Студопедия — Господская власть
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Господская власть






 

§ 320. Ограничение господской власти, начавшееся в конце республики, становится решительнее во время империи. В личном отношении можно отметить целый ряд распоряжений, по преимуществу императорских указов, которые стараются оградить рабов от жестокого обращения господ. Так, император Клавдий постановил, что больные рабы, выброшенные господами (на остров Эскулапа), делаются свободными*(1092). Император Адриан отправил в ссылку одну женщину за жестокое обращение с рабами, а Антонин Благочестивый предписал начальникам провинций принуждать господ, уличенных в жестоком обращении, продавать своих рабов*(1093). Закон Петрония (Lex Petronia 61 г.) отнял у господ право отдавать по своему произволу рабов на сражение с дикими зверями. Это наказание, по жалобе господ, мог налагать только суд*(1094). Император Клавдий объявил, что убийство больного раба будет считаться за преступление*(1095).

В имущественном отношении ограничение власти господ можно усматривать в том, что за рабами признана была способность делаться субъектами обязательств. Правда, что такие обязательства имели силу только естественных (obligationes naturales, см. § 317). Но, во всяком случае, в этой незначительной доле правоспособности обнаруживалось признание за рабом личности, а не простой только вещи.

Об изменении, происшедшем в юридической конструкции пекулия, было уже сказано по поводу отеческой власти (§ 319).

§ 321. Ограничение права господ на освобождение рабов. Рядом с описанным признанием за рабами некоторой личности шли, однако, меры, имевшие целью ограничить число отпускаемых на волю. Мотивами для этих мер послужили следующие обстоятельства. Число рабов во времена империи было очень велико. Отдельные лица иногда имели их по несколько сотен и даже более тысячи. По племени, по цивилизации рабы представляли чрезвычайно пестрое население: от утонченного грека до дикарей Африки, Корсики или Германии. Вследствие многочисленности и часто дикости рабов господа уже больше не держали их на положении членов семьи, как это было в старину, обращались с ними презрительно или жестоко. Все это, вместе взятое, содействовало понижению нравственного уровня рабов. С другой стороны, римляне при отпущении рабов на волю руководились большей частью совсем не чистыми побуждениями. Они дарили рабу свободу или за безнравственные, или преступные услуги, или же из чванства: по тогдашней моде, толпа клиентов из вольноотпущенных придавала блеск дому знатного римлянина и пышность похоронам его. Последнее обстоятельство вело к тому, что богатый рабовладелец перед смертью отпускал на волю в завещании массу рабов в надежде, что все они, в качестве вольноотпущенных, будут участвовать в похоронном шествии. Последствием таких массовых освобождений было то, что среди римских граждан все больше стало появляться людей с весьма низким нравственным уровнем.

Для противодействия этому злу и изданы были два закона. Lex Aelia Sentia (757 u. c.) установил ограничения, касавшиеся и господ и рабов. Относительно господ он предписывал следующее. Во-первых, если господин будет моложе двадцати лет, то он не может отпускать на волю иначе, как доказавши перед особой комиссией (consilium) основательность своего желания (justa causa manumissionis). Основательным побуждением считалось, например, то обстоятельство, что отпускаемый был естественный сын или дочь, брат или сестра, воспитатель господина и т.п.*(1096) Во-вторых, не имеет юридической силы такое отпущение, которое господин делает в ущерб своим кредиторам или патрону*(1097). Относительно рабов ограничения состояли в следующем. Рабы моложе тридцати лет, чтобы сделаться по отпущении римскими гражданами, должны быть отпущены только способом vindicta, и притом по признании комиссией основательности мотивов отпущения*(1098). Затем, рабы, совершившие преступления, за которые они подверглись клеймению, осуждению на бой со зверями и другим тяжелым наказаниям, по отпущении на волю не могут сделаться римскими гражданами; они получают правоспособность peregrini dediticii*(1099).

Lex Fufia Caninia (761 u.c.) постановил, что при отпущении рабов в завещании изо всего наличного числа их могут получить свободу не все, а только известная часть: при трех двое, при 4-10 половина, при 10-30 треть, при 30-100 четверть; при 100-500 пятая часть. Больше ста ни в каком случае нельзя было отпустить по завещанию*(1100).

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 598. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия