Студопедия — Формы речи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы речи






Под формами речи следует понимать прежде всего различные стили речи, которые можно встретить в псалмах. Каждый такой стиль речи характеризуется определенными лингвистическими приемами, тем или иным наклонением глаголов, местоимений, междометий и т.д. Рассмотрим пять наиболее часто встречающихся форм речи в книге Псалтирь:

 

1. Повествование/рассказ - это, по сути, рассказ о чьих-то делах в прошлом или настоящем. Наиболее яркими примерами такой формы речи можно встретить в тех псалмах, в которых говорится о великих деяниях Божьих в истории Израиля (Пс.77;78; 104;105) или при сотворении мира (Пс.104). В псалмах такой категории также говорится об обстоятельствах жизни повествователя (Пс. 31; 29; 41;86). Также какие-то детали рассказываются об оппонентах автора (13;21;34;36).

2. Размышление - мысли вслух; общие наблюдения/слова, не обращенные ни к кому конкретно. Иногда отрывки псалмов носят характер такого вида речи, иногда - целые псалмы (Пс.1;18;48; 35:13).

3. Прямое обращение к кому-либо - наиболее часто встречающаяся форма речи. Обычно его адресат - Сам Бог, но могут быть и другие - царь (Пс.19; 24) или нечестивые (Пс.51).

4. Мольба/призыв - непосредственное обращение к кому-то с горячей просьбой. Глаголы стоят в повелительном наклонении + множество встречающихся междометий. Мольбы обращены к Богу, к народу, к нациям, сынам бога, к вратам, к горам, лирам и арфам.

II. Риторические фигуры - одна из форм прямого обращения, часто встречается в форме риторического вопроса (Пс.23:3; 26:1).

 

Конечно, данный перечень далеко нельзя считать полным, но привести его достаточно для того, чтобы подтвердить высказанный тезис о том, что в псалмах встречаются разные формы речи. Но самой важной характеристикой этого многообразия является то, с какой резкостью/внезапностью меняется стиль речи. Это - отличие в композиции многих псалмов, так что нередко нам трудно определить то, кто что и кому говорит. Самым ярким примером тому является псалом 23 - всего в 10 стихах мы встречаем рассказ, предсказание, призыв/мольбу и диалог. Автор свободен в выборе средств для передачи того, что он хочет сказать. Другими словами, одна употребляемая форма речи не диктует то, какой быть другой.

 

Свобода подразумевает непредсказуемость. То есть, тот или иной стихи могли быть написаны и по-другому, в том или ином стиле. Поэтому стили речи в значительной степени взаимозаменяемы. А раз это так, то предложения могут быть сопряжены. Например, утверждение Бог есть скала становится обращением Ты моя скала или призывом/мольбой О, Господи, будь моей скалой. Подобная сопряженность обеспечивает многообразие. Одно и то же может быть “упаковано” по-разному. Писатели и поэты пользуются такой техникой. Автор может вести повествование от первого лица или от третьего; он может сделать риторическое отступление/обращение там, где считает необходимым. Так и в псалмах: поэт на одном дыхании может что-то говорить Богу и читателю. Но важным моментом здесь является то, что читатель всегда может увидеть за той или иной формой речи common basis третьего лица, представляющий собой утверждения в индикативе, которые как раз таки являются строительным материалом при композиции псалма. Преимущество такого подхода к изучению структуры псалмов заключается в том, что таким путем мы можем все эти лежащие в основе псалмов утверждения свести к общему знаменателю и потом сравнить их друг с другом. После этого мы сможем их классифицировать в группы и посмотреть на то, как они соотносятся. Это, в свою очередь, откроет нам общую для всех псалмов глубинную структуру, хотя на поверхности мы увидим большое многообразие проявлений этой структуры в псалмах. В качестве иллюстрации разложим Пс.3 на составляющие его утверждения:

 

:2-3 враги атакую псалмопевца

:4 Господь защищает его и помогает

:5 Псалмопевец обращается к Богу в молитве

:5 Господь отвечает на его молитву

:6 псалмопевец наслаждается безопасностью

:7 Ему не страшны его враги

:8 Господь восстанет и спасет его

:8 Господь сокрушит врагов

:9 Господь обеспечивает спасение

:9 Господь благословит народ Свой

 

Конечно, это далеко не самый сложный для такого анализа псалом, тем не менее этот пример показателен: когда подобным образом мы начнем анализировать другие псалмы, мы увидим то, что такие же или похожие утверждения встречаются вновь и вновь. Когда же мы сгруппируем вновь и вновь повторяющиеся утверждения в общие категории, мы заметим, что имеем дело, по сути, с ограниченным количеством встречающихся в псалмах единиц смысла. Так, наиболее часто встречающимися единицами смысла являются следующие утверждения:

 

33. о Божьих делах в прошлом, которые подтвердили Его милость и истину;

34. отклик псалмопевца/праведника/Израиля на это;

35. контраст между праведниками и нечестивыми, унижение праведников и триумф нечестивцев;

36. разрешение дилеммы в Божественных свойствах - милость, справедливость, верность и т.д.;

37. исход всего в терминах суда и оправдания, что принесет победу праведниками и унижение нечестивым;

38. каким должен быть отклик на это.

 

Данные утверждения приведены в определенной последовательности, она не произвольна, но подразумевается самими этими утверждениями. В псалмах встречаются эти единицы смысла не обязательно все вместе и не обязательно в такой последовательности. Нет какого-то фиксированного порядка, который был бы свойствен той или иной форме речи. Поэтому главное для нас - это терпеливо сличать между собой имеющиеся утверждения, а уже в каком они находятся соотношении, станет ясно позднее.


 

Для облегчения задачи мы можем принять во внимание такой факт: есть четыре свойственных почти всем псалмам слагаемых, вокруг которых формируются все остальные утверждения:

 

псалмопевец

III. главный герой псалма (протагонист) праведник (А)

Израиль

царь

V. оппозиция Богу враг/и (В)

нечестивые

нации

VI. Сам Бог Господь (С)

2. Другие верные (D)

праведники

нации

 

На основе этих четырех слагаемых формируются следующие группы повторяющихся утверждений:

 

I. С соделал/делает x,y,z УТВЕРЖДЕНИЕ

C есть a,b,c (AFFIRMATION)

C необходимо служить/славить

 

3. А славит/служит С УТВЕРЖДЕНИЕ

В не славит/не служит С

С любит/благословляет А
С ненавидит/отвергает В

А блажен/процветает

В несчастен/упадок

 

1. В счастлив/процветает ВОПРОС

А несчастен/упадок

В атакует/подавляет А

А заявляет о своей невиновности (re B)

А исповедует грех (re C)

 

IV.C есть а,b,c ПОВТОРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

C может/будет помогать А/противостоять В (REAFFIRMATION I)

 

2. А обращается к С МОЛЬБА

 

3. С вмешивается, чтобы помочь А ОПЫТ

А славит/служит С

А свидетельствует D

D свидетельствует и отвечает

 

VII. С вмешается (определенно) ПРЕДСКАЗАНИЕ

А будет возвеличен (определенно)

В будет уничтожен (полностью)

D будет свидетелем и ответит

 

VIII. А решает славить/служить С ТРЕТЬЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

 

IX. Способ прославления/мольбы

(жертва, дух, голос)

 

X. Место хвалы/мольбы

(храм, Сион, присутствие Божье)

 

Эти повторяющиеся смысловые единицы текста являются частью структуры книги Псалтирь. Если исключить из этого перечня последние две категории, которые являются дополнительными, то можно заметить, что остальные 8 есть ничто иное как наглядное изображение динамики веры и молитвы человека, оказавшегося в кризисе.

 

Что касается групп 1-6, то в них можно заметить следующую диалектическую модель тезис - антитезис - синтез. Это не просто логическая последовательность, но последовательность духовных Stances, движение от одной stance к другой, опосредованное состоянием конфликта.

 

Самая первая станса - утверждение того, что все в мире O`K, Господь все контролирует, Он всемогущ, о чем говорят Его прошлые деяния. Утверждается решимость псалмопевца служить Богу, славить Его и идти Его путем, в чем залог блаженства. Такая станса - пример искренности, но говоря так, псалмопевец делает это некритически. Примеры тому (группы 1 и 2) можно увидеть в псалмах 1,8,103,134,135,13,110... Но такие заявления ставятся под вопрос утверждениями группы 3 (1-3), где приводится соперничающее описания мира зла, насилия и преследований. Этот мир сотворил Господь, Он же должен им управлять. А испытывает сильное давление, когда его вынуждают отречься от своей веры. Сопоставление двух описаний приводит к кризису, который ставит под вопрос его преданность. Ин искушаем примкнуть к В. Если это произойдет, тогда В одержит победу над А и С. Подобное можно увидеть в Пс.13,72,36,48... Кризис разрешается сначала на теоретическом уровне утверждениями группы 4: утверждение веры в благость и справедливость Бога, Который может и будет помогать А. Поэтому тема доверия Богу перед лицом опасностей является важным компонентом многих псалмов, а иногда даже доминирует в целом псалме (22,41,61,26:1-6;...).

 

Но какой бы крепкой ни была вера, все равно у человека сохраняется сильное желание и нужда увидеть ее реализацию, увидеть то, как Господь явит Свою помощь не только теоретически, но и на опыте. Отсюда особую значимость приобретают утверждения, которые можно ожидать в группе 5. Мольба, однако, может вести к усилению состояния отчаяния, тревоги и кризиса, если наблюдается необъяснимая задержка в исполнении (Пс.87). Эта стадия кризиса может разрешиться двояка: (1) опыт частичного избавления - группа 6; (2) пророчеством об окончательном спасении и оправдании праведника. Таким образом, последнее утверждение (группа 8) считается ответом всей книги Псалтырь на сложную проблему существования зла в мире и страданий невинных людей. Это - ответ хвалы, основанный больше, чем на логических, философских или этических решениях вопроса теодицеи. Ярчайшим примером тому служит Пс.21, в котором описание страшнейших страданий невинного сменяется хвалой страдальца. Следствием всего этого является необходимость пересмотреть свое отношение к псалмам хвалы во всей книге. Мы должны рассматривать их вместе с псалмами боли и страданий. Это - две стороны одной реальности. Поэтому станса наивной хвалы Богу (тезис), хотя и является полезной теоретической категорией, фактически не является экзистенциальной реальностью книги Псалтырь.

 

Общей же вестью книги является дидактическое утверждение, которое составляется слагаемыми групп 1-10. Эта весть превосходит намерения авторов отдельных псалмов. Псалмом, совмещающем все эти слагаемые в наибольшей степени, является 118. Единственное, что отсутствует в нем, - это упоминание о месте хвалы (группа 10). Поэтому данный псалом есть не только пример совершенной формы (акростих), но самый яркий пример того подтекста, что свойствен всей книге.

 


 

1. Бинарные (сдвоенные) противопоставления

 

 

Концепция бинарных противопоставлений есть хорошее средство для выявления подсознательных структур, то есть, паттернов смысла, которых на поверхности текста не видно. Она используется для обозначения серии полярностей (таких как правый/левый, верх/низ, добрый/злой), которые, по существу, универсальны для мышления человека, для его взгляда на мир. Можно обращаться к ней сознательно, но как бы там ни было, остается фактом то, что наличие таких полярностей отличает любое человеческое изречение. Следовательно, бинарные противопоставления могут послужить нам ключом к подсознательным структурным уровням любого культурного феномена, включая религиозный культ и литературное произведение. Псалмы представляют собой сочетание как первого, так и второго. Оригинальный контекст их - культовый ритуал, сегодня они - литературное произведение со своим “лицом”. Посмотрим как в них функционирует система бинарных противопоставлений.

 

Пс.1, с его картиной двух путей, двух категорий людей (праведники и нечестивцы) и двух возможных исходов жизни вводит нас в систему полярностей, которая доминирует во всей книге Псалтырь. Хотя, конечно, мы должны оговорится и сказать, что данная система не столь очевидна в других псалмах, как ее можно увидеть на примере Пс.1. При поверхностном взгляде кажется, что этот псалом представляет собой сильное заверение в том, что праведники уже (или будут) благословлены, в то время как нечестивые уже (или будут) прокляты. Но если посмотреть на этот псалом в свете всей книги, то станет очевидным то, что это утверждение справедливо лишь отчасти, отчасти же оно - вопрос. Утверждение о том, что все так, как утверждается, сразу можно встретить утверждением о том, что опыт жизни показывает как раз таки обратное + вопросом почему? Кстати, это не случайно, как мы могли в том убедиться из прошлого раздела, что следующий псалом начинается со слова “почему”. Такое несоответствие между тем, как все должно быть, и как все есть на самом деле, неизбежно приводит в состояние конфликта авторитет и опыт. Авторитет заявляет о том, что праведники процветают, опыт говорит, что нечестивые процветают. Такое состояние конфликта - ядро смысла книги Псалтырь, как и книги Иова. Итак, полярность людей (праведник - нечестивый), путей (праведника и нечестивца) и результатов (процветание - крах) в Пс.1 можно изобразить следующим образом.

 

 

Два сета бинарных полярностей

 

 

  Мораль авторитета _______________________________________   праведники нечестивцы   праведный путь нечестивый путь   блаженство крах   Опыт реальной жизни ________________________________________   праведники нечестивые   праведный путь нечестивый путь   крах блаженство  

 

 

Здесь важно обратить внимание на следующее:

 

39. все это - второй уровень структуры текста книги Псалтырь

40. двойные стрелки указывают на возможность “обращения”

 

Таким образом можно поставить вопрос, подразумеваемый в группах 2 и 3. Эти две противоположные модели есть не просто теоретические конструкты, но призыв определиться и сделать выбор перед лицом загадочного противоречия. Стоит ли идти прежним путем, если все так? Зачем?

 

Кроме того, возникают и другие вопросы: а что есть праведный путь? С одной стороны, праведным путем следует считать то, что ведет к доброму результату: “хорошо то, что хорошо кончается”. Все, что содействует процветанию, хорошо и оправданно. Это - голос непосредственного опыта. С другой стороны, праведный путь - это путь, который указывается авторитетным лицом, здесь - Богом. Творцу известно, что хорошо для человека. Путь этот определяется справедливостью, истиной, милостью, честностью, ненасилием... Такое наблюдение вновь напоминает нам об особой значимости Тора-псалмов. Они занимают главное положение во всей книге Псалтырь + Втор.4:6.

 

Более того, возникает еще ряд вопросов, связанных с попыткой определить, что есть благо для человека, а что есть крах его. Итак, что есть благо для человека? Материальное благополучие? Или духовная близость с Богом в гармонии с Его волей? Есть определенная двусмысленность на сей счет в книге Псалтырь. Материальное благополучие важно, но не стоит на первом месте. Более того, противопоставление праведников и нечестивых находит свое продолжение в другом противопоставлении - богатых и нищих, как если бы праведники неизбежно должны быть нищими, а нечестивые богатыми. Далее: несправедливость позволяет нечестивым властвовать над праведниками, обогащая первых и уничтожая последних. В псалмах праведник постоянно говорит о своей невиновности, но она ведет его в никуда. Он бессилен что-либо изменить. Он в ловушке. Единственный способ вырваться - сила извне, сила, которая над данной системой, причем достаточная для того, чтобы одержать победу. Таким образом, мы видим как усиливается контраст между реальным миром и тем, каким он может быть, если найдется в нем такая сила. Отсюда - всего один шаг к эсхатологии. Интересно отметить то, что возможность решительной перемены положения вещей есть одна из констант книги Псалтырь. Существует ли такая сила? Вмешается ли она? Нужно ли ее упрашивать? Можно ли ее упросить/убедить? Видит ли она? Слышит ли? Заботится ли?

 

Чтобы ответить на эти вопросы, читателю предлагается подумать о природе Бога и Его взаимоотношений с людьми. В псалмах очень многое говорится о том, каков Бог, причем свое отражение находит взгляд, близкий к тому, что мы встречаем в Исх.34:6: “...Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный”. Эти слова даже прямо цитируются в Пс.85:15. Также можно встретить и аллюзию на Исх.22:23...пришелец, вдова, сирота... “Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их”, что перекликается с Пс.145:7- 9 и 146:3,6,11. Следовательно, мы можем утверждать то, что использование такого стиля речи, как непосредственное обращение к Богу, составляет часть дидактического подтекста всей книги Псалтырь. Элемент неопределенности, подразумеваемый в задаваемых вопросах, противопоставляется определенности в том, чтобы быть услышанным (см. Пс.30:8,9,22,23). Проблема неопределенности/неизвестности не является самой большой проблемой в книге Псалтырь, но ее наличие признается читателями. Читатель легко отождествляет себя с вопросом псалмопевца. Но он приглашается также и к тому, чтобы услышать ответ. Читатели могут подтвердить правоту слов писателей на основании истории своей собственной жизни, на основании своего опыта жизни. Поэтому встречающиеся в псалмах описания состояния людей, обращающихся к Богу, играют не декоративную роль, а структурную. Теперь мы можем ближе рассмотреть нарративную природу текста книги Псалтырь.

 


 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия