Студопедия — Борьба материализма и идеализма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Борьба материализма и идеализма






В эпоху кризиса афинской рабовладельческой

Демократии

Сократ

Распространение учений софистов в греческих государствах, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материа­листов, но и объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ (469— 399 до н. э.). Ваятель по профессии, Сократ выступил накануне Пелопоннесской войны в Афинах с изложени­ем философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленных учеников, часть которых оказались вра­гами афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также выступление самого Сократа против демократического строя восстановили против него пред­ставителей афинской рабовладельческой демократии, которые привлекли Сократа к суду. Сократ был обвинен в развращении юношества религиозным вольномыслием, в отрицании старых богов и почитании нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. выпил кубок яду.

Так как сам Сократ ничего не писал, то содержание его учения может быть установлено только путем кри­тического сопоставления сообщений о Сократе, остав­ленных его учениками и современниками Ксенофонтом, Платоном, поэтом Аристофаном или же хорошо осве­домленными позднейшими писателями древности, преж­де всего Аристотелем. Сократ производил огромное впе­чатление логикой своей речи, иронией, искусным изобли­чением сбивчивости понятий у своих собеседников и ма­стерским расчленением вопроса, составлявшего предмет обсуждения. Будучи современником софистов, Сократ применял некоторые их приемы: свое учение он излагал в форме спора или беседы для выяснения вопроса. Его Учению присущи некоторые черты скептицизма, но вме­сте с тем он выступал и против софистов.

Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Поэтому Сократ выступает против ранних физи­ков, осуждает эмпирическое изучение природы, весьма невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Знать человек может только то, что в его власти. Но в его власти не внешняя природа, не мир, а душа. Поэтому истинное знание человек может иметь только о душе. Главная задача познания — самопознание: «по­знай самого себя». Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их призна­ков). Таким образом, знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Опре­деление это особенно важно в этике. По Сократу, не только каждое отдельное действие должно руководить­ся известной целью, но, кроме того, должна существо­вать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которая представляет собой безу­словное высшее благо. Эта мысль резко отделяет учение Сократа от крайнего релятивизма софистов.

В своей этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятия­ми о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа вызывал удивление уже у древних. Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или в особого рода познания. Таким образом, в своей основной тенденции философия Сократа идеали­стична. Идеализм Сократа особенно проявляется в отка­зе от познания внешнего объективного мира, в сосредо­точенности на самопознании и в крайнем этическом рационализме. Основные положения Сократа получили дальнейшее развитие в так называемых сократических школах (мегарская, элидо-эретрийская, киническая, киренская). Крупнейшим продолжателем Сократа был Платон.

Кинмки

Название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина V— первая по­ловина IV в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Главное в учении Антисфена — отрицание реальности общего. Существуют единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняю­щее, что есть вещь. Поэтому применение к отдельным предметам, общих понятий невозможно: о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества вро­де «конь есть конь», «стол есть стол». Учение об умопо­стигаемых формах, или «видах», несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно восприни­маемый экземпляр «вида», но никак не самый «вид». Мудрость, согласно учению киников, состоит не в не­доступном человеку теоретическом знании, а лишь в по­знании блага. Истинное благо может быть только до­стоянием каждого отдельного лица, а целью доброде­тельной жизни может быть лишь спокойствие, основан­ное на отрешении от всего, что делает человека зависи­мым: от имущества, наслаждений, искусственных и ус­ловных понятий. Отсюда у киников мораль аскетизма, идеал простоты, граничащей с докультурным состояни­ем, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, насмешка над всеми условностями, над ре­лигиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

Киренская школа была основана Киренская школа уроженцем африканского города Кирены Аристиппом.Подобно киникам Аристипп исхо­дит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Так как орудием познания служат, по, Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях постигаются не свойства самих вещей, а лишь наши собственные, совершенно индиви­дуальные состояния, то критерием блага может считать­ся только испытываемое нами при ощущении наслажде­ние или страдание. Наслаждение простирается не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие име­ет цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое, ни будущее нам не принадлежат, то ни рас­каяние, ни надежда на будущее, ни страх перед буду­щим не имеют никакого смысла. Цель жизни — в на­слаждении настоящим. Средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отка­заться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов и к тому, чтобы воспользоваться удовольствием, если позволят обстоятельства, и к тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем от него отказаться. Из учения Аристиппа последователь его Феодор вывел отрицание существования богов и необязательность для мудреца этических норм.

Скудны наши сведения о возникших после смерти Сократа сократовских школах — мегарской и элидо-эретрийской. В основанной уроженцем Мегары Евклидом (не смешивать с математиком Евклидом!) мегарской школы доказывалось, что предметом знания может быть только общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпа­дает с единым благом и по своей природе неизменно. Невозможны ни чувственный мир, ни возникновение, ги­бель, движение и изменение, о которых говорят ощуще­ния. Основной тезис школы идеалистический, так как под «общим» мегарцы понимают «бестелесные виды» (asoruata eide). Для обоснования своих положений ме­гарцы изобрели множество доводов, в которых они вплотную подошли к некоторым важным проблемам ло­гики.

Элидо-эретрийская школа, основанная Федоном из Элиды, близко примыкает к мегарской и не прибавила к ее учениям оригинальных идей. Сторонники школы развивали взгляд на единство доблести и блага.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 610. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия