Студопедия — Исполнительские средства выразительности при игре на духовых инструментах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исполнительские средства выразительности при игре на духовых инструментах






Обычно к выразительным средствам исполнителя на духовых инструментах относят такие понятия как звук, тембр, интонация, ритм, метр, агогика, артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка. Вокалисты и исполнители на духовых инструментах относят сюда также исполнительское дыхание; пианисты – педаль, туше; струнники и духовики – штрихи, вибрато, аппликатуру, технику пальцев. Исполнители на духовых инструментах к этим средствам причисляют также технику губ, языка, двойное стаккато, глиссандо и некоторые другие исполнительские приемы.

Все исполнительские средства можно разделить на три группы:

· Качество звука(тембр, интонация, вибрато и т.д.)

· Технические средства(техника губ, техника пальцев, техника языка, техника дыхания и т.д.)

· Обще-музыкальные средства(фразировка, агогика, динамика, штрихи и д.р.)

Это разделение достаточно условно т.к. все элементы тесно между собой связаны.

Одним из наиболее важных средств является ЗВУК. Именно выразительность звучания определяет силу эмоционального воздействия музыки. Вот почему «пение» на инструменте является одной из важнейших задач музыкального исполнения. Характер звука должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки. Звук в физическом смысле слова есть распространение в упругих средах (газ, жидкость) механических колебаний, воспринимаемых человеческим слухом. Человеческий слух способен воспринимать о 16 до 25000 колебаний в секунду. Характерными признаками музыкального звука являются: высота, длительность, тембр, сила.

Очень важна для выразительности чистота интонации. Духовые инструменты не обладают фиксированной настройкой, и интонация при игре на них зависит от слуха исполнителя. Интонирование на духовых инструментах носит зонный характер и определяется целым рядом обстоятельств объективного и субъективного характера.

К объективным моментам интонирования следует отнести, прежде всего, конструктивные особенности инструментов. Каждый из духовых инструментов имеет отклонения от темперации, связанные с недостатками его конструкции и производства.

Духовые инструменты постоянно совершенствуются, но идеальных расчетов для их построения не существует.

Еще один объективный фактор – это температура окружающей среды. В холодном помещении духовые инструменты звучат, как правило, ниже (кроме флейты) На чистоту интонации влияет форма и качество тростей: легкая трость имеет тенденцию к понижению, тяжелая – к повышению. Чистота строя зависит также от диаметра канала мундштука (у кларнета и медных духовых), от диаметра штифта (у фаготов и гобоев). От диаметра эса (у фаготов) и т.д.

Наконец на интонацию может влиять и ряд субъективных факторов – например, психическое состояние человека. Если исполнитель устал, не выспался, в его интонации ощущается тенденция к понижению; если наоборот, возбужден, взволнован – тенденция к повышению. С субъективным состоянием исполнителя связан целый ряд других недостатков интонирования.

Важнейшим средством исполнителя является и техническое мастерство во всех его многосторонних проявлениях. Технические навыки складываются из хорошего развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, пальцев. При этом техника выражается не только степенью развития каждого, но и правильной координации всех элементов техники. Для каждого инструмента сложны свои виды техники.

Исключительно важна музыкальная фразировка, характеризующаяся умением играющего правильно определить строение произведения, верно устанавливать и выполнять цезуры, выявлять и воплощать кульминации, правильно передавать жанрово – стилистические особенности музыки и т. п.

Важнейшей составной частью музыкальной фразировки является динамика. Умелое использование динамики оживляет музыкальное исполнение. Динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер.

Весьма существенным элементом является агогика. Агогика – это наличие малозаметных изменений скорости движения. Она выявляет творческую природу исполнительства. Наиболее сложным является игра rubato.

Музыкальная фразировка тесно связана с применением штрихов. Верно подобранные штрихи помогают усилить выразительность.

Таковы основные средства выразительности духовых инструментов.

СЕМИНАР № 2

  1. Психофизические основы исполнительского процесса на духовых инструментах.
  2. Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.
  3. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения.

Исполнительские средства при игре на духовых инструментах

 

Тема: Исполнительское дыхание, его сущность, значение и методы развития.

Функция дыхания заключается в обеспечении жизнедеятельности человека. Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагме, следовательно, дыхание является посредником между «душевным» и «телесным».

Немаловажная роль отводится дыханию при игре на духовых инструментах. В механизмах звукообразования на духовых инструментах исполнительское дыхание выполняет роль звуковой энергии. Организованное управление энергией выдоха – другими словами, постановка и управление исполнительским дыханием, связанные с задачами музыкально – художественного исполнительства – является основным условием творческого процесса музыканта – духовика. В вопросе постановки исполнительского дыхания в научно – методической литературе существуют различного рода мнения и рекомендации, основанные как на исполнительском опыте, так и на объективных научных исследованиях

Постановка исполнительского дыхания должна занимать важнейшее место в практике обучения игре на духовых инструментах. Музыканты с неправильно поставленным дыханием не могут добиться высокого уровня исполнительского мастерства.

При обычном дыхании обе его фазы (вдох и выдох) примерно равны, в процессе же игры равномерность отсутствует: вдох короткий, а выдох продолжительный. При обычном дыхании человек не пользуется полным объемом легких, играющий должен доводить дыхательный объем до максимальных размеров, т.е. использовать всю жизненную емкость легких. Незначительна, обычно, и нагрузка на дыхательные мышцы, при игре нагрузки очень велики.

Построенная на правильной физиологической основе, техника дыхания позволяет сводить до минимума физиологические аномалии дыхания в процессе игры. При игре прежде всего необходимо применять наиболее рациональный тип дыхания.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3161. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия