Студопедия — ИСКУССТВО 223
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСКУССТВО 223






нач. 20 в. внимание Г. В. Плеханова и А. В, Луначар-ского, искавших марксистское, диалектич. её решение, к-рое они противопоставляли мелкобурж. эстетизму, в каких бы конкретных формах он ни выражался. В совр. художеств. культуре и эстетич. мысли теория и практика «И. д. и.» встречают решит. сопротивление не только сторонников марксистско-ленинской эстетики и иск-ва социалистического реализма, но и мн. пред­ставителей демократич. культуры, убеждённых в воз­можности эстетически полноценного и одновременно социально-активного искусства.

• Плеханов Г. В., Иск-во и обществ. жизнь, в его сб.: Эстетика и социология искусства, т. 1, М., 1978; Луна­чарский А.В., Диалог об иск-ве, Собр. соч., т. 7, М., 1967; Лекции по истории эстетики, кн. 3, ч. 1, Л., 1976; Моr-qurgo-Tagliabue, L'estetique contemporaine. Une en-puete, Mil., 1960.

ИСЛАМ [араб., букв.— предание себя (богу), покор­ность], мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возник­ла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди араб. племён Зап. Ара­вии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространилась в ходе воен. экспансии ара­бов от Ганга на Востоке до юж. границ Галлии на Запа­де. Совр. И. распространён в основном в странах Азии и Африки, играя существ. роль в их политич. и социо-культурной жизни. Число приверженцев И., по раз­ным данным, от 450 до 800 млн. чел. Большинство му­сульман (90%) — сунниты, представляющие ортодок­сальное направление в И., 10% составляют шииты.

Основатель ислама — Мухаммед (570?— 632) из рода хашимитов мекканского племени курейш. До Му­хаммеда арабам были уже известны монотеистич. ре­лигии — иудаизм и христианство монофизитского и несторианского толков; в качестве самостоят. формы монотеизма в Аравии оформляется ханифизм. Под непосредств. влиянием этих религий в 610—614 нача­лась религ. проповедь Мухаммеда. После переселения в 622 с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (т.н. хиджра, к-рая позже стала точкой отсчё­та для мусульм. летосчисления, ведущегося но лунно­му календарю), Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как воинственный теократич. прави­тель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни. Вообще в Мухаммеде впол­не «земные» черты преуспевающего вождя и практич. законодателя уживаются с религ. экстазом, и этому соответствует внутр. склад И., не знающего (по край­ней мере, за исключением суфизма) стремления преодо­леть или преобразить человеч. природу, но направлен­ного на упорядочение и освящение житейских даннос­тей.

Осн. источник мусульм. вероучения — Коран, пони­маемый как предвечное, несотворённое «слово божие», откровение, к-рое бог, говорящий в Коране от пер­вого лица, как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду, выступающему лишь в качестве пассивного передатчика (в отличие от христианства И. не делает различия между понятиями «богодухновенности» и «от­кровения»). Др. источник мусульм. вероучения — «сун­на» (иногда переводится как «традиция»), точнее — «сунна ан-наби» (образ жизни и деяния пророка). Сун­на состоит из собрания текстов — «хадисов», содержащих приписываемые Мухаммеду высказывания, каждый из к-рых делится на две части: «матн» — собствен­но текст и «иснад» — перечень передатчиков данного текста, к-рые в непрерывной цепи преемства удосто­веряют его подлинность.

Один из наиболее важных принципов И.— строгий монотеизм, получающий в И. абс. и безусловный харак­тер. Мухаммед в Коране призван восстановить в перво-нач. чистоте веру в единого бога, частично забытую

ИСЛАМ

и..искажённую иудеями и христианами; Утверждение единства и единственности бога, призывы не придавать ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Ко­ране. Направлены они прежде всего против старых полатеистич. верований аравийских арабов, но также и против христ. догматов — «Троицы», «боговоплоще-ния» и «воскресения». В то же время в И. много заимст­вованного из христианства и иудаизма, наряду с к-рыми он может быть определен как авраамитич. религия: исповедуя «единого, сущего и живого бога», И. возво­дит свои истоки к Аврааму.

Важнейшие понятия мусульм. религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах к-рого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиц. понятия «дар аль-ислам» (мир И.), противопоставленного «дар аль-харб» (территория воины, к-рая теоретически подле­жит превращению в «дар аль-И.» посредством «джиха­да»— священной войны). Классич. И. в принципе не проводит нац. различий, признавая три статуса су­ществования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» («ахл аль-зимма» — иудеи и христиане в мусульм. мире, они же «ахл аль-ки-таб», т. е. люди Книги, держатели Писания) и в качест­ве многобожника, к-рый должен быть или обращён в мусульманство, или истреблён. Каждая вероисповед­ная группа в «дар аль-И.» объединялась в отд. общину (умму). Умма — это этнич., языковая или религ. общ­ность людей, к-рая становится объектом божеств. плана спасения (каждой умме посылается свой пророк); в то же время улша — это и форма социальной организации людей, образующая, т. о., своеобразное религ.-поли­тич. тело. Мусульм. община («алъ-умма аль-исламииа») теоретически объединяет всех мусульман мира, незави­симо от их этнич. и культурной принадлежности. Про­тотипом её всегда служила мединская община пророка («умма ан-наби'»), к-рая до сих пор остаётся для мн. му­сульман идеалом социально-политич. организации лю­дей, сплочённых единой верой.

Государственность в раннем И. мыслилась как своего рода эгалитарная светская теократия, в рамках к-рой авторитетом в законодат. области («амр») обладает толь­ко Коран; авторитетом в сфере права («фикх») — каж­дый верущий, к-рый знает и умеет толковать предписа­ния Корана; исполнит. власть («хукм»), одновременно гражданская и религиозная, принадлежит одному бо­гу и может осуществляться только через халифа (сул­тана) — предводителя мусульм. общины, её религ., адм. и воен. главы, под водительством к-рого община даёт клятву послушания богу («бай'а»).

В И. нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку И. не признаёт к.-л. посредника между богом и человеком: богослужение в принципе может совершать любой член уммы. Т. о., принадлежность умме — основа самосознания мусуль­манина: в ней и через неё он осознаёт себя верующим («му'мин») и предавшимся богу («муслим»).

«Дин» — божеств. установление, ведущее людей к спасению,— имеет в виду прежде всего обязанности, к-рые бог предписал человеку (своего рода «закон бо­жий»). Мусульм. теологи включают в «дин» три осн. элемента: «пять столпов И.», веру («иман») и благие дела («ихсан»). «Пять столпов И.» составляют: 1) испо­ведание единобожия («таухид») и пророч. миссии Му­хаммеда; 2) ежедневная пятикратная молитва («салат»); 3) пост («саум») раз в году в месяц рамадан; 4) добро­вольная очистит. милостыня («закат»); 5) паломничест­во (хотя бы раз в жизни) в Мекку («хадж»).

«Иман» (вера) понимается в первую очередь как «сви­детельство» об объекте своей веры. В Коране прежде всего свидетельствует о себе бог; ответ верующего — это как бы возвращённое свидетельство. Простое произ­несение в присутствии хотя бы двух мусульман формулы «Нет божества, кроме бога, и Мухаммед—пос­ланник божий», введённое словом «свидетельствую», де-

лает иноверца мусульманином. В И, выделяются четыре осн. предмета веры: 1) в единого бога; 2) в его посланников и писания; Коран называет пять пророков-посланников («расул»): Ноя, с к-рым бог возобновил «союз»; Авраама — первого «мумина» (верующего в единого бога); Моисея, к-рому бог дал Тору для «сынов израилевых»; Иисуса, через к-рого бог сообщил хрис­тианам Евангелие; наконец, Мухаммеда — «печать про­роков», завершившего цепь пророчества; 3) в анге­лов; 4) в воскресение после смерти и судный день.

В целом «дин» — это часть более общего понятия «ислам», к-рый представляет собой нерасторжимое един­ство веры, религии, гос.-правовых установлений и опре-дел. форм культуры. Дифференциация мирской и ду­ховной сфер крайне аморфна в И.; в принципе ему чуж­до характерное для христианства различение поня­тий «божьего» и «кесарева», что проявляется как у ср.-век. теологов, так и у мусульм. реформаторов 1-й пол. 20 в. (напр., у Рашида Риды, считавшего, что «И. есть в равной степени духовное начало и социально-поли-тич. идеал») и в известном девизе совр. «братьев-му­сульман»: «И. есть религия и гос-во».

И. наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в Медин­ском гос-ве зарождаются три осн. исламские дисцип­лины: 1) наука о чтении («кира'ат») и толкование («таф-сир») Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение («фикх»), в рамках к-рого в суннизме складываются четы­ре офиц. юридич. толка («мазхаба»): маликитский, хани-фитский, шафиитский и ханбалитский. Из коранич. предписаний и запретов образовался канонич. закон — шариат, к-рый остаётся одним из источников законо­дательства мн. мусульм. стран. Из «тафсира», отчасти в силу контактов и полемики с христианством (первые теологич. споры в И. — о свободе воли и предопреде­лении, несотворённости «слова божьего», божеств. атри­бутах и трансцендентности бога — возникли под не­сомненным влиянием ближневост. христ. мысли), раз­вивается мусульм. богословие («калам»), внутри к-рого складываются различные школы. Восприятие антич. филос. наследия (аристотелизм, неоплатонизм) спо­собствовало развитию рационалистич. тенденций в му­сульманской теологии (мутазилиты, Ашари), в даль­нейшем (9—12 вв.) — возникновению и расцвету араб. философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). В то же время появляется мистич. направ­ление — суфизм, первоначально противостоявший как ортодокс. теологии, так и вост. аристотелизму, и в 11 — 12 вв. синтезированный аль-Газали с ортодокс. дог­матикой ашаритов. Как своего рода прикладные науки развиваются грамматика, астрономия, математика. Раз­витие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов И. с др. вост. культурами: сирий­ской, к-рая дала также И. переводы греч. филос. на­следия; византийской, у к-рой И. заимствовал мн. эле­менты гос.-адм. культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на развитие лит-ры и естеств. зна­ний. В целом в истории исламской культуры выделяют три осн. периода: арабский, персидский и тюркский.

После битвы при Сиффине в 657 между сторонника­ми 4-го «праведного халифа» Али (зятя Мухаммеда) и омейяда Муавии И. распался на три осн. направления, в связи с решением вопроса о верх. власти в И.: большинство, впоследствии получившее назв. «ахл ас-сунна» (букв. «люди традиции», сунниты), считало, что халиф должен быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши'ат Али» — партия Али) утверждали, что верх. власть может принадлежать только прямым потомкам Али; хариджиты считали, что главой уммы может быть избран любой её член. После ряда воен. поражений хариджиты сосредоточились на раз­работке гос.-правовых, этич. и догматич. идей, создав значит. теология, лит-ру с сильными рацио­налистич. тенденциями. Центр. догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя (из «дома Али»),

if 15 оэс

безгрешного, непогрешимого в делах веры, обладающе­го тайным знанием; имамом его делает не человеч. про­изволение, а внутр. характер его природы — присут­ствие в его существе предвечной божеств.-световой суб­станции. Без имама и его руководства невозможно спа­сение верующих: «Тот, кто умирает, не зная истинного имама своего времени, умирает смертью безбожника». Авторитет имамов шииты противопоставляют «соглас­ному мнению религ. авторитетов» (иджма') суннитов, эзотерич. смысл «откровения» (батин), доступный толь­ко «посвящённым»,— экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитское вероучение достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й) не умер, а перешёл в состоя­ние «гайба», т. е. по воле бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом скрытом состоянии управ­лять жизнью верующих, в «конце мира» он явится в роли своего рода мессии (махди) и наполнит мир прав­дой и справедливостью. Т. о., миросозерцание шииз­ма глубоко эсхатологично и имеет ярко выраженный нрофетич. характер; в целом — это своеобразная по­пытка ввести в И. персонифицированного посредника между богом и человеком [тенденция, особенно харак­терная для крайних исмаилитских сект, обожествляв­ших Али и его потомков и развивших чуждые ортодок­сальному исламу идеи «инкарнации» (хулул) и метемпси­хозы (танасух)].Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) но­сят синкретич. характер, содержат пережитки древних астральных культов, элементы индуизма, зороаст­ризма, вост. христианства и манихейства.

Своеобразное развитие идеи исмаилитов получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — шиитских течений, возникших в 19 в. в Персии. Основатели двух последних — Сейид Али Мухаммед (Баб) и Мирза Ху-сейн Али (Бехаулла), верные махдистским традициям шиизма, в то же время попытались выступить в качест­ве основоположников нового вероучения, призван­ного сплотить человечество.

В лоне ортодоксального И. в сер. 18 в. возникает религ.-политич. движение ваххабитов (по имени осно­вателя — Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба), отвергав­ших «новшества», к-рые появились в И. в процессе его историч. развития и контактов с др. религ. системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Вах-хабизм оказал определ. влияние на араб. мусульм. реформаторство 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. (аль-Афгани, М. Абдо, Р. Рида); «реформация» мыслилась как очи­щение И. от истррич. искажений и наслоений через возврат к мединскому прообразу.

В 19—20 вв., во многом как реакция на социально-политич. и культурное влияние Запада, возникают религ.-политич. идеологии, базирующиеся на ислам­ских ценностях (панисламизм, фундаментализм, рефор­маторство и т. п.). Однако модернистские интерпрета­ции И. встречали, как правило, жёсткое сопротивление со стороны проф. теологов. В период подъёма нац.-осво-бодит. движения во мн. странах Азии и Африки традиц. исламские ценности и идеи своеобразно усваивались и интерпретировались идеологами национализма. В совр. условиях И. играет существенную роль как в идео­логии, так и в политике и социальной жизни этих стран (в большинстве из них И. — гос. религия, а шариат — осн. источник законодательства). Будучи действенной политич. силой, И., однако, далеко неоднозначен по своему социальному содержанию и историч. роли, что связано с различными социально-классовыми позици­ями и целями его приверженцев.

• Гольдциэр И., И., СПБ, 1911; его ж е, Лекции об И., М., 1912; его же, Культ святых в И., М.— Л., 1938; Б a p т о л ь д В. В., И., П., 1918; Происхождение И. Хресто­матия, сост. Е. Беляев, ч. 1, М., 1931; Беляев Ε. Α., Му-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия