Студопедия — Состояние общества как предмет социально-психологического исследования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Состояние общества как предмет социально-психологического исследования






 

Социально-психологические аспекты понятия " состояние общества". Понятие состояния применительно к обществу, с точ­ки зрения социальной психологии, достаточно многозначно. Оно может относиться как к его собственно социально-психологи­ческим характеристикам, так и к определению других составляющих его структуры. В первом случае принято, например, говорить о его психическом состоянии как здорового или не­здорового общества (Э. Фромм [1], А. Маслоу [2]).

Возможно и другое смысловое словоупотребление понятия состояния общества в рамках социальной психологии, когда под этим подразумевается преобладающее в нем общественное на­строение. Последнее отражает психическое состояние общества в тот или иной момент его жизнедеятельности. При этом настро­ение не только не тождественно состоянию общества, но и дале­ко не всегда способно к его адекватному отражению. Оно может соответствовать состоянию здоровья общества, но быть выше или ниже его уровня.

Во втором случае правомерно говорить о состоянии тех или иных социальных институтов и структур — экономики и права, политики и идеологии, образования и культуры и т. д. Но и здесь вполне уместна характеристика соответствующих со­циально-психологических аспектов или компонентов состояния данных структур — психологических составляющих права, эко­номики, политики и т. д., а соответственно этому — состояния правовой, экономической и политической психологии.

Тенденции и проблемы изменения психического состояния общества. Подобно тому, как это уже рассматривалось нами выше применительно к изменению общественных настроений, отражающих состояние социально-психологической жизнедея­тельности общества, можно говорить и о динамике собственно этого состояния.

В исторической психологии как научном направлении и относительно самостоятельной отрасли знания уже сложилась определенная практика исследования таких состояний [3]—[5]. Она показывает, в частности, что каждой исторической эпохе соответствуют свои не только преобладающие общественные настроения, но и особенности менталитета, доминирующих духовно-нравственных ценностей и проблем.

Так, если смена эпохи варварства эпохой цивилизации оз­наменовалась проблемой внутреннего конфликта человека между инстинктивным наследием прошлого, его бессознательны­ми биологическими влечениями и требованиями культуры, пра­ва и нравственности, что нашло отражение в концепции 3. Фрейда, то начало эры постиндустриального общества принес­ло совсем другие социально-психологические проблемы. Пос­ледние связаны с изменением состояния социальной динамики, со значительным ускорением темпов развития общества, выз­ванным научно-техническим прогрессом, который привел к со­циальной дезадаптации человека — конфликту между прошлым и новым опытом его психической жизнедеятельности.

Результатом этого конфликта стало состояние шока ин­дивида, который оказался психологически не готовым к столь высоким темпам перемен условий своей жизнедеятельности [6].

Гуманистическая психология о формировании готовности человека к ситуации динамичных перемен. Новое направление социальной психологии, известное под названием " гуманисти­ческой психологии", основанное во второй половине XX века аме­риканским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), как раз и было нацелено не только на диагностику, но и на поиск путей решения этой проблемы. Ключ к ней А. Маслоу видел в каче­ственном повышении уровня внутренней, социально-психологи­ческой культуры человека, который должен овладеть прежде всего способностью к импровизации как основному инструмен­ту реализации своего творческого потенциала.

" Нужен, по словам А. Маслоу, новый тип человека, ко­торый не чувствовал бы себя потерянным в быстро меняющемся мире", человека, готового к импровизации и способного " ра­достно встретить неожиданную, новую для него ситуацию" [2, с. 70]. Но для этого, по его мнению, должна быть выращена " новая порода людей", способных принимать " молниеносные, творческие решения" и снимать встающие перед ними пробле­мы " без предварительной подготовки" [2, с. 110—111].

В свою очередь, ставка на решение этой задачи предпола­гает радикальную перестройку системы образования и профессиональной подготовки. " Сегодня образование, — по мнению А. Маслоу, — ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления характера, как процесс развития", потому что люди, слишком привязанные к старому опыту, стали почти бес­полезными во многих профессиях [2].

Вот почему альтернативу психологической неготовнос­ти человека к быстро меняющимся условиям и требованиям жизни А. Маслоу видел в перспективах его целостного разви­тия, в его культуре психической саморегуляции и личностно­го роста.

Массовая культура — психологический барьер на пути лич­ностного роста. Однако практические возможности личностной " самоактуализации" (А. Маслоу) или личностного роста в ситу­ации возрастающих темпов социальных и научно-технических инноваций наталкиваются на мощный психологический барьер, создаваемый так называемой " массовой культурой". Будучи по­рожденной теми же темпами быстрых перемен в условиях рыноч­ной экономики, эта " культура" формирует психологию всеядности, конъюнктуры, культа безудержного потребительства и новый тип так называемой " рыночной личности", всесторонне и глубоко описанной основателем неофрейдизма Эрихом Фром­мом (1900—1980).

Рыночная личность, по Э. Фромму, ведет себя подобно то­вару, предлагая свои достоинства (красоту, молодость, ум, оба­яние) в обмен на социальные и психологические блага (общественное положение, престиж, дружбу, любовь). Подвер­женность спроса конъюнктурным колебаниям и действию со­циально-психологических механизмов моды формирует у рыночной личности способности к перестройке и адаптации к любым переменам и инновациям.

Но это совсем не те способности и психологическая го­товность к творческой импровизации, о которой говорил А. Маслоу. Социальные и личностные качества рыночной личности не только лишены внутренней целостности, крайне про­тиворечивы, но (и это главное) несут на себе печать заземлен­ного утилитаризма, бездуховности, а нередко и откровенного бескультурья. Вот как характеризовал две противоречивые (по­ложительную и отрицательную) стороны личности с рыночной ориентацией Э. Фромм [7, с. 114] (см. таблицу 4).

Таблица 4

Положительная сторона Отрицательная сторона
Целеустремленная Пользующаяся случаем
Готовая к обмену Непоследовательная
Моложавая Ребячливая
Устремленная вперед Не считающаяся с будущим или прошлым
Свободомыслящая Без принципов и ценностей
Общительная Неспособная к уединению
Экспериментирующая Бесцельная
Н едогматичная Релятивистская
Действенная Сверхактивная
Любознательная Бестактная
Понятливая Умничающая
Контактная Неразборчивая
Терпимая Безразличная
Остроумная Глуповатая
Щедрая Расточительная

Вместе с тем, несмотря на внутреннюю противоречивость и печать известной примитивизации, которую несет на себе массо­вая культура и порожденный ею (равно как и стимулирующий ее) рыночно ориентированный индивид, нельзя недооценивать силы их влияния на традиционные культурные и профессиональные ценности, как это будет очевидно из следующего изложения.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия