Студопедия — Логика и принципы этнопсихологических исследований
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Логика и принципы этнопсихологических исследований






Разработка вопросов логики этнопсихологического исследова­ния является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего эта­па развития этнопсихологии в целом. Ее успешное решение дает возможность получать максимально точные результаты в изуче­нии и осмыслении такого сложного феномена, каким является национальная психика.

Логика этнопсихологического исследования — совокупность ус­тойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологи­ческих особенностей людей.

Виды этнопсихологических исследований. В на­стоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических осо­бенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.

Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом обычно выступают:

· национальное сознание или самосознание;

· национальные ценности и ориентации, потребности и мо­тивы;

· специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;

· отдельные национально-психологические особенности, тра­диции, привычки и обычаи;

· своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения стандартного этнопсихологического исследо­вания необходимо создание оригинальных, специально разрабо­танных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкрет­ной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.

В настоящее время разработана специальная программа стан­дартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптиро­ванных и модернизированных) методик, включающих: этнопси­хологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений цен­ностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для изме­рения художественно-эстетических потребностей; вопросник для оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотива­ции к достижению цели; методику выявления импульсивности -целеустремленности; методику исследования нормативных пред­почтений группы; методику оценки восприятия индивидом груп­пы и др. [264. — С. 247]. Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического ис­следования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На За­паде широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к пред­ставителям чужих этнических групп, которые применяются в ус­ловиях естественного эксперимента.

Кросскулыпурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, про­водимое параллельно на нескольких группах испытуемых, отно­сящихся к разным нациям или в группах, где представители раз­ных наций собраны вместе.

Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изу­чению самых разнообразных психологических феноменов. Общее для всех них была исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучение познавательных процессов, лич­ностных характеристик, социокультурных особенностей) подби­ралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводи­лось сравнительное исследование испытуемых двух и более этни­ческих групп [264. — С. 111].

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована к мировоспри­ятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специаль­ные процедуры эксперимента для определенных народов, посколь­ку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос: сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры? Или же: имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик. Не­смотря на определенные ограничения, оно даст принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопси­хологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Историко-гносеологический подход приме­няется тогда, когда невозможны прямые контакты с представите­лями той или иной национальности. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследова­ния, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.

Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, по­зволяет использовать методы многомерного статистического обоб­щения, в том числе факторного и других видов анализа.

Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специ­альной программе, которая может состоять из нескольких состав­ных частей: 1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и мето­дологии исследования; 2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показа­телей для оценки его результатов; 3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования; 4) подведения результатов исследования и формулировки основ­ных его выводов.

Принципы этнопсихологического исследова­ния. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой – конкретные принципы изучения. Важнейшими из них являются: принцип учета различ­ных факторов формирования этнической общности и ее психоло­гии; принцип анализа национально-психологических особенно­стей представителей того или иного этноса в единстве с проявле­ниями других их характеристик; принцип учета многообразия про­явлений национально-психологических характеристик людей; принцип сравнительности в анализе национально-психологиче­ских особенностей.

Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику их проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчи­вость, чрезвычайное усердие – у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.

В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать: специфику про­явления исторической памяти нации; характер природной среды, в которой она формировалась; генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений раз­личных групп, ее составляющих; особенности военной истории; своеобразие культурных связей с другими этническими общно­стями.

Изучая национально-психологические особенности представи­телей тех или иных народов, следует иметь в виду и тот факт, что определенные их характеристики могут быть результатом одно­временного воздействия многих факторов материальной и духов­ной жизни и деятельности. Однако в каждом случае в качестве главных, определяющих выступают прежде всего экономические и социально-политические условия развития этнической общно­сти. Связь различных характеристик национальной психики с условиями и факторами, их породившими, также нельзя понимать упрощенно, поскольку эта зависимость может быть опосредо­ванной.

Принцип анализа национально-психологических особенностей пред­ставителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик ориентирует на верное осмысление того, как у различных социальных групп в структуре их общественного и ин­дивидуального сознания переплетаются черты национальной, клас­совой, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т.п. психологии. Следует в то же время всегда принимать во внимание и тот факт, что соотношение и проявление общественной идео­логии и общественной психологии в жизни и деятельности этно­са весьма подвижно, изменчиво. В переломные моменты развития нации, в периоды смены ее идеологических, экономических политических приоритетов перестраивается и социальная психика ее представителей, меняется «вес», соотношение в ней различных компонентов: национального, классового, конфессиональ­ного. Например, в период войны 1812г. русские крестьяне едино­душно встали на защиту своей родины, на сторону своих господ. Национальное как бы перекрыло влияние классового. Находятся этому подтверждения и в новейшей истории. Так, 30 марта 1982 г. в Аргентине началась общенациональная забастовка. Мощная ма­нифестация на Пласа де Майо была разогнана полицией. Возму­щение трудящихся достигло апогея. В объявленных требованиях забастовщиков предполагались: смена экономической политики, возврат к конституции и демократии. Но 2 апреля вооруженные силы Аргентины высадились на Мальвинских островах. И в этот же день на той же самой площади Пласа де Майо собрались те же люди, которых только что разогнали за выступление против пра­вительства. Но на этот раз они пришли, чтобы выразить поддерж­ку акции военных. Национальная принадлежность как бы сплоти­ла народ, вытесняя из общественного сознания классовые и идеологические различия и противоречия между людьми. И в России в 90-е гг. XX в. в период острого экономического кризиса шахтеры далеко не всегда выдвигали ультимативные требования к правительству с целью улучшения своего экономического положения, понимая реальную экономическую обстановку в стране и учиты­вая национальные интересы России в целом. В каждый момент политического развития в любой стране соотношение националь­ного и классового, национального и религиозного, националь­ного и профессионального всегда конкретно, определенно и вы­ражено в специфической форме.

Принцип учета многообразия проявлений национально-психоло­гических характеристик людей предполагает всестороннее осмыс­ление и правильную интерпретацию не только всего их комп­лекса и специфики, но и системных исследований каждой из них. Различные элементы психологии этноса (мотивация, чув­ства, воля, поведение и т.д.) имеют свои собственные законо­мерности функционирования и развития, по-разному влияют на жизнь и деятельность людей. Для того чтобы их правильно изу­чить и понять, в каждом случае анализа конкретного этнопсихо­логического феномена требуются выработка определенной ме­тодологической позиции и выбор специальных средств и способов ее реализации. В то же время необходим и системный подход, позволяющий описать психологию этнической общности как це­лостное, сложно организованное единство, находящееся в непре­рывном взаимодействии составляющих частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству в любых условиях.

Принцип сравнительности в анализе национально-психологичес­ких особенностей ориентирует на то, что этноспецифическое по­знается только через сравнение и сопоставление с такими же характеристиками представителей других общностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно в оп­ределенном смысле представить на следующем примере. Францу­зам типичный немец представляется белокурым. И действитель­но, блондинов в Германии больше, чем во Франции, но все же в массе немцев блондинов меньше, чем брюнетов. Следовательно, реально типичный немец блондином не является, но субъектив­но, в силу сопоставления, он таким кажется французам и представителям некоторых других народов. Но если сравнительность оценок физических качеств проявляется наглядно, то при вос­приятии психологических в частности и социальных качеств в целом этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности. Вот характерный пример. Один англичанин длительное время жил в разных странах и заметил, что в южных странах (Ита­лии, Испании и некоторых других) мужчины чаще пожимают друг другу руку, чем в северных (в Скандинавских странах, Анг­лии). По мере переезда из южных стран в северные он часто ловил себя на том, что его рука постоянно оставалась в воздухе без ответ­ного пожатия. Неслучайно представители южных стран чаще оце­нивают представителей северных как сдержанных, и наоборот.

Оценки национально-психологических особенностей других людей относительны. Только через сравнение можно увидеть ти­пично национальное. Если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окру­жающим, часто доходя до явного хвастовства. Американцы же, наоборот, в большинстве случаев скрывают такие обстоятельства и хотят представить себя абсолютно независимыми людьми, что не всегда соответствует действительности. Китайская и американ­ская культуры совершенно разные, и надо правильно в них раз­бираться.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 797. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия