Студопедия — О ПРАВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О ПРАВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ






Спрашивают: как частные лица (67), отнюдь не имея прав распоряжатьсясвоею собственной жизнью, могут передавать суверену именно то право, которого у них нет (68). Этот вопрос кажется трудноразрешимым лишь потому, что он неверно поставлен. Всякий человек вправе рисковать своей собственнойжизнью, чтобы ее сохранить. Разве когда-либо считали, что тот, ктовыбрасывается из окна, чтобы спастись от пожара, виновен в покушении насамоубийство? Разве обвиняют когда-либо в этом преступлении того, ктопогибает в бурю, хотя при выходе в море он уже знал об опасности ееприближения? Общественный договор имеет своей целью сохранение договаривающихся. Ктохочет достичь цели, тот принимает и средства ее достижения, а эти средстванеотделимы от некоторого риска, даже связаны с некоторыми потерями. Тот, ктохочет сохранить свою жизнь за счет других, должен, в свою очередь, бытьготов отдать за них жизнь, если это будет необходимо. Итак, гражданину ужене приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, икогда государь говорит ему: " Государству необходимо, чтобы ты умер", - то ондолжен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор вбезопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от государства. Смертная казнь, применяемая к преступникам, может рассматриватьсяприблизительно с такой же точки зрения: человек, чтобы не стать жертвойубийцы, соглашается умереть в том случае, если сам станет убийцей. Согласноэтому договору, далекие от права распоряжаться своей собственной жизнью людистремятся к тому, чтобы ее обезопасить; и не должно предполагать, чтокто-либо из договаривающихся заранее решил дать себя повесить. Впрочем, всякий преступник, посягающий на законы общественногосостояния, становится по причине своих преступлений мятежником и предателемотечества; он перестает быть его членом, если нарушил его законы; и даже онведет против него войну. Тогда сохранение Государства несовместимо ссохранением его жизни; нужно, чтобы один из двух погиб, а когда убиваютвиновного, то его уничтожают не столько как гражданина, сколько как врага.Судебная процедура, приговор это доказательство и признание того, что оннарушил общественный договор и, следовательно, не является более членомГосударства. Но поскольку он признал себя таковым, по крайней мере своимпребыванием в нем, то он должен быть исключен из государства путем либоизгнания как нарушитель соглашения, либо же путем смертной казни как врагобщества. Ибо такой враг - это не условная личность, это - человек; а втаком случае по праву войны побежденного можно убить. Но, скажут мне, осуждение преступника есть акт частного характера.Согласен: потому право осуждения вовсе не принадлежит суверену; это - право, которое он может передать, не будучи в состоянии осуществлять его сам. Всемои мысли связаны одна с другою, но я не могу изложить их все сразу. Кроме того, частые казни - это всегда признак слабости или нерадивостиПравительства. Нет злодея, которого нельзя было бы сделать на что-нибудьгодным. Мы вправе умертвить, даже в назидание другим, лишь того, кого опаснооставлять в живых (69). Что до права помилования или освобождения виновного от наказания, положенного по Закону и определенного судьей, то оно принадлежит лишь тому, кто стоит выше и судьи и Закона, т. е. суверену; но это его право еще невполне ясно, да и случаи применения его очень редки. В хорошо управляемомГосударстве казней мало не потому, что часто даруют помилование, а потому, что здесь мало преступников; в Государстве, клонящемся к упадку, многочисленность преступлений делает их безнаказанными. В Римской Республикени Сенат, ни консулы никогда не пытались применять право помилования; неделал этого и народ, хотя он иногда и отменял свои собственные решения.Частые помилования предвещают, что вскоре преступники перестанут в нихнуждаться, а всякому ясно, к чему это ведет. Но я чувствую, что сердце моеропщет и удерживает мое перо; предоставим обсуждение этих вопросов человекусправедливому, который никогда не оступался и сам никогда не нуждался впрощении. Глава VI







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия