Студопедия — ШИНКАРУК
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ШИНКАРУК






в застывших понятиях, его можно только «откры-вать и созерцать» в символах — художеств. образах и филос. идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетич. разума»), созидающе­го символы.

В кёльнских лекциях по философии (1804—06) —пер­вом систематич. изложении идей Ш. — мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это лишь некое «протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватываю­щую критику фидос. систем, иди типов мировоззре­ний, каждое из к-рых (материализм, скептицизм, панте­изм, дуализм и идеализм) является звеном в «после-доват. развитии» мировой философии.

После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой лит-ры» (Bd l—2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гер-дера и занимающей значит. место в утверждении роман-тич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выра­жение духовной жизни народа в тесной связи с религ., филос. и политич. историей. Республиканизм и привер­женность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились в 1810—20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи», олицетворяемой австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesun­gen, insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христ. философии». Критикуя различные филос. системы, осо­бенно нем. классич. идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жиз­ни», основанной на принципах христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч. со­знания в единстве всех душевных и духовных спо­собностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д.). Ш.— один из основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости индий­цев» — «Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

* Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler. a.), Bd 1 — 14, 18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.— Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем. романтизма, Л., 1934, с. 169—210. • Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в Германии, Л., 1973; E n d e r s C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Wer­dens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels philosophische Ent­wicklung, Bonn, 1939; A n s t e t t J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schle­gels Poesiebegriff, Müncli., 1971. Ю. H. Попов.

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, — 12. 2. 1834, Берлин), нем. протестант­ский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок круж­ку йенских романтиков. В рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах» (1800, рус. пер. 1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание — основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание универсума», позд­нее — как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом трудов по филосо­фии («Диалектика» — «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии, протестантской догмати­ке. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первен­ствующей роли внутр. чувства в познании, в непости­жимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на ли­беральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменев-

тики.

* Sämtliche Werke, Bd 1—30, В., 1835—64; Ästhetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.— B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ν. H.Κim-merle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.

• Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben Schleierrnachers, Bd 1—2, В., 1922—66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und Werk, В., 1968; Brandt R. B., The philosophy of Schleiennaoher, N. Υ., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B. Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 19742

ШЛИК (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий пред­ставитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. — «последо­вательный эмпиризм», к к-рому он пришёл, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. дан­ного» — чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отно­шения чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логи­ки и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы приро­ды для него — формальные правила, определяемые син­таксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

• Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjenti-fique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Auf­sätze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.

• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.

ШОВИНИЗМ (франц, chauvinisme), крайня«форма национализма, проповедь нац. исключительности, проти­вопоставление интересов одной нации интереса«всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается, что прообразом этого персона-жа была реальная личность — ветеран наполеонов­ских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «вели-чия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различ­ные проявления националистич. экстремизма. В Вели­кобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наи­менование — джингоизм.

Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители κ-poro выступали в период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики бур­жуазии своих стран, получило название социал-шови-низма.

Разновидность Ш. — великодержавный Ш. — идео­логия и политика господствующих классов нации, зани­мающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и куль­турной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. — че-ловеконенавистнич. идеология и политика фащ. гчзс-в.

Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу против любых разновид­ностей идеологии Ш. и её ноеителей.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9. 1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vor-stellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априор­ные формы — время, пространство, категории рассуд­ка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания». Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых складыва­ется мир как «представление». С др. стороны, мир,

взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», к-рая дробится в бесконеч­ном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выра­жается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли су­ществует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смы­сле) — адекватных объективации воли. Высшая сту­пень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познаю­щий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все про­чие индивиды существуют в его представлении как неч­то зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь си­стемой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во — создание гения, основыва­ющееся на способности «незаинтересованного созер­цания», в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект — как идея. Высшее из иск-в — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёрки­вая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленно­стью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противо­вес Лейбницу — называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение — «пессимизмом». Подлинным основанием морали Ш. считал чувство со­страдания, благодаря к-рому обманчивая видимость ин­дивидуальности растворяется в сознании единства все­го сущего.

Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

• Sämtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 19723; Der hand­schriftliche Nachlaß, Bd i—5, Fr./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т. 1—4, M., 1900—10.

• Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фоль-кельт И., А. Ш., его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский Б. Э.,Ш., М-,1975; Pfeiffer К., Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel, 1954; Von der Aktua­lität Schopenhauers, Pr./M., 1972; Hübscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern heute — morgen, Bonn, 1973; его же, Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G. Ha/ftnans, Z., 19782.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия «здравого смыс­ла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах и полу­чила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. III. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредствен­ная внутр. достоверность, заложенная в человеч. при­роде богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассуд­ки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала ос­нованные на врождённом «общем чувстве» доводы в поль­зу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она от­стаивала от нападок субъективного идеализма, скепти­цизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно уче­нию Ш. ш., является уверенность, что материальный







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия