Студопедия — Личностный подход (личностно-развивающая направленность деятельности обучения)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личностный подход (личностно-развивающая направленность деятельности обучения)






«Я могу сделать мою ассоциацию

понятной вам, но не могу сделать, чтобы

хотя бы у одного из вас моя частная

ассоциация тоже стала непреложным

знаком, механизмом, неукоснительно

срабатывающим всегда одинаково».

Герман Гессе

Понятие личностно-развивающего образования означает принятие личности воспитанника в качестве ведущей цели образования, постановку учащегося в позицию субъекта своего образования и социально-нравственного самоопределения.

Важнейшей научно-практической предпосылкой появления теории и практики личностно-развивающего образования является кризис так называемой «знаниевой» образовательной модели. Речь идет о традиционном образовании, с присущей ему гипертрофией «знаниевого» компонента, подчас в ущерб другим аспектам культуры. Изменения в социальной, информационной, технологической сферах общества привели к становлению такого типа культуры, для которой односторонне понимаемое знаниевое образование утратило свою эффективность и даже целесообразность. Сегодня можно со всем основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы образования. Для выявления причин этого следует обратить внимание на сущностные характеристики такого образования: 1) «знаниевое» образование является атрибутом культуры с традиционно-наследственным типом эволюции, при которой человек на протяжении десятилетий и веков мог обходиться передаваемым ему ориентировочным аппаратом, успешно адаптируясь к социуму; 2) инструктивно-нормирующая форма «знаниевого» образования вполне отвечала характеру традиционной культуры с ее низким удельным весом продуктивности (творческих действий) в жизнедеятельности индивида; 3) основным содержанием (и продуктом) образования было воспроизведение знаний или поведения по знаемым образцам, в следствие чего главным предметом усвоения было именно знание, а не процесс его получения; 4) знаниевая парадигма обусловливала локальный, замкнутый характер образования: все, что выходило за рамки усвоения предметных знаний – опыт, компетентность, отношение и др. – уже являлось необразованием, т.е. продуктом внеучебной, «внеклассной» деятельности. Основной же «линией движения образовательного процесса» считалось усвоение знаний (М.А.Данилов), принцип «ведущей роли теоретических знаний» был основополагающим во многих системах «развивающего обучения» (Л.В.Занков, Н.А.Менчинская). И это в известной степени подтверждалось большей степенью адаптируемости к жизни успешных в учении учеников. При этом однако оказывалось мало изученным то, что этот эффект достигался, как правило, за счет усвоения не самих знаний, а опыта саморегуляции, рефлексии, принятия и реализации решений, который давала ученику сама учебная деятельность. Причем развитие любых психических функций – мышления, памяти, умелости всегда опоредовано трансформациями в личностно-смысловой сфере. Таким образом, в реальном образовании спонтанно задействован гораздо больший объем видов опыта, чем это проектировалось знаниевой моделью обучения.

Идея образования, ориентированного на личность, широко принятая современной педагогической теорией и практикой, постепенно трансформируется из «идеи» и «принципа» в целостную систему педагогической деятельности. При этом мы имеем в виду педагогическую деятельность во всех ее модификациях, т.е. включаем в это понятие, по трактовке В.В.Краевского, и деятельность учителя, и деятельность проектировщиков содержания и технологий образования, и деятельность по управлению образовательными системами, и, наконец, деятельность педагогов-исследователей, в которой также утверждается методология личностного подхода.

Кстати об этой методологии. Личностный подход как методологический принцип всех человековедческих наук зародился в прошлом веке в психологии, и суть его состояла в том, что психика человека функционирует не как набор изолированных функций – восприятия, мышления, памяти и т.п., а контролируется и направляются личностью человека с присущими ей потребностями, устремлениями, жизненными планами. Этим обеспечивается целостность, направленность мира человека в окружающем мире, и, соответственно, все проявления человека зависят от его отношения к предметам и ситуациям окружающего мира, от его позиции. Собственно, понятие «личность» и обозначает, по С.Л.Рубинштейну, способность человека занимать определенную позицию.

Учителю для реализации личностно-развивающего подхода в обучении необходимо представление о совокупности теоретических принципов и технологий, которые обеспечивают такого рода направленность обучения.

Позиция (личность) не дается человеку как нечто само собой разумеющееся. Это – также сфера жизненного, личностного опыта, в становлении которого также велика роль образования. Формирующийся человек должен обрести опыт быть личностью, в чем, безусловно, ему нужна поддержка педагога, учителя.

Чтобы корректно реализовать личностный подход в обучении, учитель должен достаточно отчетливо представлять, в чем состоит данное направление образовательной деятельности. Очень часто личностно-развивающее образование смешивают с другими направлениями образовательной деятельности. Виды последней, в конечном счете, различаются по тому, что выступает целью и содержанием этой деятельности. В случае личностно ориентированного образования речь идет о личностном опыте как специфическом элементе содержания образования. Образование всегда будет представлять собой сферу «передачи» различных видов опыта – ориентировочного (знания), деятельностного (умения), творческого, социального и др. Все эти виды опыта, аккумулированные в культуре, должны, в конечном счете, стать личным опытом воспитанника. Однако мир человеческого опыта был бы не полным, если из него исключить личностный опыт – опыт специфической деятельности (метадеятельности) человека по созданию своей личностной среды, личностной самоорганизации, того, что в повседневности обычно называют внутренним миром человека. Личностный опыт (не смешивать с личным!) – это тоже элемент человеческой культуры – культуры осмысливания своих переживаний и в целом жизненного пути, управления своими чувствами, намерениями, построения программ жизнедеятельности, преодоления жизненных коллизий, связанных, как правило, с взаимоотношениями с другими личностями. Чтобы в дальнейшем было проще ориентироваться в понятии личностного опыта, нужно сразу договориться, что о наличии такого опыта свидетельствует сформированность таких качеств (компетенций) воспитанника как: 1) избирательность, которая проявляется в характере и способах выбора ценности, линии поведения, поступка, партнера, позиции в той или иной жизненной ситуации; 2) способность к рефлексии – адекватной самооценке, самоанализу, обобщению собственного когнитивного и жизненного опыта; 3) потребность в поиске смысла образования, профессиональных и жизненных планов, наконец, жизни вообще; 4) ответственность как универсальное интегративное нравственное качество: чем шире субъективно избираемая человеком сфера ответственности, т.е. чем в большей мере человек ощущает себя сопричастным к происходящим вокруг него событиями, тем более сформирован его личностный потенциал Ю.Герман: «Я отвечаю за все!»; 5) способность к саморегуляции, проявляющаяся в волевом самоконтроле за собственным поведением, в удержании цели, в переживании удовлетворения от собственной организованности; 6) креативность – творческий подход к личностно значимому делу, стремление иметь индивидуальную сферу, «нишу» самореализации, мир творческих увлечений, в качестве которых может выступать и любимый предмет, и будущая профессия, и различные внеучебные сферы деятельности; 7) потребность во внутренней свободе, самостоятельности, независимости от внешних обстоятельств, стремление к реализации себя как инициатора, субъекта собственной жизни.

Личностный опыт и есть, по сути, опыт выполнения указанных здесь действий – опыт избирательности, рефлексивности, смыслопоиска, ответственности, саморегуляции (владения собой), креативности, свободы. Грани между названными компетенциями весьма условны, подвижны, поскольку названные характеристики выражают в сущности один и тот же универсальный признак личности – субъектность, внутреннюю детерминированность всех жизненных проявлений индивида.

Личностный опыт, как и всякий другой, формируется, нуждается в педагогической поддержке со стороны педагога, хотя закономерности его формирования существенно отличаются от закономерностей становления предметного («знаниевого») опыта. Личностный опыт отличен также и от так называемого творческого опыта, поведенческого и др. В чем эти отличия? Предметное знание, несущее объективные, универсальные для всех закономерности, усваивается в виде понятий, правил, формул и др. Творческий опыт – опыт самостоятельного добывания знаний и способов решения задач в момент решения проблемной задачи имеет субъективную форму – «озарение», инсайт, интуиция, однако на завершающем этапе творческого поиска продукт познания может обрести форму регулярного знания, которое уже не будет содержать авторского подчерка. Большинство общепринятых научных истин именно так и родились.

Что же касается личностного опыта, то он всегда имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму, и продукт искания здесь имеет вид не универсального (единого для всех) понятия, а форму личностно значимого вывода, индивидуального смысла, который хотя и можно выразить на понятном всем языке, но в любом случае нельзя будет передать другому те ассоциации, по поводу которых возникли соответствующие переживания.

Понятно и другое: если предметно-знаниевое или творчески-деятельностное образование можно как-то спроектировать, задать в какой-то текстовой, инструктивной форме, в виде каких-то более или менее корректных программ, то в том случае, когда речь идет об индивидуальных переживаниях и субъективных ассоциациях и смыслах ребенка, их нельзя не на каком этапе сделать предметом программирования, презентации, внешней оценки. Что касается роли обучающей деятельности в формировании такого рода опыта, то учитель не прямо его формирует, а путем соответствующей организации образовательного процесса. Создает ситуацию, востребующую проявление, а, соответственно, и развитие такого рода опыта.

Речь, таким образом, идет об опыте, в результате освоения которого у ребенка сформируются собственно личностные компетенции, проявляющиеся в способности занимать гражданскую, нравственную позицию при разрешении различных жизненных коллизий. Генезис образования представляется исследователям как последовательное расширение видов опыта, которые предстоит освоить формирующемуся человеку[64]. Если традиционно понимаемое образование сводилось, главным образом, к ориентировочному компоненту социального опыта – знаниям, способам деятельности в тех или иных предметных сферах, то сегодня педагогика все чаще ведет речь о более целостных структурах опыта, овладевая которыми человек получает не только ориентировку в мире, но и реальный опыт поведения в нем. К таковым видам опыта относят: социальный (Н.Ф.Голованова), творческий и эмоционально-ценностный (В.В.Краевский, И.Я.Лернер), компетентностный (В.А.Болотов), личностный (А.В.Зеленцова), опыт личностной свободы (В.В.Зайцев), рефлексивный опыт (В.И.Слободчиков), опыт решения проблем (Ю.В.Громыко), опыт личностной самоорганизации (И.В.Лысенко), этнокультурный опыт (Г.Н.Волков, А.Б.Панькин), опыт поиска жизненных смыслов (Д.А.Леонтьев), опыт самореализации (С.В.Кульневич) и др. Генезис образования представляется исследователям как последовательное расширение видов опыта, которые предстоит освоить формирующемуся человеку[65]. Если традиционно понимаемое образование сводилось, главным образом, к ориентировочному компоненту социального опыта – знаниям, способам деятельности в тех или иных предметных сферах, то сегодня педагогика все чаще ведет речь о более целостных структурах опыта, овладевая которыми человек получает не только ориентировку в мире, но и реальный опыт поведения в нем.

В словаре русского языка встречаются следующие дефиниции опыта: «1. Совокупнсть знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. …То, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться. Убедиться на личном опыте … 2. Филос. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире… 3.Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью его изучения, исследования; эксперимент… 4.Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л. …» [66]

Специфика понятия «опыт» в двойственности тех явлений, которые оно описывает: опыт – это и те личностные конструкции: выводы, установки, привычки, взгляды, убеждения, вынесенные из жизненных событий, переживаний, деятельности, а с другой, – это сами предметы, ситуации, порождаемые ими проблемы, задачи, которые актуализируют соответствующий опыт, служат его источником.

Для понимания природы опыта как педагогического феномена целесообразно сопоставить его с близкими ему образовательными явлениями. Итак, опыт и знание. Знать – не обязательно владеть опытом. Знание может находиться на уровне сведений, представлений. Опыт – это в высокой степени конкретное знание, неразрывно связанное с практическим действием, а в ряде случаев и вытекающее из него. Знание, не выведенное из собственного опыта, утрачивает признаки конкретности, фундаментальности, компетентности. В свою очередь, опыт, не содержащий конкретного и ясного вывода (знания) тоже не полный, не отрефлексированный, неосознанный, не является своего рода опытом для будущего. Опыт и знание взаимообусловлены, друг без друга они не полные, не целостные, и, вместе с тем, не тождественны, не сводятся друг к другу: знать – еще не означает иметь опыт и наоборот!

Умение и опыт. Опыт предполагает умения, к которым человек или пришел сам, или выделил их из некоторого набора правил как свои, излюбленные, собственные, многократно проверив, «обыграв» их в различных ситуациях. Опыт по мере развития все более становится эффективным умением. Умение вне опыта – формально. Исполнитель не знает условий, при которых оно эффективно. Оно так и остается способом деятельности, а не собственным умением исполнителя. Примерно это можно пояснить так: знать формулу – не обязательно уметь решить задачу.

И еще одно замечание. Знания и умения можно усваивать, по сути, при любом мотиве. «Нежелание учиться» может повлиять в крайнем случае на качество знаний, их глубину, прочность, эвристичность, но мало отразиться на их содержании.

Иначе обстоит с опытом. Какой именно индивид приобретет опыта, зависит не только от внешних условий, но и от его личностного смысла, отношения к происходящему с ним. Какой вывод для педагога? Он в том, что опыт нельзя передать, привить, сформировать, если у человека нет желания его усваивать. Опыт – всегда продукт сотворчества педагога и воспитанника.

Опыт и деятельность. Опыт всегда существует у индивида как опыт выполнения различного рода деятельностей, выражает степень компетентности в них. Освоение деятельности в опыте, в самостоятельном опробовании средств и условий их эффективности всегда более целостно, чем это имеет место просто при изучении инструкции, алгоритма и т.п. С другой стороны, деятельность есть объективная (социальная, институциональная) форма существования опыта. Проектируя опыт как вид содержания образования, мы, чаще всего, должны представить его в форме деятельности, выполнение которой обеспечивает обретение данного опыта. Чаще, но не всегда! Опыт может касаться и таких новообразований, которые не имеют явной деятельностной формы – переживаний, исканий, самостроительства и т.п. К этому мы еще вернемся.

Деятельность становится опытом, а не только знанием инструкции, когда присваивается целостно: не только как предметное действие, но и как определенный мотив, смысл, реализуемый посредством этой деятельности. Высший уровень опыта – это умение обеспечивать достижение результата в любых вариативных условиях. Это можно условно назвать компетентностным опытом. Мастер как бы создает недостающие условия эффективности деятельности и тем самым обеспечивает ее эффективность.

Опыт и отношения. Опыт, приобретаемый в процессе общения с другими людьми и возникающих при этом отношений – один из наиболее значимых. Именно в этой сфере возникает опыт нравственных поступков, рефлексии. «Можно сказать, что “собственно человеческое в человеке” – это всегда Другой человек»(В.И.Слободчиков). Общение с другими людьми выступает как источник переживаний и впечатлений, обеспечивающих самостроительство личности. М. Мамардашвили говорил, что человек – существо искусственное. Собственно человеческое в человеке – продукт усилий, результат самостроительства, опыта.

Опыт и личность. Личность как особого рода инстанция, регулирующая жизнедеятельность человека, как «способность занимать определенную позицию» (С.Л.Рубинштейн) также является определенным видом опыта, приобретаемого человеком в онтогенезе. Личность по определению, даваемому в одном известном американском учебнике психологии, есть совокупность «характеристик человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения»[67]. Т.е. согласно этому определению – это опыт согласованного, внутренне обоснованного поведения. Каждая из личностных функций (проявлений) индивида – избирательность, рефлексия, выбор поступка и др. являются результатом определенного опыта, извлекаемого из различных жизненных ситуаций. Все это позволяет говорить об особом виде человеческого опыта – опыте быть личностью, личностном опыте. Быть личностью – значит, находить свои способы самореализации, обеспечивающие признание другими людьми и отвечающие собственным представлением о себе самом.

Первая подструктура социального опыта существует для педагога как данность, как совокупность культурных достижений человечества, и ему необходимо обосновать, какие из них должны быть освоены формирующимся человеком, чтобы он обладал достаточным опытом для жизни в современной ему цивилизации. Эту функцию выполняет, по сути, любой педагог – и тот, кто разрабатывает стандарты, программы, учебники, и тот, кто просто готовится к уроку. Вторая подструктура (форма существования) опыта является предметом педагогического проектирования и связана с организацией учебной деятельности, созданием ситуации-события, выполнением проекта и т.п., словом, всего того, что может привести к обретению соответствующего опыта. Наконец, третья форма существования опыта интересует педагога как цель и результат образования, как ожидаемая степень опытности, как совокупность компетенций, на достижение которых ориентирован педагогический процесс.

Новому входящему в социальный мир человеку нельзя освоить социальный опыт как-то иначе, как только заново его создав, по крайней мере для себя. Для каждого воспитанника культура начинается сначала…

Степень влияния учителя на развитие ученика уменьшается по мере перехода от предметно-деятельностного ко все более сложным субъектным видам опыта. Сравните: опыт решения математических задач и опыт разрешения нравственных коллизий. Если в первом случае образец опыта может играть нормативную роль, то во втором он скорее выступит лишь как «информация для размышления». Речь в данном случае идет о собственном опыте воспитанника, которые, скорее всего, до наступления данной конкретной ситуации или не существовал, и будет им создан впервые, или существовал, но будет переосмыслен.

Природа развития ребенка такова, что уже с самых первых шагов в этом мире он не является неким зеркалом, отражающим все оказываемые на него влияния. Он изначально живет в неком «зазеркалье», где детерминантой развития является не только внешний мир, но и собственный опыт. Образовывать – значит, участвовать в становлении этого опыта. Этот опыт не накапливается планомерно как цепочка понятий, а образует некие узловые точки в сознании как последствия ведущих жизненных событий. Событие– переживания–вывод – вот логическая конструкция личностных новообразований, которая не похожа на привычную схему усвоения знаний, а раскрывает процесс овладения опытом.

Понятно, что усвоение опыта предполагает и иную процессуальную организацию «обучения». Берем этот термин в кавычки, потому что обучение, развивающее опыт, мало похоже на обучение, обеспечивающее знаниями. «Единицей» такого обучения является не просто решение предметной задачи (хотя это, разумеется, не исключается), а проживание некоторой ситуации, переживание возникших в ней коллизий и добывание собственного вывода. Опыт в отличие от понятий и способов деятельности – неотчуждаем от субъектов. Имея одинаковые понятия и схемы мышления, учащиеся обладают разным опытом в плане различия путей его приобретения, сложившихся при этом смыслов, образов предстоящих действий и ожидаемых результатов. В этой связи любой опыт – всегда личностный. Знание может забыться, в памяти могут стереться детали математических доказательств, подробности текстов, нарушиться логические цепочки. Что же остается в этом случае в сознании и поведении? Опыт. Именно он является тем самым «сухим остатком» образования, о котором так любят говорить дидакты.

Опыт – это психологическая реконструкция пережитого, неуничтожимый элемент сознания, который может исчезнуть разве что вместе с самой личностью. Он – часть ее индивидуальности. Мы ценим индивидуальность именно за ее неповторимый опыт. И когда человек говорит, что он утратил какой-то опыт, то это может свидетельствовать лишь о том, что он изменил образ жизни, в известной степени стал другой личностью.

Личностный подход представлен нами в виде системы принципов, которые, с одной стороны, отражают закономерности развития личностной сферы индивида, а с другой, выступают для учителя в качестве регулятивов проектирования личностно-развивающей направленности учебного занятия. В качестве таковых принципов мы выделяем:

· принцип субъектной позиции ученика: образовательный процесс, включая его содержание и формы, является предметом принятия, конструирования, соучастия самого ученика;

· принцип приоритета смысла перед функциональным подтверждением усвоения материала: представление о смысле учения приоритетно по сравнению с содержательно-процессуальными аспектами образования;

· принцип событийного ряда: личностно-развивающий процесс выстраивается как последовательность событий, своего рода структурных единиц личностно-индивидуального развития;

· принцип поддержки надпредметной активности ребенка (его самоорганизации): побуждение ученика к инициированию собственной дополнительной активности, к рефлексии того, что он сделал сам, каков его путь, способ работы, в чем особенности его индивидуальной системы деятельности, его сильные стороны;

· принцип «живого знания»: приоритетное внимание к самостоятельно добываемым выводам, извлекаемым жизненным смыслам, собственному видению проблем;

· принцип жизненно-ситуационного подхода, в соответствии с которым личностно-развивающий процесс может осуществляться лишь как индивидуально ориентированный, учитывающий жизненную ситуацию ребенка, проектирующий его персональную значимую для него роль в любом коллективном деле;

· принцип самопроектирования личности – выделение в проекте учебного процесса рефлексивных, самоорганизующих действий ученика как его самостоятельной линии, нуждающейся в специальном отборе содержания, постановке проблем, педагогических действий по поддержке «личностного плана» учебной деятельности;

· принцип востребованности и проявления личностной позиции: в образовательный процесс преднамеренно включаются действия, предполагающие «личностное действие» – выбор, самооценку, рефлексию смысла, поступок, связанный с принятием ответственности, проявлением творчества, свободы;

· принцип межсубъектного взаимодействия педагога и ученика: в ситуациях формального «делового» сотрудничества ослабевает возможность педагога влиять на смысловую сферу сознания воспитанника, это влияние остается на традиционном гностическом уровне, вследствие чего принцип предполагает взаимную открытость, знание друг друга, взаимный интерес, заинтересованность в личностном утверждении партнера;

· принцип опоры педагога на собственный личностный опыт: последнее необходимо при проектировании и актуализации личностно-развивающей ситуации, показ учащимся образцов поступка, поиска их мотивационно-смысловой опоры, вывод к которым они привели);

· принцип учета и проектирования места образования в системе жизненных ценностей ученика, что предполагает включение в образовательный процесс «задач на смысл»: нельзя говорить о какой-либо значимости обучения для личностного развития ученика без учета его смысла для ребенка, как и невозможен без этого и какой-то иной способ повышения качества обучения.

Обучение, интегрированное в ситуацию жизни воспитанника, серьезно отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Здесь от ученика требуется постановка самой задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных действий. В системе личностно-развивающего образования учебная задача должна обрести статус жизненного события, а получение знания становится при этом жизненно значимым для ученика вопросом, не имеющий однозначного решения, требующим привлечения знаний из различных учебных дисциплин, из собственного жизненного опыта или их добывания в результате собственного исследования.

Теория и опыт личностно ориентированного образования являются предметом как спонтанного, так и целенаправленного усвоения педагогическими коллективами многих образовательных учреждений. Естественно, что этот процесс не может протекать без неизбежных трудностей и издержек самого разного рода. Отвлекаясь от многообразных затруднений, которые возникают во всяком инновационном процессе, остановимся на проблемах методологического характера, связанных с пониманием педагогами сути личностно ориентированного обучения. Не ставя целью классифицировать все эти издержки, выделим наиболее типичные из них.

1. Иллюзия «уже известного». Само упоминание о личности не вызывает у педагогов практиков ощущения новизны. Видимо обилие распространявшихся на протяжении многих лет спекуляций на эту тему привело к известному разочарованию в данной проблеме, в возможности создать некое особое образование, ориентированное на развитие личности сути, природы образования, ориентированного на развитие личность. Словом, педагоги, слыша о личностно ориентированном образовании, зачастую спрашивают: что же тут нового? А чем мы занимались до сих пор?

2. Иллюзия «понимания». Представители различных научных школ и концепций, занимающихся личностно ориентированным образованием, пользуются сходным понятийным аппаратом, вкладывая в употребляемые термины различные смыслы. У учителя-практика возникает иллюзия, что речь идет об одном и том же. В действительности же о личностной ориентации образования можно говорить во многих смыслах:

· как об уважении достоинств и прав ребенка и его семьи, имеющих возможность выбора предметов, учебного плана, индивидуального маршрута обучения;

· как о целенаправленной работе по формированию набора качеств личности, отвечающих нормативам воспитанности, принятым в данном социуме;

· как о создании в образовательном процессе ситуаций, которые бы «запускали» механизмы функционирования и развития личности, т.е. ставили бы учащихся в позицию, когда они сами и сознательно принимают решения, излагают свою точку зрения, берут на себя ответственность, словом упражняют свои нравственные силы;

· как о создании образования, которое бы наиболее полно позволяло личности реализовать свои запросы и устремления (профильное обучение, например) и др.

Нетрудно понять, что за каждой из этих трактовок стоят различные технологии практической деятельности педагогов: в первом случае – это выполнение норм гуманности и защита прав и свобод ребенка; во втором – диагностика личностного развития детей, соблюдение возрастных норм становления их личности, проведение «контрольных» мероприятий; в третьем – последовательное создание в ученом и воспитательном процессах педагогических ситуаций, востребующих и развивающих личностное начало в ребенке; в четвертом – введение «портфолио» и элективных курсов.

3. Усвоение идей личностного подхода протекает нередко в форме, как это называл А.С.Макаренко, «этического фетишизма». В самом деле при изложении этого аспекта педагогической теории, как правило, употребляются «высокие» слова: личность, гуманность, саморазвитие и т.п. Этот «фетишизм» вызывает отторжение у мыслящих учителей, которым не вполне ясна стратегия «работы с личностью» в рамках образовательных стандартов, большой наполняемости классов, стратифицированности контингента детей и родителей.

4. Упрощение теории личностно ориентированного образования, «редукция» ее к более простым феноменам:

· к обыденно понимаемому гуманному межличностному общению педагога и воспитанников;

· к индивидуальному и дифференцированному подходам в обучении;

· к воспитывающему обучению (суть последнего всегда состояла в том, чтобы реализовать «воспитательные возможности» изучаемой темы, воспитать в процессе обучения качества, полезные для самого обучения, для успешного прохождения программ – мотивацию, самостоятельность, организованность);

· к формальному применению задачных, контекстных, игровых, диалогических технологий обучения, которые, якобы автоматически являются личностно ориентированными, что заведомо упрощает дело.

Развитие личностно-ориентированного образования сдерживается, разумеется, не только ошибками практиков. Собственные проблемы есть и у науки, которая отстает от запросов практики в создании критериев, диагностик, ориентирующих учителя документов по проблеме личностно ориентированного образования. Разработки по методикам создания личностно-развивающих ситуаций еще не вполне конкурентны по сравнению с технологиями «знаниевого» обучения, с активными проблемными методами, обучающими компьютерными средами и т.п., освоение которых учителем приводит достаточно быстро к заметному успеху, тогда как «работа с личностью» требует долгого и напряженного труда и не мгновенно дает «отдачу».

Отсутствие интеграции знаниево-обучающей и личностно-развивающей концепций образования на методологическом уровне затрудняет целостное развитие образовательной практики, в которой эти направления образовательной деятельности находятся в органическом единстве.

В качестве аналогии можно привести пример из какой-либо другой образовательной сферы. Сегодня, к примеру, мало кто сомневается, что должно существовать специальное экологическое образование. Этот вид образования обладает определенной спецификой: у него нет четко выраженной предметной сферы, перечня дисциплин и т.п. Однако у этого вида образования, как и у любого другого существуют цели, содержание, специфические методы и формы организации.

Образование, ориентированное на развитие личности, – это тоже особый вид образования. И хотя оно органические связано с другими направлениями образовательной деятельности, но не подменяется ими. Вероятно, этот вид образования более сложен по организационно-структурным характеристикам и психологическим механизмам. Его цель – развить личность в ребенке. В различных научных школах это последнее понятие также интерпретируется по-разному. В нашем случае ведется речь о развитии способности быть личностью: выбирать жизненные смыслы и принципы, принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, быть самостоятельным, внутренне свободным, инициативным и творческим, владеть собой. Словом, совершать собственно личностные действия. В выполнении этих особого рода действий по внутренней самоорганизации индивида и состоит назначение личности, ее функции (Б.С.Братусь). Эти функции по сути и составляют нравственное ядро личности, потенциал ее гражданского развития, социализации.

Опыт действовать, проявлять себя как личность, обозначенный нами как личностный опыт, тоже должен войти в структуру содержания образования. Конечно этот вид опыта, связанный с интимной, ценностно-смысловой сферой личности, существенно отличен от вышеназванных. Его нельзя задать в предметной, логической или вербальной форме. Он существует как переживание, которое надо рефлексировать, осмыслить, сделать из неговывод. Говорить об этом опыте как о содержании образования можно лишь с известной долей условности. Это «содержание» не может возникнуть вне самой личности обучающегося и задано для всех учеников одинаковым образом, т.е. обрести для всех одинаковый смысл.

Как же осуществляется процесс личностно ориентированного образования? В его основе лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит ученика перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, признания, самоопределения, ведущие жизненные потребности. Эта ситуация «востребованности» личностных проявлений, называемая нами личностно ориентированной, как бы «запускает» механизмы личностного развития.

Хотелось бы еще раз уточнить, о чем идет речь. Выдвигаемую нами идею не следует смешить с известными в отечественной педагогической теории и практике моделями развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.). В них речь шла об интеллектуальном, когнитивном развитии учащихся. В основе личностного развития лежат более тонкие механизмы, не столь связанные с предметной деятельностью, с «изучаемым материалом» и т.п. Это прежде всего рефлексия, ревизия прежних ценностей, поиск смысла, апробация новых моделей поведения и т.п. Идея личностно ориентированного образования отлична также и от так называемого «воспитывающего обучения». Понятие воспитании в учебном процессе восходит к очень Идея воспитывающего обучения восходит к давним и спорным идеям педагогики (просветители, И.Ф.Гербарт и др.). Общепринятым считалось, что обучение должно влиять на нравственную сферу ребенка. Каким образом? На этот счет были разные взгляды. И.Я.Лернер считал, что это происходит благодаря введению в содержание образования особого компонента – опыта эмоционально-ценностных отношений к миру; З.И.Васильева связывает это с отношениями учащихся в процессе учебной деятельности; Е.В.Бондаревская ведет речь о педагогической культуре учителя и всего образовательного пространства и др. Велись и методологические споры: В.С.Ильин считал воспитывающее влияние обучение педагогической закономерностью (причем обучение и воспитание, по его мнению, – синхронны, т.е. одно без другого не существует). По мнению же В.В.Краевского, единство обучения и воспитание – это не закономерность, а принцип: чтобы обучение воспитывало, нужны определенные условия. Без них соблюдение воспитание в обучении может и не состояться.

Работа с личностью предполагает выявление экзистенциальных, смысложизненных проблем ребенка на различных этапах социализации и оказание ему помощи в становлении его как субъекта решения этих жизненных проблем.

Школа, разумеется, не может определить все многообразие личностной жизни молодого человека. Ее миссия сформировать представление







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 3336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия