Студопедия — Обязательственное право
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обязательственное право






 

§ 311. Все главные перемены, которые произошли в обязательственном праве настоящего периода, можно свести к двум общим причинам. Во-первых, сложность хозяйственных отношений вызвала, с одной стороны, расширение некоторых старых институтов и образование новых, а с другой - меры к ограждению лиц, которые не в состоянии были сохранить свободу действий под давлением этой сложности жизни. Под влиянием этой причины расширено было применение стипуляции, введен новый вид контрактов (contractus innominati), расширен институт представительства при возникновении обязательств и установлены некоторые ограничения подвластных детей и женщин в праве принимать на себя обязательства. Во-вторых, под влиянием более утонченного умственного и нравственного развития несколько расширена правоспособность подвластных лиц в сфере обязательств.

§ 312. Стипуляция в настоящем периоде продолжает играть первостепенную роль в гражданском обороте. Уже в предыдущем периоде применимость, так сказать, эластичность этой формы была усилена дозволением употреблять некоторые новые формулы, кроме старинных цивильных. Однако не видно, чтобы, кроме этих новых формул, можно было употреблять какие-нибудь иные, по усмотрению контрагентов. В настоящем периоде допускается употребление каких угодно оборотов речи и на каком угодно языке, лишь бы он был понятен другому контрагенту*(1064).

§ 313. Contractus innominati. В 4-м периоде, под давлением все более развивающихся экономических отношений, появляется новый вид договоров, причисленных к цивильному праву и получивших в наше время название contractus innominati. Сущность всех договоров этого вида или, иными словами, causa obligandi состояла в том, что если между сторонами состоялось неформальное соглашение и одна из них исполнит то, что обещала, то другая уже становится юридически обязанной к исполнению своего обещания; например, некто обещался указать господину, где скрывается его беглый раб, а господин обещался дать ему за это денежное вознаграждение: если первый укажет место, где укрылся раб, то может взыскать с господина обещанное вознаграждение*(1065). Из этого определения видно, что эти контракты устанавливаются re, но отличаются от реальных (именных) тем, что исполнение может заключаться не в одной только даче и возврате вещи, но также и в совершении каких-нибудь других действий.

Содержание этих контрактов могло разнообразиться до бесконечности. Поэтому для всех их и не могло выработаться определенных терминов (отсюда и название innominati). Классические юристы группировали их таким образом, что подводили их по содержанию под четыре афоризма: do ut des, do ut facias, facio ut des и facio ut facias*(1066).

Из сказанного видно, что при возбуждении судебного спора и при составлении формулы в demonstratio нельзя было определить посредством юридического термина тот договор, из которого вытекало исковое притязание. Поэтому вместо demonstratio ставилась praescriptio, в которой описывалось содержание договора. Вследствие этой процессуальной особенности безыменные контракты назывались в классический период actiones praescriptis verbis (см. § 210) или civilis in factum actio*(1067).

Безыменные контракты получили юридическую защиту впервые в начале империи, по-видимому, благодаря авторитету Лабеона, который относительно этой защиты высказывается еще с некоторой сдержанностью*(1068). Вероятно, не все четыре категории безыменных контрактов были признаны в римском праве одновременно, так как в Юстиниановых Дигестах сохранились места Павла и Ульпиана, из которых видно, что первый еще не признавал самостоятельного существования за договорами facio ut des, тогда как при втором они уже защищаются посредством actio praescriptis verbis*(1069).

Как уже было сказано, безыменные контракты были по содержанию своему бесконечно разнообразны. Мы приведем, кроме тех случаев, которые описаны в предыдущих примечаниях (с. 476, прим. 2 и с. 477, прим. 2 и § 210, с. 331, прим. 2), еще два примера контрактов, бывших в большом употреблении и, вероятно, раньше других признанных за самостоятельные договоры.

1. Мена, permutatio. Это был договор, по которому одна сторона давала другой в собственность какую-нибудь свою вещь, а другая обязывалась дать первой в собственность также какую-нибудь вещь. Главные отличия мены от купли состоят в том, что в последней вещь обменивается непременно на деньги (pretium), а в первой на вещь же; обязательство купли возникает по одному соглашению, а мена только после действительной дачи вещи; продавец обязан предоставить покупателю беспрепятственное владение и пользование вещью (ut rem emtori habereliceat), а при мене вещь должна быть непременно дана в собственность*(1070).

Во времена республики мену не отличали от купли. По-видимо му, Прокул первый провел это различие, которое затем было поддерживаемо прокулеянской школой против Сабина и его последователей, которые не хотели признать его. Юстиниан в своих институциях удостоверяет, что мнение Прокула возобладало*(1071).

2. Contractus aestimatorius. Он состоял в том, что кто-нибудь давал другому вещь для продажи за определенную цену, а этот последний обязывался или дать хозяину эту цену, или возвратить ту же самую вещь. Комиссионер мог извлечь из этого договора выгоду, если продавал вещь дороже, чем она была оценена хозяином.

Первоначально и этот договор не существовал, как самостоятельный: одни находили, что на основании его следует давать a. ex. vendito, другие a. ex. conducto, третьи a. ex. locato, четвертые a. mandati. Наконец, решили установить особый иск: actio aestimatoria praescriptis verbis*(1072).

§ 314. Расширение института представительства при установлении обязательств. Мы видели (§ 268), что во времена республики обязываться через представителей можно было только при известных условиях: если представителем было лицо подвластное и если оно имело общее полномочие на ведение известного круга дел, в качестве institor, magister navis или обладателя пекулярного имущества. В четвертом периоде в обоих отношениях снимается ограничение. Во-первых, признается (каким источником права, неизвестно), что в качестве institor и exercitor могут быть назначаемы и свободные лица, и чужие рабы, и, следовательно, что через посредство их доверитель может обязываться. Иск, посредством которого можно было взыскивать с него, был тот же самый, т.е. actioinstitoria и exercitoria*(1073). Во-вторых, под влиянием Папиниана признается, что представительство возможно не только в указанных случаях общих полномочий, но и в том случае, если кто-нибудь поручает другому совершить какой-нибудь отдельный обязательственный договор. Например, если кто-нибудь поручит другому занять для него денег, то заимодавец мог взыскивать долг прямо с доверителя. Чтобы провести это правило, Папиниан прибег к обычному у римских юристов приему: он говорит, что данный случай подобен поручению, которое дается institor'y, а потому здесь должен быть дан иск по примеру actio institoria, utilis actio*(1074).

В республиканское время преторский эдикт, установивший actio institoria и т.д., допускал, чтобы домовладыка приобретал через institor'a и т.д. не только обязанности, но и обязательственные права. Но он не допускал приобретения прав через свободных представителей. И эти ограничения были сняты в настоящем периоде. Сначала было призвано мнение юриста Марцелла (Ulpius Marcellus, при Антонине Пии и Марке Аврелии), что обязательственные права могут быть приобретаемы через свободных institores, а затем - под влиянием Папиниана и Ульпиана - что доверитель может через свободных представителей приобретать права и в тех случаях, когда он давал им поручение заключить какой-нибудь отдельный договор*(1075).

§ 315. Senatusconsultum Macedonianum. Одно из обычных зол, сопровождающих сложную экономическую жизнь как древнего, так и нового мира, было ростовщичество, ловившее в свои сети, между прочим, людей, запутавшихся в делах вследствие молодости и неопытности. Против этого зла был издан при императоре Веспасиане (ум. в 79 г.) Senatusconsultum Macedonianum. Поводом к изданию послужило отцеубийство, совершенное неким Macedo, который, будучи filiusfamilias, занимал деньги у ростовщиков в надежде расплатиться по смерти своего домовладыки. По действовавшему тогда праву подвластный мог обязываться и, сделавшись sui juris, мог быть принужден к уплате путем иска. На это именно и рассчитывали его заимодавцы. Но так как отец жил дольше, чем ожидали и кредиторы и должник, то Macedo, ввиду настойчивых требований уплаты, решился убить отца. Сенатусконсульт, названный по имени убийцы, постановил, что подвластные дети, взявшие взаймы деньги, не могут быть принуждены к возврату их даже после прекращения отеческой власти. Если бы к ним был предъявлен иск (condictio ex mutuo), они могли противопоставить ему exceptio Scti Macedoniani*(1076). Впрочем, обязательство подвластного сохраняло силу так называемого естественного обязательства (о нем см. ниже § 317).

§ 316. Senatusconsultum Vellejanum. Другое ограничение коснулось женщин, которые, по свойственной их полу мягкости и неведению деловых отношений, чаще мужчин запутывались в долги, принимая на себя ответственность за других. Еще эдиктами Августа и Клавдия запрещено было женам принимать на себя ответственность за долги своих мужей*(1077). Но этой меры оказалось недостаточно. В 46 г. по Р. X. Sctm. Vellejanum запретил всем женщинам брать на себя поручительство (именно fidejussio) и ответственность за чей-либо заем*(1078). Путем распространительного толкования юристы придали этому сенатусконсульту более широкий смысл, именно тот, что женщинам запрещается всякая интерцессия (intercessio), т.е. всякое принятие на себя чужого долга, в какой бы форме оно ни выражалось: поручительство всех видов, дача залога, принятие ответственности по иску и т.д.*(1079) Если бы женщина, тем не менее, взяла на себя ответственность, сделка ее не имела силы; суд должен был бы отказать в иске против нее.

§ 317. Естественные обязательства, obligationes naturales. Этим именем назывались такие обязательства, которые не были защищены иском, но в некоторых других отношениях имели юридическую силу. Например, если подвластный сын взял взаймы, кредитор не мог взыскивать с него посредством иска; но нельзя сказать, чтобы обязательство было безусловно ничтожно. Юридическая сила естественных обязательств выражалась в следующем. 1) Если должник добровольно уплатит свой долг, то он не может требовать назад уплаченное посредством condictio indebiti, тогда как он имел бы право на эту condictio, если бы обязательство было ничтожно*(1080). 2) Естественное обязательство можно предъявлять к зачету (compensatio), т.е. если естественный должник (naturalis debitor) предъявит к своему кредитору иск по какому-нибудь другому обязательству, то кредитор может требовать (посредством exceptio), чтобы его естественное обязательственное требование было принято к зачету*(1081). Если бы obligatio naturalis совсем не имело юридической силы, оно не годилось бы для compensatio. 3) Obligatio naturalis может быть подкрепляемо залогом, поручительством, посредством constitutum debiti (§ 260) и может быть обновляемо посредством novatio*(1082).

Источники естественных обязательств, т.е. причины, по которым они возникают, весьма разнообразны. Главный случай составляют договоры, по которым рабы обязываются перед своим господином или посторонними лицами. Взыскивать с раба исковым путем, даже по освобождении от власти, было невозможно, и по времена республики обязательства рабов прямо считались ничтожными. Во времена империи признавали несправедливым оставить подобные обязательства совсем без юридической защиты, но, однако, не решились вполне уравнять их в этом отношении с цивильными и преторскими договорами. Вследствие этого и избран был средний путь.

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 576. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия