Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ХІД ЛЕКЦІЇДата добавления: 2015-06-12; просмотров: 827
Рраспадается на 3 основных периода1. Культура доримской Италии (3 тыс.-Ш в. до н.э.)2. Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.)3. Культура Римской империи (I-V вв. н.э.). Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Апеннинских гор на востоке, а ее северная граница в VII в. до н.э. доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств, с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к V-VI вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры. Памятники культуры и искусства этрусков дошли до нас в незначительном количестве. Известно, по Витрувию, что правильная планировка городов и ориентация улиц по сторонам света была введена в Этрурии раньше, чем в Греции, в VI в. до н.э. Остатки архитектурных сооружений этрусков свидетельствуют о высокой строительной технике храмов, богато украшенных скульптурой и живописью, гробниц — тумулусов (курганы с расположенными под холмом погребальными камерами и проносом). К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусскую культуру следует уже рассматривать вместе с римской, когда на Апеннинском полуострове формировались полисы — цивитас (римск.) — города-государства. Гражданином цивитаса мог быть каждый, кто имел земельный надел. Высшим органом власти здесь было народное собрание; выборным и законодательным органом — магистрат. В цивитасе существовало натуральное хозяйство. Все города были замкнутыми, и между ними часто вспыхивали междоусобные войны. Самым крупным был Римский полис, который, завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, к середине II в. до н.э. превратился в могучую державу. Культура Древнего Рима складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой — долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами (не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов новыми именами:Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д.). Однако необходимо отметить, что в античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков. Римляне считали, что богам нужны не чувства людей, а жертвы (вино, кровь, дым от мяса животных и т.д.), и само латинское слово религия (religio) означает первоначально «связь» между человеком и богами («Я даю тебе, чтобы ты дал мне»). Практический склад римской культуры сказывается во всем; в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, в скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим — центр Мира».
|