Студопедия — Горький – повествователь в цикле рассказов «По Руси». Герой. Конфликт. Пейзаж. Сюжет и композиция отдельных произведений и цикла. Составляющие цикла.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горький – повествователь в цикле рассказов «По Руси». Герой. Конфликт. Пейзаж. Сюжет и композиция отдельных произведений и цикла. Составляющие цикла.






1912-1917 годы Горький пишет рассказы, объединенные в 1923 году в цикл «По Руси». Начальное образование он получил в Слободско-Кунавинском училище, которое окончил в 1878 г. С этого времени началась для Горького трудовая жизнь. В последующие годы он сменил множество профессий, объехал и обошел половину России – был в поисках работы и литературных впечатлений. Пытался понять, в чем смысл существования низшего слоя России. Русь держится на простых людях, которые живут согласно старому укладу. Но люди оказываются достаточно сильны, чтобы помогать друг другу, достаточно мудры, уверены в себе. Роль образа рассказчика: образ «проходящего», автора-повествователя занимает особое место в системе персонажей. Он никогда не стоит в центре происходящего, его образ складывается из косвенных характеристик, через высказывания о нем мимоходом других персонажей. Через образ рассказчика вносится 2 слоя художественного времени: 1. начало 90-х, когда рассказчик – юноша, бродяжничающий по югу России, наблюдатель и участник описываемых событий, 2. это фигура уже зрелого человека, писателя, ведущего отсчет времени от «сегодня», те от 1912-17 годов, когда создавались рассказы. Это человек вспоминающий, критически оценивающий, усмехающийся над собой, тогдашним. Опоэтизированная в творч-ве Г склонность русского человека к бродяжничеству теперь увидена им как недостаток активного жизнеустроения, безоглядный критицизм босяка оценивается как «ленивое отрицание жизни». Художник с надеждой всматривается в человека, котор облюбовывает место для нового своего жилья, не бежит («В ущелье», «Женщина»). Деятельное начало человеческой души, как самое драгоценное, по крупицам собирается художником в русской народной жизни («Кладбище»). В людях, в народной среде особенно дороги Г моменты согласия, внутреннего единения между собой и миром природы. Поэтика ряда рассказов держится на мотиве согласия. Мотив ожидаемого единства чувств и настроений персонажей реализуется в рассказе повторами и усилениями, как в лирич. стих-ии: «Они так странно всматривались друг в друга…точно родственники, неожиданно встретившиеся и только сейчас узнавшие о своем родстве». («В ущелье»). Мотив на миг возникшего ликующего единодушия, согласия воплощен в «Ледоходе», ключевом рассказе наряду с «Рождением ч-ка». Герой рассказа, плотник Осип, словно «опал», подобный большинству человечьих душ, которые «податливо изменяются, сообразно цвету того, что коснется их», преображаясь в минуту общей опасности. становясь воеводой, спасающим товарищей. Главное действие (Осип с риском для жизни переводит плотников через реку в момент начавшегося ледохода). В образе Осипа Г подчеркнул не только «фантастическую талантливость» русского народа, но прежде всего готовность его к деянию и подвигу. Повествователь любовно отмечает детали поведения, облика, жестов, походки героя. Так возникают основные лейтмотивы повествования: пробуждение души, молодость («Осип словно помолодел, окреп…ленивая, развалистая походка исчезла – он шагал твердо, уверенно»). Подобные лейтмотивы и в первом рассказе цикла– «Рождение человека». С появлением младенца лицо матери освещается, глаза, до того «испуганно вытаращенные», теперь – «донельзя прекрасные». Даже море одевается в кружева («все в белых кружевах стружек»). Во главе цикла - рассказ с символическим названием «рождение человека»: рождение на Руси нового поколения людей, которое преодолеет страшные невзгоды прошлого, – определивший пафос всего сборника.

Голос автора активен, автор спорит, оценивает, не скрывает отношения к происходящему, хочет заразить им читателя – важнейшее качество прозаического стиля Г. Преобладающий тон рассказов – лирико-патетический. Реалистическая художественная ткань подсвечена романтикой, которая отлична от ранней – «не на средства» собственной души, выдумки, фантазии, а «на средства» самой объективной действительности. Русский национальный характер раскрывается живо и оригинальнов глубоких драматич. противоречиях и критич. оценках («лентяи, опьяненные широким простором богатой земли…»). Это произведения об огромных потенциальных возможностях человека труда, его социальных и этических исканиях. Горький говорил и о потенциальных силах, которые заложены в каждом человеке из народа, и о трагизме народной жизни. На этом контрасте строилась вся книга, каждый рассказ и каждый народный характер. На контрастирующих мотивах двух начал – света и тьмы – написаны и пейзажные картины. Этот композиционный прием был определен основной идеей автора о неизбежной и близкой победе света над тьмой. Характерны и символы заглавий рассказов, в которых раскрывается за реальным, конкретным содержанием глубоко обобща­ющий философский смысл («Счастье», «Герой», «Легкий человек» и др.).

О содержании цикла:

В цикле “По Руси” рассказывается о неудавшихся жизнях многих русских людей, искалеченных российской действительностью: в рассказах “Чубин”, “Нилушка”, “Кладбище”, “На пароходе”, “Женщина”,“В ущелье”, “Калинин”, “Вечер у Панашкина”, “Светло-серое с голубым”, “Тимка”, “Страсти-мордасти”. Поднять человека-труженика до жизни, которой он достоин, — вот одна из основных мыслей рассказа “Нилушка” и всего сборника. Контраст между калечащей человека действительностью и мечтой о жизни очень сильно выражен в рассказе “Кладбище”. Тут поднимается важная проблема о деянии “маленького” человека и ценностей, им создаваемых. Отвратительная фигура мещанина Ираклия Вырубова, огромного, разжиревшего, с жадным ртом и лживыми глазами, вырисовывается как воплощение тупости и бессмысленности мещанского существования. Идея деяний народа здесь противопоставлена мещанскому паразитизму, воплощенному в фигуре Вырубова. В рассказе “Женщина” мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл “По Руси”. Вот каковы люди, а вот какими они могли бы стать — таковы рассказы “Вечер у Шамова”, “Вечер у Панашникова”, “Вечер у Сукомятина”. Эти рассказы — бытие провинциальной интеллигенции, купечества и городских “низов” — слобожан. Пожалуй, ни в одном из рассказов Горького не сильны так контрасты прекрасного и уродливого, как в рассказе “Страсти-мордасти”. Горький не побоялся поставить рядом самое безобразное и самое прекрасное и показать, что душа способна жить под густыми пластами грязи. В I части описывается дикое и непристойное, а во II части — прекрасное и человеческое. В сборнике “По Руси” Горький находит всюду творцов прекрасного и доброго, собирает по крупинке подлинно человеческие чувства. Счастье человека, заблудившегося на просторах России, и наступившее разочарование, а чаще трагический поворот, происшедший в судьбе героя, — сюжет многих рассказов сборника “По Руси”. Эстетическая основа всех этих рассказов — уродливое настоящее и мечта о прекрасном. Эта книга пленяет своим оптимизмом, хотя в ней так много рассказано о трагическом, горестном, мучительном. Вместе с тем в книге Горького есть собирательный образ русского человека, покоряющего своей высокой духовной красотой.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 780. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия