых очевидных и приемлемых для современного мира является концепция циклического развития культуры, разработанная в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Она представляет культурную картину мира, где особое значение придается кризисным переходам при сохранении целостности. Здесь культура рассматривается как замкнутая, самодостаточная система. Особое значение приобретает Локус (место, где развивается культура). Для циклической концепции он неизменен, поэтому просматривается идентификация по нахождению внутри культурного пространства. Циклическая культурная система нацелена на сохранение целостности любой ценой. А потому вопрос о кризисе не стоит как фатальный. Напротив, кризис «включается» как условие сохранения всей системы. Циклическая модель не предполагает «комфортных» установок. Она — катастрофична, но не апокалиптична. Ведь апокалипсис — состояние, предполагающее новый качественный скачок. А циклическая модель главной целью ставит сохранение самотождественности. Циклическая культура сравнивает себя с прошлым, используя категории времени как квалификационную характеристику, охватывающую все параметры бытия культуры. Движение по циклу всегда связано с определенным регрессом, потерей, а будущее здесь — всегда катастрофа, без которой невозможно «вернуться» в золотой век . Меняется здесь и отношение ко времени, которое сворачивается до констатации мелких исторических событий. Ведь будущее не предсказуемо, оно зависит от сегодняшних задач. А знание прошлого помогает лучше приготовиться к будущим катастрофам. Однако сами проблемы не распознаются и для них не находятся решения. А потому такая система циклично возвращается к одним и тем же проблемам. Мелкое историческое время не предполагает использование исторической памяти для оптимального принятия решений. В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития ― от возникновения до упадка. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668―1740). По мнению ученого каждое общество в своем развитии проходит цикл, включающий три периода: ― детство (безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам); ― юность (период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям); ― зрелость (период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей, с характерной формой правления: монархия или демократическая республика). По мнению Дж. Вико, достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему.
8 Вопрос:
|