Студопедия — Культурологическая модель
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культурологическая модель






Развитие цивилизации постоянно расширяло спектр тех видов опыта, которые человек должен был осваивать в процессе обучения. Культурологическая модель содержания образования, предложенная в 70-е годы прошлого века известными отечественными дидактами М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером и В.В.Краевским[2], рассматривала содержание образования как своего рода слепок с основных видов культурного опыта и включала, соответственно, четыре подструктуры такого опыта.

1. Опыт усвоения и применения «готовых» знаний, т.е. таких знаний, которые носят характер утвердившихся в науке и практике положений, выводов, формул, правил, предполагающих применение в «готовом», неизменяемом виде.

2. Опыт освоения и применения способов деятельности, уже вошедших в арсенал теоретической и практической деятельности человеком. От учителя и ученика при этом требуется одно – превратить эти способы в реальные умения и навыки.

3. Творческий опыт, связанный с решением задач из различных предметных областей, различающихся по формам и методам решения, но имеющим то общее, что они обладают новизной, по крайней субъективной и предполагают выполнение учеником действий, характерных для творческой деятельности. Среди таковых – уяснения проблемы, постановка исследовательской задачи, выдвижение гипотезы относительно способа ее решения, проверка гипотезы (эмпирическим или теоретическим путем в зависимости от предмета исследования), изложение и интерпретация решения. Обучить ученика этой логике традиционным путем, т.е. посредством предъявления алгоритма, формулы и т.п. учитель не мог. Формула и алгоритм работают там, где предмет усвоения рационален и формализуем. Здесь же всякий раз актуализируются иррациональные, интуитивные действия ученика, в силу чего изменяется позиция учителя. Он не может «передать» ученику деятельность, как это бывает при традиционном обучении, поскольку такой деятельности в готовом виде не существует. Эту деятельность надо создать собственными силами. А поскольку решения ни одной из представленных задач не может быть воспроизведено в готовом виде, то ученик обретает не формулу (алгоритм, правило), а опыт, который при аналогичных ситуациях актуализируется в виде установки, стремления найти аналогию новой ситуации с уже встречавшимися, дает ученику уверенность в своих силах.

4. Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру. Хотя этот вид опыта и включен создателями концепции в содержание образования, он не является в прямом смысле продуктом деятельности обучения, по крайней мере в ее традиционном смысле. Под традиционным мы в данном случае понимаем обучение, основанное на организации учебной деятельности учащихся. Опыт же эмоционально-ценностного отношения к миру, как принадлежащий к личностной сфере человека, не может выступать продуктом какой-либо заданной извне деятельности, а выступает следствием переживания и осмысления (наделения смыслом) личностно значимых событий. Предметом такого отношения выступает и сам учебный процесс как предмет ценностно-смысловой рефлексии.

Представим себе на минуту, что это было бы не так, что можно было бы придумать некую деятельность (работу для всего класса!) при выполнении которой у всех бы учеников появился бы один и тот же смысл урока, учебы, жизни, наконец. Как «легко» было бы работать учителю! Однако таких «чудес» не бывает. Эмоционально-ценностный (личностно-смысловой) опыт является продуктом не обучения как такового, а сложной многосторонней включенности учения во все другие стороны жизни растущего человека. Причем его собственной, индивидуальной жизни, в которой он не хочет быть как все.

Своеобразие данной модели образования в том, что она описывает не перечень культурных навыков и свойств человека, а задает своего культурный стандарт образованности, указывает, чему в принципе должен быть обучен, в каких направлениях развит культурный человек. Эта концепция привела к дальнейшему расширению предметной сферы деятельности обучения. Теперь ученик должен был обучаться не только традиционным знаниям и умениям их применять, но и опыту самостоятельного добывания знаний, опыту определения и выражения своей позиции в отношении к тому, что происходит вокруг него.

Нет сомнения в том, что каждый из этих видов опыта требует специфической учебной и, соответственно, обучающей деятельности. Так, для обеспечения усвоения знаний (фактов, понятий, теорий) от учителя требуется постановка и решение учебных задач, предполагающих ориентировку в некоторой ситуации, т.е. ее объяснения, преобразования, прогноза каких либо природных или социальных явлений с позиций предметной области (концепций и теорий какой-либо науки). Их условно можно назвать задачами на понятие.

Для усвоения способов деятельности требуется, соответственно, решение задачи на способ, требующей абстрагирования от ее предметного содержания и рефлексии операционной стороны познавательной деятельности.

Для усвоения творческого опыта необходимо включить ученика в творческий процесс. Творческий опыт не может быть редуцирован к знаниям и способам деятельности, к некоторым инструкциям о творческом поиске, который можно было предложить всем детям. Такие инструкции в принципе существуют. Но суть не в них. Творческий опыт основывается на актуализации способностей, интуиции, индивидуального подхода к задаче, личностного смысла, который ученик находит в проблеме. Здесь ученик решается задачу на постановку самой задачи, к которой он приходит на основе анализа проблемной ситуации. Этому способствуют система проблемных методов обучения. Благодаря данной системе, ученик включается в этот это процесс последовательно: сначала знакомится с образцами творческой деятельности, потом участвует в ней частично и, наконец, самостоятельно реализует исследовательский и конструкторский процесс.

Что касается четвертого вида опыта, то его природа еще сложнее. Отношение ребенка к миру детерминируется не только обучением, а всей жизненной ситуацией ученика. Учитель, безусловно, влияет на это отношение, но инструменты этого влияния более тонки, чем при формировании знаний и умений. Для этого ему надо войти в контекст жизненных проблем ребенка, включиться в совместное с ним обсуждение и поиск решения этих проблем – задач на смысл, как их называет Д.А.Леонтьев, проявить уважение к субъектной позиции ребенка и желание понять ее.

Об это пойдет речь при обсуждении следующей модели обучающей деятельности.

 

? Предложите ваш вариант задач (по вашему предмету) на понятие, на способ, на творчество, на отношение (смысл). Сравните их..

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2687. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия