Студопедия — Глава четвертая 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая 6 страница






Важным демографическим фактором служили существовавшие кое-где запреты вдовцам и разведенным" лицам вступать в новый брак. Во многих районах Новой Гвинеи вдова должна была опла­кивать умершего супруга от нескольких педель до нескольких лет. Так, у телефомин и сиане вдовы снова выходили замуж лишь через три года, а у мае энга они часто вообще оставались незамужними. Есть определенные основания связывать этот обычай с ростом зна­чения моногамии. В ряде районов вдов умерщвляли или же вынуж­дали кончать жизнь самоубийством.

Интервал между родами составлял, как правило, 3—4 года, но иногда он снижался и до двух лет, а в отдельных случаях возрастал до 5—6 лет. Но в целом можно отметить тенденцию к его сокраще­нию, хотя и небольшому, по сравнению с низшими охотниками и собирателями. Одним из эффективных способов, поддерживавших этот интервал, было табу на послеродовую половую связь, считав­шуюся вредной для младенца, а кое-где и для мужа. Время действия этого табу исчислялось по-разному: до возвращения матери к нор­мальной хозяйственной деятельности, до появления второго зуба у ребенка, до того как он начинал ходить или говорить и т. д. По обоснованному мнению Р. Булмера, длительность табу была прямо связана со степенью загруженности женщины домашней и сельско­хозяйственной работой. Замечено, что длительность полового воздер-

15 История первобытного общества


450 Глава пятая

жания была меньше там, где новорожденные часто умирали и где было распространено детоубийство.

Детоубийство совершалось по тем же мотивам, что у низших охотников и собирателей, однако роль его, по-видимому, несколько-снизилась. Высказываемое по раз мнение о широком распростране­нии убийства девочек (до 30%) у яноама71 не опирается на сколь­ко-нибудь четкие статистические данные и представляется сильно преувеличенным72. По-видимому, основным фактором повышения смертности среди девочек был худший уход за пими по сравнению с мальчиками. У папуасов Новой Гвинеи и у многих других ранне­земледельческих народов детоубийство встречалось крайне редко, что, как уже отмечалось, могло быть связано с постепенным возра­станием хозяйственной роли детей в земледельческо-скотоводческих обществах, т. е. фактором, отмеченным в свое время еще В. Г. Чайл-дом. Действительно, за редкими исключениями в этих обществах дети составляли более 40% населения, тогда как у низших охотни­ков и собирателей их было, как правило, менее 40%. Кстати, высо­кий процент детей является косвенным показателем молодого, быст­рорастущего населения.

Иногда для предотвращения зачатия применяли coitus interrup-tus, использовали некоторые механические предохранительные средства, а также средства растительного происхождения. Аборты встречались почти повсеместно, чаще всего женщины прыгали с вы­сокого дерева, стягивали туго живот, клали на пего горячие камни и т. д. Кроме того, рождаемость ограничивалась половыми воздер­жаниями во время различных ритуалов, регулировалась сезонным фактором и т. д.

Коэффициент смертности оставался высоким, составляя 20—40%о. В литературе уже не раз совершенно правильно отмечалось, что в условиях концентрации населения в долговременных поселках роль эпидемий и инфекций значительно возросла. И действительно, где бы мы пи встретили оседлых собирателей и рыболовов или ранних земледельцев и скотоводов, повсюду они жестоко страдали от про­студных п желудочно-кишечных заболеваний. С переходом к земле­делию, повлекшим за собой вырубку лесов, было, по-видимому, свя­зано и широкое распространение малярии, а также таких инфекций, как тиф, чума, холера и т. д. Соотношение этих болезней у разных групп населения до определенной степени было связано с физико- географическими факторами. Например, горные папуасы страдали прежде всего от пневмонии, а равнинные — от малярии. У яноама более половины всех смертей было вызвано действием различных заболеваний. При этом чаще всего от них гибли женщины, что на удивительно, так как именно они большую часть времени проводили в поселках. Важным фактором женской смертности были, как и прежде, частые роды в антисанитарных условиях. Большинство муж-чип погибало насильственной смертью, чаще всего во время учас­тившихся теперь войн (у яноама, например, 33%).


ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 451

У всех ранних земледельцев отмечалось белковое голодание, вы­зывавшее у детей рахит. Лишь с ростом продуктивности скотоводст­ва действие этого фактора начало понижаться. Как считают неко­торые исследователи, голодовки, вызванные неурожаями, имели у ранних земледельцев более серьезные последствия, чем у низших охотников и собирателей. Возможно, случаи голодной смерти даже несколько участились. У семаев известны случаи, когда в голодное время стариков оставляли умирать без всякой помощи. Рост доли растительной пищи в рационе вел к общему ослаблению организма и усиливал предрасположенность к болезням, а также отрицательно сказывался на зубной системе. У некоторых ранних земледельцев до 10—20% населения страдало кариесом73.

Средняя продолжительность жизни у ранних земледельцев все же, видимо, кое-где могла возрасти. У яноама она равнялась 20 го­дам, но средняя продолжительность предстоящей жизни лиц 15-лет-лего возраста составляла у мужчин 20—25 лет, а у женщин — 20 лет. У семаев эти цифры достигали 16, 3 и 13, 3 года. До пре­клонного возраста люди доживали вряд ли чаще, чем прежде. У яноама до шестого десятка лет доживало лишь 7—10% населе­ния, а до седьмого — не более 1 %. То же самое было у семаев и ас-мат, но у первых 60-летний рубеж миновали главным образом муж­чины, у вторых — женщины.

И у ранних земледельцев важным демографическим фактором являлись миграции. Как и прежде, отдельные люди или семьи могли менять место жительства и переселяться из одной общины в другую. Но главным типом миграций в этот период были групповые, общин­ные миграции. Общины могли переходить с места на место из-за истощения земельных и других ресурсов, а также понеся пораже­ние от врага. Разросшиеся общины сегментировались, и часть их могла уйти в другое место, образовав там новую независимую об­щину. Это нередко было следствием борьбы за престиж между влиятельными людьми, о чем будет сказано пиже.

Таким образом, в целом, судя по этнографическим данным, демо­графическая ситуация у ранних земледельцев и скотоводов и выс­ших охотников, рыболовов и собирателей несколько улучшилась. Однако среди новых тенденций отмечались не только положитель­ные (рост средней продолжительности жизни, в частности женщин, рост рождаемости, сокращение интервала между родами и т. д.), но и отрицательные (рост роли эпидемиологического фактора, войн и т. д.). Поэтому картина была весьма противоречива и, кроме того, имела существенные локальные особенности. В целом это находит подтверждение и в палеоантропологических материалах74. По-види­мому, на первых порах переход к оседлости и/или производящему хозяйству неблагоприятно сказывался на популяции в связи с по­вышением смертности из-за болезней. По данным Л. Энджела, в Во­сточном Средиземноморье средняя продолжительность жизни в этот период снизилась на 1—4 года75. Аналогичная картина наблюдалась

15*


452 Глава пятая

п в некоторых районах Северной Америки76, а также в раннем нео­лите в Юго-Восточной Европе, в Северной Африке, в Японии и т. д.77

Интерпретации этих данных помогают материалы о переходе к оседлости современных бушменов и пигмеев. У них в первый момент и рождаемость, и интервал между родами остались прежними, а смертность упала78. Но в данном случае на понижение смертности повлияло улучшение медицинского обслуживания и переход к мо­лочному питанию. У ранних земледельцев ни того, ни другого не было. Следовательно, с ухудшением эпидемиологической обстановки смертность у них могла на первых порах возрасти.

Однако со временем преимущества оседлой жизни и производя­щего хозяйства брали верх, и па протяжении неолита кривая сред­ней продолжительности жизни медленно, но неуклонно ползла вверх. По данным А. Валлуа, по сравнению с предшествовавшими эпохами количество лиц, миновавших сорокалетний рубеж и дожив­ших до глубокой старости, постепенно росло. В раннеземледельче­ской Греции средняя продолжительность предстоящей жизни лиц пятнадцатилетнего возраста достигала у мужчин 16, 0 лет, а жен­щин — 15, 0 лет, а в Анатолии VI тыс. до н. э.— соответственно 19, 3 и 14, 8. Еще выше эти показатели были у ранних земледельцев о. Крит (20, 2 п 18, 6) и Южной Туркмении (23, 1 и 21, 1). Правда, этот процесс не был непрерывным: как мы увидим в своем месте, и в энеолите и раннем бронзовом веко продолжительность жизни в некоторых районах снова упала.

Палеоантропологические данные свидетельствуют и о распрост­раненности отмеченных выше половых диспропорций. В Чатал Гуюке (Анатолия) соотношение мужчин и женщип составляло сре­ди детей 178: 100, а среди взрослых — 66: 100. Рост населения в Ча­тал Гуюке отличался весьма высокими темпами (8, 0%о), а плот­ность населения за 800 лет возросла с 1 до 0, 3 км2 па 1 человека. В начале VI тыс. до и. э. здесь, по-видимому, обитало 5 тыс. человек.

В лесной п лесостепной зоне Восточной Европы на протяжении мезолита и неолита многие общины вели высокоэффективное при­сваивающее хозяйство, и, видимо, поэтому здесь наблюдалась весьма благоприятная демографическая ситуация — средняя продолжитель­ность предстоящей жизни лиц пятнадцатилетнего возраста была от­носительно высокой. Это является дополнительным объяснением того, что, как мы видели выше, в лесостепную и особенно лесную полосы производящее хозяйство проникало с трудом.

В целом, как показывает проведенный обзор, переход к пеолиту, в частности возникновение производящего хозяйства, повлекли за со­бой некоторые демографические сдвиги. К сожалению, пока что их не всегда можно оценить и объяснить. Однако тот факт, что, судя по приведенным выше цифрам, темпы роста населения возросли не менее чем в 100 раз, является впечатляющим.


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ II ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 453

2. Возникновение

хозяйственно-культурных типов

Крупнейшие группировки людей, выделявшиеся в первобытности по облику культуры в самом широком смысле, в нашей науке при­нято называть хозяйственно-культурными типами (ХКТ) и истори-ко-этнографическими областями (ИЭО). По теперь уже классиче­скому определению, данному М. Г. Левиным и Н. Н. Чебоксаровым, «хозяйственно-культурные типы —это исторически сложившиеся комплексы особенностей хозяйства и культуры, характерные для на­родов, обитающих в определенных естественно-географических усло­виях при определенном уровне их социально-экономического разви­тия» 79. В свете развернувшейся в 70-е годы дискуссии, выявившей разные толкования категории ХКТ80, последняя требует некоторых пояснений.

Во-первых, так как первобытное хозяйство повсюду выступало в комплексной форме, объединяя самые разные виды хозяйственной деятельности, ХКТ выделяется, естественно, но ведущему направле­нию хозяйства. Во-вторых, именно это ведущее направление хозяй­ства в определенной мере обусловливает весь образ жизни населе­ния, в частности такую его важнейшую характеристику, как степень оседлости. А последняя в свою очередь существенно помогает уточ­нить специфические особенности отдельных ХКТ81. В-третьпх, об­лик культуры определяется не только хозяйственными ориептацпя-ми в целом, но и тем, как именно ведется хозяйство, какими спосо­бами, насколько интенсивно и т. д. Именно на этой основе произ­водится дифференциация четырех основных групп ХКТ (присваи­вающее хозяйство, мотыжное земледелие, пашенное земледелие, ко­чевое скотоводство) на отдельные ХКТ.

Таким образом, проблема вычленения отдельных ХКТ по огра­ничивается установлением хозяйственных различий между общест­вами, а необходимо должна включать установление устойчивых куль­турных комплексов, связанных с тем или иным видом хозяйства, и анализ характера этих связей. Следовательно, если хозяйственная система не порождает специфического, свойственного только ей од­ной культурного комплекса, то нет смысла говорить и о каком бы то ни было ХКТ. Из этого мы и будем исходить при решении такого дискуссионного вопроса, как время появления отдельных ХКТ.

В нашей науке на этот счет существуют три точки зрения. Наи­более ранняя из них принадлежит одному из основоположников теории ХКТ С. П. Толстову, который считал, что первые признаки географической дифференциации хозяйственной деятельности чело­века проявились на рубеже палеолита и неолита в связи с переходом к высшим формам присваивающего хозяйства. В этот период, писал оп, выделяются полуоседлые племена береговых рыболовов и охот­ников на морского зверя, бродячих охотников и собирателей полу­пустынных пространств и скалистых предгорий, охотников на круп-


454 Глава пятая

ных стадных травоядных животных, лесных охотников и собирате­лей умеренной и тропической зон, полуоседлых рыболовов лесных рек и морских побережий умеренной зоны82. По другой точке зре­ния, некоторые ХКТ восходят еще к эпохе становления человека, при­чем у архаптропов и палеоантропов можно было наблюдать будто бы уже несколько разных ХКТ. Однако сторонники этой точки зрения проявляют колебания, в их работах встречается и утверждение о том, что древнейшие ХКТ начали складываться в позднем палеолите и мезолите83. Наконец, третья группа специалистов находит возмож­ным связывать становление отдельных ХКТ с эпохой разложения первобытнообщинного строя и возникновением первого крупного разделения труда84. Эти исследователи исходят из того, что именно общественное разделение труда и порожденный им интенсивный об­мен создали почву для развития специализированных хозяйствен­ных систем, а те в свою очередь обусловили формирование специфи­ческих комплексов культуры.

К изложенной точке зрения, по сути дела, близок С. А. Арутю­нов, но его идеи основаны на иных аргументах. По его мнению, для эпох палеолита и мезолита либо вообще пельзя говорить о наличии каких-либо ХКТ, либо следует реконструировать единый ХКТ комп­лексных охотников и собирателей. Хотя этот ХКТ и мог подразде­ляться на подтипы в зависимости от ландшафтно-климатических зон, в целом материальная культура была достаточно едина у всех человеческих коллективов. Кроме того, важный рубеж, наступивший с переходом к производящему хозяйству, определялся тем, что толь­ко теперь стало возможпым совместное обитание носителей разных хозяйственных систем в одних и тех же лаидптафтпо-климатических зонах. Это и послужило мощным стимулом для развития ХКТ 85.

Сколь бы несходными ни казались на первый взгляд приведен­ные точки зрения, они смыкаются в том, что их авторы, делая ак­цент на те или иные предпосылки формирования ХКТ, пишут в сущ­ности об одном и том же процессе, хотя и о разных его этапах. Яс­но ведь, что ХКТ существовали не изначальпо, а сложились с фор­мированием достаточно устойчивых хозяйственных систем и соответ­ствующих культурных комплексов. Судя по археологическим дан­ным, несмотря на некоторую специализацию охоты, ни в мустье, ни па протяжении большей части позднего палеолита не отмечалось каких-либо устойчивых связей между особенностями орудийного комплекса и характером объектов охоты или в целом спецификой хозяйства 86.

Как пишет специально изучавший этот вопрос В. П. Степанов 87, в раннюю пору позднего палеолита (24—16 тыс. лет назад) и на Русской равнине, и в Сибири люди вели хозяйство достаточно одно­образно. Они занимались коллективной охотой па крупных стадных животных, причем главным объектом охоты служили то лошади, то северные олени, то бизоны. Судя по наличию жилищ-полуземлянок, образ жизни этих охотников был, по-видимому, полуоседлый. Юж-


ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 455

нее, в Крыму и на Кавказе, обитали бродячие охотники и собира­тели, которые жили более мелкими группами и нередко использо­вали индивидуальные методы охоты. Облик их орудийного комплек­са был иным, но не в силу специфики местного хозяйства, а из-за его связей с древней культурной традицией, уходящей корнями в Переднюю Азию. Кстати, некоторые группы, обитавшие в Север­ном Причерноморье, были по образу жизни близки к своим более северным соседям, а по набору каменных орудий напоминали жите­лей крымско-кавказского ареала. В ряде районов Средней Азии от­мечался третий тип хозяйства — бродячая охота на стадных степных животных. По материальной культуре местные охотники частично были близки переднеазиатскому миру, а частично — сибирскому.

Гораздо ярче дифференциация первобытного хозяйства прояви­лась на тех же территориях в конце позднего палеолита (16 —10 тыс. лет назад). В центральных районах Русской равнины обитали бо­лее или менее оседлые охотники на мамонтов, к западу от Днепра появились бродячие охотники на северного оленя, входившие в еди­ный ареал с централыюевропейскими охотниками, а в приазовских степях расселялись бродячие охотники на бизонов. В этот же пе­риод в Сибири выделились группы бродячих охотников на северного оленя (долина р. Енисея), бродячих охотников па мамонтов (Яку­тия) и полуоседлых охотников и рыболовов (Прибайкалье).

Важно подчеркнуть, что именно в этот период как будто бы про­слеживается и формирование специфических орудийных комплек­сов, связанных с той или иной хозяйственной ориентацией88. Изме­нения в орудийном комплексе, соответствовавшие важным хозяйст­венным сдвигам, зафиксированы в этот же период в Южном При-каспии89. Возможно, то же самое явление наблюдалось в Северной Америке, где на рубеже плейстоцена-голоцена более ранние охотни­ки на мамонтов и более поздние охотники на бизонов пользовались разными типами метательного оружия. Но особенно показательны в этом отношении поселки собирателей диких хлебных злаков, воз­никшие в самом конце позднего палеолита в Верхнем Египте. Не­смотря на связь их обитателей с разными археологическими куль­турами, все они давали настолько своеобразный и представительный комплекс орудий для сбора и обработки зерна, что могут трактовать­ся как один из наиболее ранних примеров ХКТ более пли менее специализированных собирателей 90.

Не умножая археологических примеров подобного рода, обратим­ся к их интерпретации по этнографическим материалам. Наиболь­ший интерес в этом отношении вызывает огромный Австралийский контипепт, дающий уникальную возможность проследить особенно­сти приспособления сильно отставших в своем развитии групп або­ригенов, занимавшихся присваивающими отраслями хозяйства, к чрезвычайно разнообразной природной среде. В целом по особенно­стям хозяйства общества австралийских аборигенов группируются следующим образом: 1) охотники и собиратели пустынь, полупустынь


456 Глава пятая

и горных районов; 2) охотники, собиратели и отчасти рыболовы сте­пей и саванны; 3) охотники и собиратели тропических лесов Севе­ро-Восточной Австралии; 4) речные охотники, рыболовы и собира­тели; 5) прибрежные рыболовы, собиратели и охотники91. Различия в хозяйственной ориентации и особенностях среды обитания, есте­ственно, накладывали отпечаток на культурный облик каждой из этих групп. Последние различались по сезонному хозяйственному циклу, соотношению разных хозяйственных направлений, степени оседлости, плотности населения, некоторым чертам материальной культуры и т. п. Но в целом, как единодушно отмечают специалисты-австраловеды, у аборигенов сложился единый культурный комп­лекс, связанный со сходным в своей принципиальной основе обра­зом жизни. Отсутствовала и сколько-нибудь ярко выраженная ре­гиональная специализация, вследствие чего здесь почти нигде не наблюдалось свойственного более развитым народам обмена пище­выми ресурсами.

По-видимому, ко времени европейской колонизации ХКТ в Авст­ралии находились в процессе формирования. В ряде мест, и прежде всего в богатых рыбой речных и прибрежных районах, отмечалась тенденция к специализации хозяйства. Здесь складывался специ­фический пищевой рацион, и люди позволяли себе игнорировать часть имевшихся под рукой съедобных ресурсов. Некоторые местные группы, хотя и вели бродячий образ жизни, передвигались только вдоль побережья, и сезонные отличия в их хозяйстве сводились к минимуму. Отдельные коллективы северного побережья перешли к охоте па дюгоней, позаимствовав соответствующую технику у на­селения Новой Гвинеи. Однако для большинства прибрежных групп охота на морского зверя была непосильной задачей, и они лишь изредка питались мясом выброшенных на берег китов. Многие из прибрежных и речных групп использовали рыбные угодья лишь в определенные сезоны года, а в другое время уходили в степи и са­ванны, где занимались охотой и собирательством. Плотность насе­ления и степень оседлости на побережье были значительно выше, чем во внутренних районах, но даже здесь никаких прочных жилищ не было. При всей: вариативности конструкция жилища у австра­лийских аборигенов сводилась к нескольким типам. В основном это ветровые заслоны, платформы из жердей, круглые полусферические наземные жилища и стоянки под скальными выступами. Какой-ни­будь связи этих типов с особыми хозяйственными системами не про­слежено.

Степи и саванны представляли собой другой район, где также отмечалась тенденция к формированию специализированного хозяй­ства. Некоторые группы аборигенов занимались здесь интенсивным собирательством съедобных зерен. При этом они выработали особую технику для сбора и обработки растительной ппщи, у них наблюда­лись зачатки ирригации и зарождение техники хранения зерна.

II рыболовы, и собиратели урожая обладали более разнообразной


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ______ 457

материальной культурой, чем соседние охотники и собиратели. Но эти различия имели в основном количественный характер. В целом материальная культура была малоспециализированной, многие ору­дия и приспособления (копья, копьеметалки, сети, изгороди и пр.) отличались многофункциональностью и использовались равным об­разом и в охоте, и в рыболовстве. Часто различались далее не столько сами орудия, сколько методы их использования и вообще способы ведения хозяйства. Но это зависело нередко не столько от культур­ных традиций, сколько от сезона года, характера добычи, от состоя­ния воды в реке, от погоды и т. д. Отдельные виды материальной культуры без труда заимствовались и проникали из одной хозяйст­венной зоны в другую. Поэтому, как уже давно показали австрало-веды, картографирование различных предметов материальной куль­туры давало в Австралии картину многочисленных частично накла­дывавшихся друг на друга ареалов и не позволяло вычленять какие-либо устойчивые комплексы.

У некоторых народов Земли зафиксированы этнонимы, включаю­щие характеристику определенных специфических черт ХКТ92. Внешне аналогичные этнонимы встречались и у аборигенов Австра­лии93. Но здесь они увязывались не с ХКТ, а с формами хозяйст­вования или с ландшафтными особенностями мест обитания. Напри­мер, одно из племен Квинсленда включало шесть общин, носивших названия по отличительным особенностям тех территорий, где они жили большую часть года: жители песков (т. е. прибрежные жите­ли), люди плоских скал (в верховьях р. Малгрейв), горные люди, жители плоскогорья, лесные обитатели, население степи. В каждой из общий наблюдались свои особенности в соотношении разных ви­дов хозяйственной деятельности и в сезонном хозяйственном цикле. Однако по мере необходимости одни из общин посещали территории других, временно перенося туда центр своей хозяйственной актив­ности, и каких-либо резких отличий в культуре между общинами не было94. То же самое наблюдалось и в том случае, когда выше­указанные этнонимы относились к целым группам племен.

Таким образом, как нам представляется, картина формирования отдельных ХКТ в конце позднего палеолита и в мезолите по своим общим закономерностям должна была напоминать ту, которая наблю­далась в Австралии накануне колонизации. ХКТ — сложное явле­ние. Для того чтобы оно стало реальностью, необходима как опре­деленная степень дифференциации первобытного хозяйства, так и соответствующая ей дифференциация первобытной культуры. И то, и другое возникло далеко не сразу. Вот почему кажется неверным реконструировать какие бы то ни было ХКТ для эпохи антропосо-циогенеза. Даже окончательно сформировавшись, люди еще долго должны были вести недифференцированное простейшее охотничье-собирательское хозяйство, которое было направлено на использова­ние всех доступных природных ресурсов. А в условиях отсталой тех­ники доступно было очень пемногое, главным образом разнообраз-


458 Глава пятая

ные съедобные растения и стадпые животные, многочисленность ко­торых допускала ведение охоты простейшими средствами. Кроме того, свойственные многим палеолитическим группам дальние пере­движения, а также существенные климатические колебания, прими­тивная техника препятствовали формированию какой бы то ни было хозяйственной специализации. В этих условиях ведение нормально­го образа жизни требовало быстрой реакции на любое изменение внешней среды, и этому способствовал комплекс неспециализирован­ных методов и орудий хозяйствования, пригодных для самых разных видов охоты и собирательства.

Другим фактором, замедлявшим развитие, был консерватизм куль­турной традиции, которая, будучи однажды выработана предками, свято береглась потомками и почти без изменений переносилась в новую природную обстановку. Возможно, этим и объясняется сход­ство отдельных широко разбросанных в пространстве памятников ашельского и мустьерского времени и, напротив, чересполосное оби­тание разнокультурных общин, ведущих сходное хозяйство в единой природной среде, характерное для этих эпох95. Напротив, как еди­нодушно отмечают все исследователи, в позднем палеолите наблю­далась тенденция к нивелированию культуры на широких простран­ствах. Это означало существенный сдвиг к более адекватпому при­способлению к окружающей природной среде, чему способствовали растущее взаимопонимание и контакты между общинами, обитавши­ми в единой ландшафтно-климатической обстановке и ведущими в целом сходное хозяйство. Однако процесс этот развивался медлен­но, и существенным рубежом на его пути стало формирование спе­циализированных хозяйственных комплексов в конце позднего па­леолита, когда наряду с охотой кое-где возникло усложненное соби­рательство и появилось рыболовство. Вот к этой-то эпохе, видимо, и восходят своими корнями древнейшие ХКТ.

Кульминационным пунктом отмеченного процесса стала эпоха мезолита, когда на оспове неизмеримо возросших производительных сил появилась реальная возможность для нового этапа развития пер­вобытного хозяйства, уже не столько вширь, сколько вглубь. Имен­но в этот период во многих местах земного шара огромные культур­ные ареалы начали дробиться, и многие человеческие коллективы в своей жизнедеятельности оказались надолго связанными с доволь­но узкими областями, осваивая их ресурсы полнее, чем прежде96. Так создавались предпосылки для сложения целого ряда специали­зированных хозяйственных систем, в том числе и оспованных на земледелии и скотоводстве, вызревала почва для первого крупного общественного разделения труда. В то же время сопутствовавший общественному разделению труда обмен создавал определенные внешние стимулы для дальнейшей специализации хозяйственной деятельности у отдельных групп населения. Эти процессы зароди­лись в мезолите, а расцвет их падает на эпоху неолита.


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 459

На протяжении мезолита и особенно неолита сложилось большин­ство ХКТ, доживших кое-где до настоящего времени: охотники н собиратели лесов жаркого пояса, охотники и собиратели степей и по­лупустынь, собиратели урожая в степях и болотистых лесостепях, собиратели и рыболовы побережий умеренного и жаркого поясов, рыболовы и кое-где охотники на морского зверя на крупных реках и морских побережьях, охотники и рыболовы таежной зоны, аркти­ческие охотники на морского зверя, налочпо-мотыжные земледель­цы (выращивавшие зерновые и/или клубнеплоды), земледельцы и скотоводы и т. д.

ХКТ, имеющие дискретное распространение, не следует смеши­вать с ИЭО, всегда привязанными к строго определенным террито­риям. ИЭО — «это территория, па которой в результате длительных связей, взаимного влияния и общности исторических судеб народов, паселяющих эту территорию, сложилась определенная культурная общность» 97. Хотя теоретически ИЭО может включать народы, жи­вущие в несколько различающихся природных условиях и обла­дающие несходными хозяйственными системами, па практике в пер­вобытности ИЭО чаще всего возникали на базе единого ХКТ, от­крывавшего возможность для взаимопонимания, интенсивных кон­тактов н обоюдных заимствований. Это создает объективную основу для ошибочного отождествления ХКТ и ИЭО, и такая ошибка дол­гое время присутствовала в работах американских исследователей —• представителей исторической школы (К. Уисслер, А. Кребер и др.) 98. В последние годы ее повторил Д. Л. Кларк". Он называет крупней­шую группировку населения по культуре технокомплексом, опреде­ляя его как единство, возникшее на основе сходного хозяйства и технологии в сходной природной среде. В то же время реконструи­руемые им технокомплексы строго привязаны к отдельным протя­женным ареалам, внутри которых осуществляются широкие контак­ты и заимствования. Следовательно, под технокомплексами Д. Клар­ка падо понимать все же крупные ИЭО, сложившиеся на базе еди­ных ХКТ. В то же время Д. Л. Кларк допускает, что технокомплек­сы, расположенные на разных отрезках пространственно-временной шкалы, могут обладать некоторыми сходствами, в чем следует видеть проявление определенных закономерностей. Однако он пе решается разрабатывать эту плодотворную идею глубже, так и останавливаясь на пороге открытия ХКТ.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия