Студопедия — Кроме логических (рассудочных) моментов в сознании значительное место занимает и бессознательное в мыслительной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кроме логических (рассудочных) моментов в сознании значительное место занимает и бессознательное в мыслительной деятельности






Бессознательноелибо рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

Среди многочисленных вариантов понимания бессознательного, видимо, наиболее предпочтительно то, согласно которому бессознательное «представляет собой функциональный компонент психики, «локализованный» вне сознания субъекта, оказывающий постоянное, иногда детерминирующее влияние на сознание и пове­дение субъекта, но тщательно и изощренно скрытый как от вторже­ния внешнего исследователя, так и от внутреннего аналитического взора самого субъекта» [2].

Все известные попытки объяснения бессознательного сводились к описанию каких-либо его функций или свойств. Одна из таких попы­ток связана с разделением сферы бессознательного на две области: индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. Обе области относятся к неосознаваемой психической деятельности, ко­торая базируется на принципах и механизмах регуляции поведения, глубоко укорененных в психике, но не контролируемых со стороны сознания. Бессознательные принципы и механизмы регуляции пове­дения могут быть врожденными и приобретенными.

Существует множество терминологических способов обозначения бессознательного – «идеальные неосознаваемые побудительные силы действий людей» (Ф. Энгельс), «коэффициент сознания», «духовная коллективность», «консензус» (А.С. Лаппо-Данилевский), «типы ду­ховных укладов» (Г.Г. Шпет), «Оно» (3. Фрейд), «архетипы коллек­тивного бессознательного» (К. Г. Юнг), «предпонимание», «предструктура понимания» (М. Хайдеггер), «предрассудки как условие пони­мания» (Г.-Г. Гадамер), «бессознательное в теории лучшего понима­ния» (Ф. Шлейермахер), «бессознательное в теории фреймов» (совре­менная вычислительная лингвистика) и пр.

Попытка рационального объяснения нерациональных явлений в познании – сложная философская задача. Ведь неосознаваемые моменты являются включенными в ме­ханизмы мыслительной деятельности людей. Действие этих механизмов обусловлено биологическими, психическими и социальными причи­нами. Сами эти механизмы могут быть даже заложены в генетическом наследственном аппарате человека и развиваться, «включаясь» в оп­ределенное время и в определенных условиях настолько, насколько последние позволяют это сделать. Но и этого еще оказывается недо­статочно. Существуют приобретенные стереотипы мыслительной, твор­ческой, познавательной и любой другой деятельности, функциони­рующие на всех уровнях бессознательного и отражающие особеннос­ти социальной, коллективной и индивидуальной психики людей. Этот комплекс стереотипов мышления и предметной деятельности, представляющий собой коллективную и индивидуальную память, передаваемую как по генетическим, так и по каким-то другим (может быть, еще не изученным) каналам называют менталитетом [3].

Исходным пунктом ответа на поставленный вопрос о соотношении сознательного и бессознательного является понимание того, что проблема бессознатель­ного – это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не пред­ставленных в опыте самого сознания, а потому бес­сознательных. Сознанию кажется, что оно формиру­ет свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких-то при­чин, о которых само сознание не знает. Прояснить природу бессознатель­ного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы – такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мысли­тели, и прежде всего К. Маркс и 3. Фрейд. Но они по-разному понимали природу бессознательного, а потому предлагали разные способы освобождения человека.

Надо обратить внимание на то обстоятельство, что К. Маркс открыл эмпирический факт, что содержание сознания людей зависит от форм их предметно-прак­тической и социально-экономической жизнедеятель­ности, от способа производства, который складывает­ся как объективная закономерность вне сознательного контроля со стороны индивидов. Освободиться от скрытых социальных детерминант сознания в оди­ночку нельзя: необходимо освобождение всего общества путем построения «прозрачных» общественных отношений, где производство, распределение, обмен, потребление общественного богатства будут взяты под сознательный контроль самими людьми. В этом и заключался смысл идеи коммунизма.

Маркс стремился освободить сознание лю­дей от диктата социального бессознательного путем перестройки тех социальных и экономических отно­шений, которые, складываясь и действуя «за спина­ми» людей, тайно и скрыто детерминировали содер­жание их сознания.

В отличие от Маркса Фрейд считал, что скрытыми детерминантами сознания являются неосо­знаваемые переживания конкретных индивидов. В упрощенной форме суть его учения можно выразить следующим образом. В человеке живет великая сила – «бессознательное» или «Оно». Этой силой управляет либидо – психическая энергия сексуальных влече­ний. Кроме «Оно» в структуре духовного опыта чело­века присутствуют общественные нормы и правила, т. е. «Сверх-Я», или культура. Она выполняет репрес­сивные функции: ограничивает свободу человеческих инстинктов. «Я» человека находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я» и в результате оказывается залож­ником сил, не подчиняющихся сознанию «Я». Задача людей – найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами.

Как и Маркс, Фрейд считал, что бессозна­тельное – причина человеческого духовного рабства. Но, в отличие от Маркса, он не связывал освобожде­ние человека с общественными изменениями. Он исходил из того, что в любом обществе человека мож­но превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессозна­тельное.

Итак, существование в психике человека таинственной облас­ти бессознательного является бесспорным фактом. Бессознатель­ное (неосознаваемое) существует и в психике, и в мыслительной деятельности. Психика и мышление более широкие категории, чем сознание. Всякие акты сознания суть акты мышления, но в то же время в мышлении и в психике существуют над- и подсозна­тельные моменты. Их наличие дает методологический ори­ентир в поиске движущих причин деятельности людей.

 

1.4. Сознание и язык

Основой возникновения языка, равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Для передачи трудовых навыков и опыта последующим поколениям механизма ус­ловных рефлексов было недостаточно, поскольку опыт был настолько разнообразен, что мог передаваться не иначе как в обобщенном виде, в его внутренних и су­щественных связях. Этой цели и послужило появление мышления и языка.

Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный ха­рактер.

Мышление и язык неразрывно связаны между собой, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для взаимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Мышление возможно лишь тогда, когда оно облекается в языко­вую форму, т.е. в определенной системе средств об­щения. Такими средствами являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя (думать «про себя»).

Язык выступает не только средством внешнего воплощения мысли (в словах или письменной речи), обобщения, но и средством оформления мысли. Если человек и не говорит вслух, все равно его мысли об­лекаются в форму слов. Внутренняя речь является средством оформления мысли. Если человек не может выразить то, что хотел бы сказать, то это означает от­сутствие оформления мысли.

Характерной особенностью слова как раздражителя является непрерывное расширение его содержания. В за­висимости от индивидуального опыта человека одни и те же слова могут вызывать у разных людей различные со­держательные представления о предметах. Ни сам язык, ни конкретные механизмы, реализующие процессы речи, не заложены изначально в человеке, не «записаны» в его мозгу. Примером этого могут служить случаи, когда дети с момента своего рождения жили среди животных (феральные люди). Они не умели говорить и обладали крайне примитивным мышлением.

Таким образом, не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют вне языка. Язык и мышление развиваются вместе со становлением общества.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия