Древнекитайский тип философствования
Задание №1. Ответьте на вопросы 1. Какие отличительные особенности китайской философии? 2. Весь мир – плод метаморфоз Дао, какие фазы проходит Дао? Как соотносятся Дао и Дэ? 3. В чем специфика китайского буддизма? 4. В чем различие понимания принципа «недеяния» в индийском и китайском буддизме.
Задание №2. Решите упражнение 1. Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса? «Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. < …> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…» (Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1).
2. Проанализируйте ситуацию описанную в «Линь-цзи лу». Почему ученики узнав о поведении Цзин-шаня ушли от него? Каких качеств, необходимых наставнику, у него не оказалось? «У наставника Цзин-шаня было 500 учеников, но из них мало кто решался прийти к нему на собеседование (боясь побоев). Хуан-бо велел Линь-цзи испытать его... Линь-цзи пришел в монастырь Цзин-шаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел Цзин-шань поднять голову, как Линь-цзи неожиданно закричал на него; «Хэ!» Цзин-шань в замешательстве открыл рот [не найдя что ответить]. Линь-цзи тряхнул рукавами и вышел». Узнав о поражении своего наставника, ученики ушли от него». (Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983. С.81)
Задание №3. Найдите правильный ответ и обоснуйте его: 1. ………..– всеполагающий путь, фундаментальное единство мира в Китайской философии. 2. …… – творческая сила через которую «Дао» проявляется в вещах. 3. Какой принцип китайской философии …………..выражен в этой цитате «Нужно сделать свое сознание предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему истоку». 4. Принцип «у-вей» этический принцип: А) даосизма Б) конфуцианства В) буддизма Г) джайнизма 5. Конфуцианский принцип «ли» обозначает: А) человечность Б) соблюдение порядка В) добродетель Г) мера 6. Категория «Ян» обозначает: А) мужское Б) активный принцип В) светлое Г) холодное 8. Автор «Алтарной сутры»: А) Хуэй-нэнь Б) Конфуций В) Лао цзы Г) Гун сунь Лун 9. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – ……. 10. В каком религиозно-философском направлении сформулировано это положение: «для пробужденного всякое живое существо является Буддой»: А) даосизм Б) конфуцианство В) чань-буддизм Г) буддизм
|