Студопедия — Цель коллекции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Цель коллекции






 

Итак, с высоты птичьего полета можно увидеть, что книга Псалтирь состоит из следующих частей:

2. несколько “давидовых коллекций”, состоящих гл. о. из индивидуальных псалмов. Именно они формируют основу более древней части всей книги (2-89; 1-119);

1. коллекции гильдий - “общественные” псалмы. Именно из них состоит существенная часть Элохистской части книги Псалтырь (42-83);

2. различные блоки литургического и гимнического характера, состоящие из так называемых “Халлел” или “Аллелуия-псалмов”. Некоторые из них обрамляют существующие другие блоки (как, например коллекции Давидовы), другие же объединены в независимые блоки, например, 93-99; 111-118. Они задают тон второй части книги Псалтирь (90-150);

3. так наз. “псалмы восхождения” (120-134), близкие к Давидовым коллекциям и коллекц. Гильдий, относящиеся к литургическим текстам, но в то же время представляющие собой независимую часть от общего;

3. ряд независимых текстов (1 и 119, например), которые важны ввиду их местонахождения.

 

Если принять во внимание вероятный путь развития книги Псалтирь, можно заключить, что, во-первых, назначение псалмов было сосредоточить сознание людей на вере в ЯХВЕ и упражняться в этой вере путем чтения и размышления над текстами, представляющими собой модель такой веры (последовательность некоторых индивидуальных молитв, соотнесение/связывание некоторых псалмов с конкретными жизненными ситуациями из жизни Давида. Цель коллекций больше в том, чтобы учить, нежели в том, чтобы молиться ими. Хотя и второе не исключается. Другие же, например, псалмы восхождения, задумывались в помощь пилигримам.

 

С добавлением “хоровых книг” гильдий певцов картина изменилась. В книгу были включены “общественные псалмы”. Новый акцент: книга Псалтирь становится молитвенником, сборником гимнов. Усиливается и их литургическое значение. Но не следует игнорировать назидательную функцию (особенно Псалтири Элохиста) псалмов. Простолюдины учились вере ЯХВЕ через участие в пении и молитвах на их основе. Связь между 2:1 и 89:50f и вообще между этими псалмами + образ врага/ов во многих “индивидуальных” псалмах коллекции придает этой религиозной книге (2-89) несколько политический характер, она становится политически актуальной.

 

После “обработки” книги школой мудрости (Псалтирь мудрости 1-119) очевидней становится аналогия с Торой. Акцент на то, что это - Божественное откровение. Псалтирь мудрости становится скорее пособием для богословского изучения Божественного плана спасения и для духовных размышлений, чем для литургического употребления. Праведность на основе закона, о которой говорится в Пс1:2 и 119:147ff, должна была привести к поиску мессианского спасения или упразднить и заменить его?

 

 

5. Происхождение книги Псалтирь

 

Аверинцев С.С., “Авторство и авторитет” в “Риторика и истоки европейской литературной традиции”, с.77-....... “В самом деле: auctor - тот, кто полномочен и правомочен; auctoritas - сама его правомочность, сумма его полномочий; но полномочия суть то, что можно делегировать, и как религиозная традиция, так и правовая традиция отрабатывают весьма многоразличные механизмы такого делегирования. “И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосифа” (Быт. 41:42); так передается в вещественном знаке “авторитет” монарха. И еще: “Илия, проходя мимо него (Елисея), бросил на него милоть свою” (3Цар. 19:19); так передается в вещественном знаке “авторитет” пророка.

 

И культовая, и юридическая обрядность, в совокупности оформляющие и “формализующие” жизнь традиционной общины, не могут обойтись без принятых общиной и постольку легитимных фикций, заменяющих реальное присутствие и реальной действие полномочного лица... Для такой фикции знак - эквивалент реальности; прежде всякого иного знака имя, этот особо привилегированный знак, - эквивалент именуемого лица. Как для культа, и религиозного, и магического, так и для права имя - категория из категорий... (см. продолжение на отд. листах).

 

Псалмы не писались так, как сегодня пишутся литературные или музыкальные произведения. Они выросли из богослужения Израиля как неотъемлемая часть этого богослужения во многих своих проявлениях. Псалмы пелись, молитвы возносились и потом записывались, а не наоборот. Люди, писавшие их, были не теми людьми, которые сочинили их, они лишь собирали их. Процесс этот был долгим, псалмы жили своей жизнью в устных преданиях нации.

 

История книги Псалтирь - это история отдельных 150 текстов. Почти каждый из них имеет свою собственную историю происхождения и написания. Те псалмы, которые кажутся схожими, могут лишь отражать определенный период в более продолжительной истории жизни того или иного псалма.

Откуда же мы черпаем материал о происхождении псалмов?

 

I. Предание. На первый взгляд кажется, что примерно авторство 50% псалмов сомнений не вызывает, так как имеются совершенно определенные указания на авторство. Более того, они сопровождаются и усиливаются описанием тех или иных обстоятельств из жизни Давида:

186.Пс 3

187.Пс 7

188.Пс 34

189.Пс 142

190.Пс 51

191.Пс 52

192.Пс 54

193.Пс 56

194.Пс 57

195.Пс59

196.Пс 60

197.Пс 63

198.Пс 18

Эти указания можно соотнести с отрывками из 1 и 2 Царств. Они должны были либо напомнить читателю о тех событиях, либо побудить его к прочтению. Складывается впечатление, что автор хотел историфицировать псалмы, то есть, помочь читателю представить ситуацию, с которой было связано происхождение того или иного псалма. Был ли Давид автором всех этих псалмов или нет... ясно, что заголовки не принадлежат ему. Они были сделаны позднее книжниками в процессе (авто-)биографитизации книги Псалтирь.

Формула l Dawid скорее указывает не на авторство, а на принадлежность (+ “сынов Кореевых - Пс 42; 44ff; 50; 73ff в ед. ч. Говорится о певцах гильдии с именем Асафа... поэтому можно предположить то же самое и в отношении формулы “Давидов”). Нельзя ли предположить, что в Иерусалиме наряду с гильдией певцов-сынов Асафовых и Кореевых была и гильдия (причем доминирующая) певцов Давидовых - людей, вдохновленных подвигами Давида и рассматривавшими себя его духовными потомками? “Давидов”, поэтому, указывало на их собственность. Похожая картина наблюдалась в гончарном деле (оттиски имени человека, которому принадлежал кувшин, например) и в делопроизводстве (печати). Так же и с псалмами Моисея (90) и Соломона (72; 127). Некогда анонимным псалмам были даны имена в период их персонификации.

1. Свидетельства внутреннего характера. Из 40 псалма (см. внимательно 1-10 + 11-17) заключаем:

199.было собрание написанных по обету текстов литургико-богослужебного (devotional) характера, назначение которых было сделать индивидуальные опыты достоянием всей общины с целью ее назидания. Вместо обычного жертвоприношения человек мог принести свиток с написанным личным свидетельством об освобождении/избавлении, который также содержал обстоятельства произошедшего, что служило документальным подтверждением. И это было вместо жертвоприношения.

200.т.о. накапливались “новые псалмы” и гимны на том месте, которое было специально предназначено для их исполнения - храм, святилище;

201.поскольку прошение о помощи в кризисное время было наилучшим документальным подтверждением отвеченной молитвы, кажется, что стало обычаем представлять его вместе с “новой песнью”. Это облегчает понимание комбинаций плача и хвалы в некоторых псалмах (22; 30; 41; 69 и т.д.). Это же объясняет и то, почему молитвы, которыми молились люди в дни нужды отчаяния, записывались и передавались через поколения. Акт записи их свидетельствовал в пользу того, что они были услышаны и на них был получен ответ.

202.значительное число “индивидуальных” псалмов, чьи авторы рассказывали о пережитых ими опытах, а также гимны, в которых эти опыты обрамлялись определенными богословскими размышлениями, могли возникнуть именно таким образом. Здесь уместно вспомнить многие “индивидуальные” и “биографические” свидетельства, дошедшие до нас в Давидовых Псалтирях. Ср. в этом свете Псс. 3; 4; 5; 6; 7; 8 и т.д.

На основе анализа 45 пс. Можно сделать вывод о том, что некоторые отрывки псалтири были написаны поэтами и певцами, которые хотели, чтобы понимали именно в такой роли.

Продолжительные, историко-дидактического характера тексты и поэтические отрывки, содержащие мораль и имеющие характеристики проповеди также нашли себе место в книге Псалтирь (44; 74; 79; 89; 105; 106; 132). Они стоят в одном ряду с богословской энциклопедического характера темой 119 псалма. Оба вида поэзии обязаны очень многим традиции богословского воспитания и образования.

2. Следы переработки. Некоторые псалмы дошли до нас прямо, что называется, с письменного стола. Нет никакого ключа к истории их происхождения, как нет и следов какой-то пере- доработки. Но есть и другие псалмы, содержание которых не представляет собой единого целого, но выдает следы непростой истории их композиции. В таких случаях мы можем больше узнать об этой истории, чем в случае с простыми по форме псалмами. Здесь в качестве примеров хотелось бы привести ряд псалмов, которые подскажут нам, что следует иметь в виду при их истолковании.

203.Пс.22 кажется естественно подразделяется на несколько частей. Первая - молитва плача. С 22 ст. Начинается новая часть - псалом хвалы как молитва благодарности за избавление Божье. Но эта хвала не достигает конца псалма, только sursum corda, адресованным “великому собранию” (ст. 25): “...” (26). Такой вывод можно сделать, если принять во внимание совершенно иной стиль последующих стихов: 27-31, в которых отражается смысл опыта спасения для будущего всего мира (... 28). Возможно, что такое расположение частей отражает хронологию событий. Что произошло во время между первой и второй частями? Пришло слово утешения от священника? Перемена морального состояния автора? Фактическое изменение ситуации? Обратить внимание на слова “Ты услышал меня” (21). Спазматическое развитие псалма, последняя часть написана вероятно другой рукой и расширяет то, намек на что содержится в 21 ст.

204.Пс. 19 состоит из трех частей. Гимн славы Богу (1-6) неожиданно сменяется текстом, содержащим несколько тезисов относительно Слова Божьего (7-10), после которого следует личное свидетельство (11-13). Наконец 14 стих, как кажется, был дописан кем-то позднее, кто использовал этот псалом в молитве. Очевидно тематическое единство этого псалма - сшитое из лоскутов откровение Слова Божьего, которое провозглашается на небесах, в форме предписаний и уставов, как весть, несущая освобождение человеку. Но очевидно и литературное многообразие данного текста: компиляция гимна творения, несколько богословских утверждений и личная молитва с добавлением. Очевидно, что каждая из отдельных частей этого псалма, прежде чем оказалась в нем, жила своей жизнью. Во всяком случае не следует забывать о процессе пере- доработки этого псалма.

205.Пс. 50 его части начинаются с провозглашения того, что будет говорить Бог - 1, 7, 16. Смешение двух языков - юридический язык осуждения и язык назидания. В основе псалма - литургический текст, который разбивается на следующие части: 1-6 обвинение; 7 (+21b) - 13 (14-16а добавление) отвержение методов примирения; 16b - 22 ультиматум всему народу завета. В таком случае имеет смысл свидетельство Небес и Земли (4). Стадии в переработке станут более очевидными особенно если мы примем во внимание то, что как и другие тексты псалмов Асафа, этот текст есть часть наследия богослужений прежних святых мест северного израильского царства.

206.Пс. 108 самый очевидный пример вторичной композиции псалма. Состоит из двух частей, которые можно найти и в других псалмах (1-5 = Пс. 57:7-11; 6-13 = 60:5-12). Две части являются фрагментами двух независимых текстов. Пс. 57:7-11 является второй частью текста молитвы, в композиции которого есть припев (ст. 5 и 11). Пс. 60:5-12 это вторая часть текста, который сам состоит из различных элементов. Его сердцевина (6-10) - это божественное слово, записанное в период до вавилонского пленения. Эта сердцевина с ее обрамлением была помещена в конце Пс. 108, оставив интервал между двумя “одолженными” частями между стихами 5 и 6. Это - пример вторичной и даже третичной обработки, поскольку используются тексты, которые сами уже представляли собой компиляцию.

207.Пс. 136 пример того, как псалом “рос”, что можно заключить, смотря на годовые круги, окружающие твердое ядро. Начинается с гимнической литургии (1-7 + 25-26 песня хвалы Творцу...). Первая и последняя части соотносятся одна с другой (воздайте благодарение 1-3; 26). Ссылка на историю спасения (10;13;16-17;21-22) ведет нас из Египта в обетованную землю. Это - первое расширение псалма. Второе расширение можно считать результатом работы книжников, которые стремились объяснить значение гимна путем вплетения в него прозаических отрывков. Они разбросаны повсюду: 89 - Быт.1; 11-12, 14-15 - Исх. 14; 18-20 - Числа 21; 23-24 - современная причина второй стадии расширения, сводящаяся к стремлению выразить словами новый опыт спасения и поместить его в контексте всей истории спасения.

 

3. Литературная форма псалмов

 

Определенную литературную форму имеют основные виды текстов, входящих в Псалтирь - молитвы, поэмы и песни. Молитва, как пример обычного общения и использования простого языка с целью самовыражения, с потребностью быть понятым должна выразить суть ясно, для чего необходим соответствующий язык. При этом в полной мере должны быть использованы имеющиеся языковые возможности...

 

При экзегезе псалмов очень важно иметь в виду следующее:

208.видеть тематические слова, которые могут доминировать в том или ином отрывке текста и служат ключом к его экзегезе: “бежать”, “найти убежище” - Пс.7; “врата (храма)” в Пс. 24.

209.использование метафор: “Господь - пастырь мой”;

210.структура строк:

211.хиазм -

212.симметричное расположение слов вокруг оси -

213.кульминация -

214.смысловая нагрузка на конце строки -

215.“вилочная” структура -

 

Литания, молитва, причитание, жалоба...

 

 

4. Классификация псалмов

 

“непререкаемое правило научного исследования заключается в следующем: ничего не может быть понято вне своего контекста. Следовательно, самой главной задачей при изучении книги Псалтирь является найти то, что связывает отдельные псалмы, но о чем умалчивает традиция, а если и говорит, то очень немного. Теперь, когда мы намерены совместить псалмы, которые по своей сути представляют единое целое, можно надеяться на то, что нам удастся придти к настоящему пониманию этих поэтических текстов посредством сравнительных исследований и таким образом при помощи ясных контр-примеров решить многие конкретные затруднения”.

 

Когда-то классификация делалась на основе заголовков-приписок и по содержанию (примирение, болезнь, враги, творение, история...). Гюнкель был пионером, когда указал на необходимость принимать во внимание литературную форму.

 

216.

 

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия