Студопедия — ШЕЛЛИНГИАНСТВО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШЕЛЛИНГИАНСТВО






ным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта — такова, по Ш., цель истории.

Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рацио­нальное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистич. философию (в т. ч. и свою философию тождества, и философию Гегеля) негатив­ной, отрицательной, Ш. считает необходимым допол­нить её «позитивной философией», рассматривающей первичный факт — иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в «опыте», отождествляемом Ш. с мифологией и религией, в к-рых сознанию было дано в истории откровение бога. В этой «философии откровения» Ш. по существу оставляет почву собст­венно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Ш. о положит. философии, или философии от­кровения, к-рые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф. Энгельс.

Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19—20 вв., причём на различных этапах её раз­вития воспринимались разные аспекты учения Ш. Зна­чительным оказалось воздействие Ш. на рус. филосо­фию — через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и др., моск, кружок любо­мудров (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Га­лич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррациона-листич. идеи Ш. получили развитие в философии экзи­стенциализма. Основоположники марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, которые оказа­ли наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

• Sämtliche Werke, Abt. l (Bd l—10)—2 (Bd 1—4), Stuttg.— Augsburg, 1856—61; Werke, neue Aufl., Bd 1—6, Münch., 1956—60; в рус. пер.— Филос. письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Об отношении изобразит. иск-в к природе, в кн.: Лит. теория нем. романтизма, [Л., 1934].

• Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Лазарев В. В., Ш., М., 1976; Schneeber­ger G., F. W. J. v. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954; Jaspers K., Schelling. Größe und Verhängnis, Münch., 1955; Schulz W., Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Münch.—W., 1965; Jahnlg D., Schelling, Bd 1—2, Pfullingen, 1966—69. П. П. Гайденко.

ШЕЛЛИНГИАНСТВО,течение в духовной жизни Гер­мании, России и др. стран Европы, связанное с влия­нием разных сторон и этапов филос. деятельности Шел­линга. Ш. носило разнородный характер и не образо­вало особого филос. направления или школы. Среди последователей философии тождества Шеллинга в Гер­мании — эстетик и историк философии Ф. act (1778— 1841), Й.Я. Вагнер (1775—1841), К. В. Ф. Зольгер, позднее критиковавший Ш. в своей эстетике. Большая группа романтич. натурфилософов была привлечена универсалистским филос. толкованием естествознания у Шеллинга — среди них Й.В. Риттер (1776—1810), Л. Окен (1779-1851), Г. X. Шуберт (1780-1860), X. Стеффенс (1773—1845), И. П. В. Трокслер (1780— 1866).

В России значит. распространение Ш. было связано с деятельностью нем. профессоров, преподававших в моск. и харьковском ун-тах (И. Г. Буле, И. Б. Шад и др.), слушанием лекций Шеллинга (Д. М. Веллан-ский), изучением его соч. (В. Ф. Одоевский, И. И. На-деждин и др.).

• Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, т. 1, М., 1913; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в рус. философии нач. 19 в., «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6; Манн Ю. В., Рус. филос. эстетика (1820—1830 гг.), М., 1969; Рус. эстетич. трактаты пер­вой трети 19 в., вступ. ст. и примеч. 3. А. Каменского, т. 1—2, М., 1974; Knittermeyer H., ScheUing und die roman­tische Schule, Münch., 1929.

ШЕСТОВ Лев (псевд.; наст. имя и фам.— Лев Исаако­вич Шварцман) [31.1(12.2).1866, Киев,— 20.11.1938, Париж], рус. философ-экзистенциалист и литератор. В 1895—1914 жил преим. в Швейцарии, с 1914 — в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже.

Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Ш. предвосхитил осн. идеи позднейше­го экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. заявляет о трагич. абсурдности человеч. существова­ния и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиц. фи­лософии, требуя переместить т. зр. с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», он по­лемически противопоставляет её академич. стилю мыш­ления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт про­тив диктата разума над сферой жизненных пережива­ний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости инди­вида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязат. нравств. нормы, приводит Ш. к гносеологич. релятивизму и имморализму. Хотя в нач. 1910-х гг. безрелиг. «Апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется религ. пафосом «sola fide» (лютеров-ское оправдание «только верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержат. определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего свое­волия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к ос­новам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному ре-лиг. самочувствию, божеств. источник; филос. умо­зрению Ш. противополагает откровение («Афины и Ие­русалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболич. харак­тер: познават. устремлённость отождествляется с гре­хопадением человеч. рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистич. тем­перамент Ш.— мастера филос. парадокса и афоризма, его едкая критика академич. мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Ка­мю, Д. Г. Лоренса и др.).

• Собр. соч., т. 1—6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957. * Асмус В. Ф., Л. Ш. и Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В., «Остается одно: произвол», «Вопр. лит-ры», 1975, № 10; Wernham J. С., Two Russian thinkers, To­ronto, 1968; Л. Ш. Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография лит-ры о Л. Ш., сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1978.

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Coo­per) (26.2.1671, Лондон,—15.2.1713, Неаполь), англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш. выразил осн. идеи, присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк. религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины. Используя неоплатонич. образы (заимствуемые, в част­ности, у кембриджских платоников), Ш. рисовал величественную картину вечно творимого и творяще­гося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.— выраже­ние стремления человека к идеалу гармоничной естест­венности как разумной упорядоченности человеч. бы­тия. Нравственность, по Ш., коренится во врождённом человеку «нравств. чувстве»; сущность её — в гармонич­ном сочетании индивидуальных и обществ. склонно­стей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с утверж­дением эстетич. характера нравств. совершенства, не­разрывного единства красоты и нравственности. Ш. анализировал принципы классицистич. реализма, раз­рабатывал важнейшую для искусства Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич. идеи Ш. были систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии и моралистич. прозе (начиная с А. Попа,

Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции (Дидро) и особенно Герма­нии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский романтизм).

• Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711; Second characters or The language of forms, Camb ' 1914; в рус. пер.— Эстетич. опыты, Μ., 1975.

• Михайлов А л. В., Эстетич. мир Ш., в кн.: Шефт­сбери А. Э. К., Эстетич. опыты, М., 1975, с. 7—76; Wal­ze! О., Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe Münch., 19322; Wo Iff E., Shaftesbury und seine Bedeutung Tub., 1960; U eh lein F. Α., Kosmos und Subjektivität Lord Shaftesburys philosophical regimen, Freiburg — Munch., 1976.

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветит. морализма — англ. мораль­ной философии 18 в., а также нем. «популярной фило­софии». Как моралисту Ш. присуще дуалистич. проти­вопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-мо­ралистов эти противоречия легко преодолевались в ко­нечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его фило­софии. Здесь Ш. смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гёте было столь же первичным, как у Ш.— представление о расколе дейст­вительности; в отличие от Гёте целостность у Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.

В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению проти­воположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармо­нии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетич. воспита­нием («Письма об эстетич. воспитании», 1795). Прида­вая динамич. характер кантовскому противопоставле­нию материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи (чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, к-рое, соединяя оба др. влечения, фи­зически и морально освобождает человека. Если пред­метом чувств. влечения является жизнь, в самом ши­роком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие всех сил чело­века, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич. реальность») и творит само­го себя как всестороннюю гармонич. личность, а об­щество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность лич­ности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе.

В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно пе­реплетение историч. и типологич. планов анализа раз­личных типов культуры. В историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с при­родой, в типологич. плане «наивное» и «сентимен­тальное» — возможные типы художеств. творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентимен­тальный» — стремится к природе, и его поэзия идеаль­на. Различие между наивным и сентиментальным иск-вом есть различие между индивидуальностью и

ШИЛЛЕР

идеальностью, между иск-вом ограничения и иск-врм бесконечного стремления к идеалу. Здесь Ш. выступает как непосредств. предшественник типология, построе­ний в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у Гегеля). В целом филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в эстетике.

* Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — * Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar, 1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.

• Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philo­sophischen Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2, (Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller, Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Müller R., Studien zum heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P. Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).

ШИНКАРУК Владимир Илларионович (р. 22.4.1928, с. Гайворон, ныне Киевской обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1981), акад. АН УССР (1Θ78). Чл. КПСС с 1951. Окончил в 1951 филос. ф-т Киевского ун-та им. Т. Г. Шевченко, где аатем преподавал; в 1965—68 декан филос. ф-та. С 1968 директор Ин-та философии АН УССР. В 1969—71 и с 1979 гл. редактор журн. «Фiлософська думка». Осн. работы в области диалектич. материализма и истории философии. Ре­дактор «Фiлософського словника», К., 1973,

• Логика, диалектика и теория познания Гегеля, Ц., 1964; Теория познания, логика н диалектика И. Канта, К., 1974; Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977.

ЩЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), нем. критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И- Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение «объективно-прекрасного», резко критико­вал культуру и иск-во нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смеше­ние жанров, неустанное стремление к «новому, пикант­ному и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» — «Über das Studium der Griechischen Poesie», 1795—96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журн. «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утвер­ждая теперь специфич. ценность современного, «роман-тич.» иск-ца (в его отличие от «классического», антич­ного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сер­вантеса, Гёте. В многочисл. статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопич. идеал новой, универсаль­ной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсу­ма», находящейся в непрестанном процессе творч. ста­новления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и рели­гию [прообраз такого слияния Ш. видел в древней ми­фологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой ус­матривал в новейшем естествознании и послекантов-ской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» — «Gespräch über die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики ми­ра и познания, «чувства целого», побуждающего ху­дожника к постоянному самовозвышению над огра­ниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннерома-нтич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеи-стич. религия «бесконечного» («Письмо о философии» — «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеаль­ное разума» и «реальное универсума» — два полюса в картине мира у Ш, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия