Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 13 страница






Маргинал обычно пребывает в стадии утраты тех социокультурных признаков, которые его социализировали как личность, и в то же время не может их утратить. У него образуется причудливый симбиоз утрачиваемых, но не утраченных, осваиваемых, но не освоенных признаков. В результате он попадает в ситуацию стресса и его реакция приобретает однозначный характер: стремление преобразовать, изменить ту обстановку, в которую он попал. На этой основе возникают всевозможные политические субкультуры. «В Казахстане всего лишь 5% казахов обосновались в городе. Остальные — либо сельские жители, либо маргиналы, т. е. покорная, слабая, вялая, аморфная масса. Если можно так сказать, это носители «женского начала», готовые к покорности, жаждущие сильного политического лидера, воспринимающие лишь тех политических деятелей, которые олицетворяют крайние агрессивные признаки «мужского начала». Они боготворят таких людей, как Жириновский, Лебедь или Гитлер, Франко»1.

§4. Две волны маргинализации в России

Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса - дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем (рис. 12.2).

По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового, высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приоб-Щиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.

Путь «из грязи в князи» сохранялся вплоть до начала 70-х годов, к°гда советские социологи впервые установили, что все классы и

Постсоветское пространство: этнополитические проблемы. Круглый стол // Со-исследования. 1997. № 1. С. 39-40.


Средние слои


Маргиналы


Низшие слои:

рабочие и крестьяне


Рис. 12.2. Первая волна маргинализации. После революции 1917 г. в социальной струхту-

ре российского общества произошли серьезные трансформации. Исчезли дворянство и бур.

жуазия, составлявшие высший класс (элиту). Освободившееся место заняли представители

низших классов, которые тут же оказались в маргинальной ситуации

слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т. е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.

Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре (рис. 12.3). Элита общества сформировалась из трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».

об-

В элиту вошли, кроме представителей низов, «разночинцы», т. е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нуж-

ном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить

щенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных (деклассированных элементов: хронических алкоголиков, нищих, бездомных, наркоманов, проституток^ существующих в любом обществе, эту часть называют «новыми бедными». Они являют специфическую черту России. Такой категории


Маргиналы

>

Низшие слои: I I

старые I У и новые бедные I


Маргиналы


Рис 12.3. Вторая волна маргинализации

бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительная черта — высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию—доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных «новые бедные» — временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не «социального дна».

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой «новых бедных», российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре —к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались предста-вители низшего класса, пополнившие ряды «новых русских». Для них Рактерна старая модель «из грязи в князи»: неумение прилично себя ести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономиче-статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движе-бюджетников, можно было бы назвать «из князи в грязи».


Некоторые специалисты полагают, что маргинальность — это поколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской стности в города маргинальны, но их дети лишь отчасти наследую по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А Т втором-третьем поколениях эта проблема исчезает, и, таким маргинальность преодолевается1.

§5. Пауперизация, деклассирование, пролетаризация

С учением К. Маркса связываются не только такие фундаменталь ные для социологии категории, как социальные классы, социальный конфликт, структура общества, но и социальная мобильность. Маркс не ставил целью создание развернутой теории социальной мобильности. Тем не менее он раскрыл сущность таких явлений, которые, несомненно, касаются ядра этой теории (рис. 12.4).

Маркс различал три вида групповой мобильности:

обуржуазивать;

пролетаризацию;

пауперизацию.

Рис. 12.4. Виды социальной стабильности по теории К. Маркса

1 См.: Постсоветское пространство: этнополити'ческие проблемы. Круглый стол Социологические исследования. 1997. № 1. С. 40.

Проникновение рабочих в ряды буржуазии он именовал обуржуа-зиванием. Обуржуазивать, т. е. инфильтрация рабочих в средний и высший классы, означает, что место одного капиталиста занял другой такой же, поскольку по дороге наверх пролетарий, если судить о


образе жизни и ценностных ориентациях, успел превратиться в Е „стоящего капиталиста. Просачивание рабочих означает одновременное вытеснение буржуазии, так как успешный бизнесмен-самородок наверняка займет чье-то место, освободившееся после разорения неудачника-капиталиста.

Пролетаризацией К. Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса. Под пролетаризацией если применять данный термин к современному обществу, надо понимать также переход из среднего класса в рабочий класс.

В Древнем Риме пролетарии (лат. proletarii, от proles — потомство, т е. неимущий, имеющий только потомство), по реформе царя Сер-вия Туллия, были низшим неимущим слоем граждан (с I в.—деклассированные слои общества). Таким образом, пролетаризацией Маркс называл процесс нисходящей мобильности, переход из среднего класса в рабочий. Буржуазия может перейти в рабочий класс, так как юридически у нее нет никаких сословных титулов, которые могли бы с ней остаться в случае изменения экономического положения.

Пауперизация обозначает еще один вид нисходящей мобильности. Пауперизм (от лат. pauper — бедный) — массовая нищета. Непомерная эксплуатация труда, снижение уровня жизни может вести к моральной и физической деградации рабочих. С потерей трудоспособности или в случае увольнения пролетариат пополняет ряды безработных, или резервную армию труда. Хроническая безработица выбивает человека из колеи, он теряет интерес к экономически самостоятельной жизни, спивается, теряет жилье и семью, нравственно деградирует. Он опускается на социальное дно, в котором обитает андеркласс. Пауперизация, таким образом, означает обнищание пролетариата.

Пауперизация первоначально описывала переход из рабочего класса в андеркласс, т. е. процесс, при котором люди опускаются на социальное дно. Во второй половине XVII века число пауперов достигало в Англии 2825 тысяч человек (для сравнения: крестьяне всех категорий — фригольдеры, копигольдеры и др.—составляли 1730 тысяч человек1). Сегодня пауперизация охватывает не только рабочий класс, но все классы общества, в том случае если его представители опустились на самое дно общества.

Нижний слой рабочего класса, лишенный собственности, постоянного трудового дохода и основных атрибутов образа жизни рабочего класса, часто называют люмпенами. Отсюда берет свое название провес перехода высших и средних слоев рабочего класса (а иногда и пРедставителей других классов) в нижний слой рабочего класса — люмпенизация.

Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — лохмотья) — термин, введений К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позд-

Cn cm.: Новая история. Т. 1 (1640-1789 гг.) / Под ред. Б. Ф. Поршнева, •"•• Сказкина, В. В. Бирюковича. М., 1953. С. 113.


нее люмпенами стали называться все деклассированные слои насел ния (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). Люмпен-пролетари ат начала XX века в социологии называется также «пролетарским охлосом»1. «Люмпенизация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в услови ях социального кризиса.

Выражаясь современным языком, пауперизация, люмпенизация пролетаризация относятся к нисходящей мобильности, а обуржуазива,-ние —к восходящей. При этом пауперизация и люмпенизация могут означать одно и то же, а именно «выпадение» индивида из классовой системы на социальное дно, туда, где нет классов, если андер. класс считать не классом, а слоем людей, находящимся ниже всех классов, вне их.

Таким образом, перемещаясь вверх или вниз, представители своего класса меняют классовую сущность, но в целом иерархия классов от этого не изменяется. Каким бы интенсивным ни был индивидуальный поток вверх и вниз, он ничего не меняет в социальной стратификации, где лучшие позиции занимает класс собственников, а низшие — класс несобственников.

По мнению П. Саундерса2, к теории Маркса вполне применима геологическая метафора общества, представляющая социальную иерархию наподобие неподвижной и жестко закрепленной структуры слоев. Социальная мобильность в капиталистическом обществе никак не улучшает материальное положение выходцев из низов. Его аргументация не лишена убедительности. Действительно, трудолюбивые и умелые рабочие, накопив небольшие суммы, могут вложить их в собственное дело и со временем вырваться в ряды буржуазии, но пролетариат в целом никогда не сможет жить в тех же комфортных условиях, что и буржуазия.

Индивидуальная мобильность в классовом обществе не влияет на его структуру потому, что она никак не связана с личными качествами людей. Маркс признавал, что среди буржуазии существует немало людей, которые добросовестно изучают положение рабочего класса, заставляя правительство принимать более либеральные законы, затрачивая личные средства на облегчение труда, оздоровление обстановки на производстве и т. д. Но, полагал Маркс, такие филантропы не могут прижиться, их обязательно вытеснят конкуренты. Разорившись на гуманизации труда, они вскоре пополнят ряды пролетариата.

Индивид — только носитель социальной маски, выразитель интересов своего класса и ничего более, любил повторять Маркс. Он ведет • себя под давлением групповых норм, которые диктует всему социальному классу логика общественного производства. Капиталисты, не-

1 MatzaD. The Disreputable Poor // BendixR... Lioet S.M. (eds). Class, Status and
Power Social Stratification in Comparative Perspective. 2nd ed. N.Y.: Free Press, 1966. P. 291-

2 Sounders P. Social class and stratification. L.; N. Y.: Routledge, 1994. P. 7.


смотря на внутреннее благородство, вынуждены играть по правилам своего класса и эксплуатировать других. Если они перестанут делать это то автоматически перестанут быть капиталистами.

'капиталисты лишь тогда раскошелятся на сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, снижение розничных цен или улучшение условий труда, когда к тому их подтолкнут объективные обстоятельства, например прртестное движение профсоюзов или конкуренция на рынке товаров.

Маркс не верил в прогресс капитализма, полагая, что со временем эксплуатация чужого труда и степень обнищания пролетариата будут лишь возрастать. Поэтому улучшить свое положение пролетариат может, только совершив политическую революцию и уничтожив власть буржуазии. Именно так поступил русский пролетариат в 1917 г. По существу, он совершил глобальную перестройку социальной структуры общества, открыв путь для структурной мобильности, в результате которой вверх и вниз перемещались целые классы.

Если дальше проводить аналогию общества с геологическим строением Земли, то социальная революция, по мнению П. Саундер-са, напоминает взорвавшийся вулкан, благодаря которому на поверхность выбрасываются те слои породы, которые прежде находились внизу. Сила вулкана тем больше, чем сильнее оказывается давление верхних слоев на нижние.

Четвертый процесс — деклассирование — прямо продолжает логику Марксова учения. Этот термин стал активно использоваться уже после Маркса. Обычно социологи связывают деклассирование с материальными лишениями. Но вопрос стоит глубже: люди выпадают из привычных классовых или сословных структур, теряют фиксированный статус и вместе с ним — определенную культурную ориентацию.

Правильнее деклассирование понимать в двух смыслах: 1) выход за пределы своего класса (слоя), 2) выход за рамки классовой стратификации в целом.

К деклассированным слоям населения обычно относят андер-класс: бродяг, нищих, уголовные элементы и др. В Индии образцом Деклассированной страты может служить каста неприкасаемых. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. Это пример деклассирования во втором смысле.

В то же время обеднение русского дворянства — пример деклассирования в первом смысле. Юридически дворянин оставался дворянином, хотя его уровень жизни падал. В результате возникал новый слой — обедневшее дворянство.

Обедневшее дворянство или обедневшие аристократы по уровню материального благополучия стояли чуть выше бедных слоев, никогда Не принадлежавших к аристократии или дворянству, но они не мог-яи поддерживать типичный для своего класса образ жизни. Князь j^Wnoffl, обеднев, вынужден был пойти на государственную службу низшей должности, в то время как родовитые и состоятельные рус-


ские князья либо не состояли на службе, либо занимали на ней очень высокие посты. Обедневшие дворяне по-прежнему принадлежа ли к благородному сословию. Иная ситуация складывалась в тех cnv чаях, когда дворян лишали титула.

Декабристки, жены и невесты осужденных на каторгу декабри-стов (Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева, А. И. Да! выдова, А. В. Ентальцева, Е. П. Нарышкина, А. В. Розен, Н. Д. ф0н. визина, М. К. Юшневская и др.), добровольно последовавшие за ними в Забайкалье, были воспеты Н. А. Некрасовым в поэме «Рус. ские женщины». Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий, а их дети приписывались к крепостным крестьянам. Можно ли причислять их к деклассированным элементам?

По мнению специалистов, в конце XIX века в России были: де. классированные крестьяне, деклассированные купцы, деклассированные интеллигенты, деклассированные дворяне, деклассированные священники1. Пьеса М. Горького «На дне» изображает всю палитру деклассированных групп российского населения.

Деклассирование означает не только разрушение традиционного для данного класса образа жизни, но и разрушение личности человека — деперсонализацию. Проститутки, наркоманы, нищие, уголовные элементы, алкоголики, бомжи-все это «социальное дно» общества. Обедневшее дворянство, сохраняющее приличествующий, хотя и более скромный образ жизни, не потеряло своего морального облика. Точно так же нынешняя интеллигенция, которая в результате неудачно проведенных рыночных реформ 90-х годов скатилась в разряд «новых бедных», не потеряла прежнего облика интеллигента. По своим ценностям, образу жизни и поведению «новые бедные» (государственные служащие и интеллигенция) не могут быть приравнены к «старым бедным», т. е. бродягам, алкоголикам, уголовным элементам.

В процессе деклассирования с человеком происходят кардинальные сдвиги. Резко изменяется материальное положение и образ жизни. Разрушается сознание деклассированного индивида: на первое место выходят инстинкты простого выживания, отступают культурные нормы поведения, растет агрессия и желание мести обществу. В гораздо большей степени, чем раньше, он поддается внушению и манипуляции, стало быть, становится горючим материалом революции и заговора. Изменяются ценностные ориентации: вперед выступают уравнительные ценности, стремление обогатится за чужой счет и вырабатывается устойчивая мотивация оправдания неправедных поступков. Деклассированный элемент полагает, что все или многое ему позволено, поскольку с ним обошлись несправедливо. В нем уживаются плебейский демократизм (выражение В. Хороса) и почтение к иерархии, отчуждение от власти и культуры. Его политическое поведение

1 См.: Хорос В. Разомкнутый треугольник // Знание —сила. 1990. № 1. С. 13


становится двойственным: склонность к анархическому бунту легко сменяется готовностью подчиниться власти, силе. Деклассированные элементы (андеркласс) — благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий.

Численность деклассированных слоев значительно выросла в период трех революций и трех войн (русско-японской, империалистической и гражданской) начала XX века. К середине 20-х годов в российском обществе деклассированные группы образовали такую критическую массу, что легко превратились в социальную базу сталинизма. Они стали носителями идеологии казарменного социализма, которая основывается на деиндивидуализации человека, его обезличивании1.

Потеряв прежнюю социальную позицию, деклассированные элементы пополняют все промежуточные социальные группы. Промежуточные слои, находящиеся между основными классами или сословиями, выполняющие функцию своеобразных «сточных канав», куда стекаются деклассированные элементы со всех ступенек социальной пирамиды, сегодня именуют маргинальными слоями.

Объединив современные подходы с теорией мобильности К. Маркса, мы получим следующую схему (рис. 12.5).

Все три процесса: люмпенизация, пауперизация и деклассирование - относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс


Высший класс

Средний £
]" класс Т

ГРабочий J класс

Нижний слой рабочего класса

Л

Не классы

Т


Нс- 12.5. Соотношение процессе! пролетаризации, люмпенизации и деклассирования

См: Хорос В. Разомкнутый треугольник // Знание —сила. 1990. Ni 1. С. 13.


указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низщ й
средней до низшей отметки, которая находится на границе между
носительной и абсолютной бедностью. т'

Деклассирование означает разрушение общепринятого для данн го общества (а не только для данного класса) образа жизни, крут ние личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших всю обстановку в квартире, изгнанных семьей), наркоманов, проституток (правда, не всех), бомжей — социальное дно общества, андеркласс.

Следует согласиться в целом с точкой зрения Е. С. Балабановой о том, что андеркласс одинаково далек как от среднего, так и от ра-бочего класса, что и отражается в его названии, т. е. это группа, находящаяся за границами основных социальных классов, вне и в то же время в самом низу социальных иерархий. Поэтому неправомерны, на наш взгляд, попытки перевести на русский язык данный термин как «низший класс», «бедные», «подкласс», «нищие», «социальное дно»1. Стоит лишь отметить, что понятия социального дна и нищенства, по сложившейся в русской литературе традиции, все-таки относятся к андерклассу. Но самостоятельным классом его именовать нельзя. Андеркласс — своеобразный «отстойник» для всех других классов общества.

Однажды попав в категорию отверженных, человек уже никогда не возвращается к нормальной жизни. Для него закрыты каналы вертикальной мобильности вследствие того презрения, которое испытывают обычные граждане к деклассированным элементам. Яркий пример представляют освобожденные из заключения. Хотя им и вернули все юридические права гражданина, но клеймо бывшего уголовника, сомнительная репутация практически закрывают для них все возможности нормального трудоустройства. Заключенные, отсидевшие свой срок в тюрьме, редко когда приживаются в обществе после своего возвращения и включаются в полноценную социальную жизнь. Очень многие бывшие заключенные совершают повторные преступления (рецидив), добывая средства к существованию незаконными методами—грабежом и насилием. В этом случае рецидив выступает показателем того, что индивид не смог включиться (адаптироваться, интегрироваться) в обычную жизнь.

§6. Обуржуазивать и пролетаризация сегодня

Процесс улучшения материального уровня жизни и переход Ра' бочих в разряд среднего класса К. Маркс называл обуржуазиваннеМ-Зарубежные социологи не пришли к единому мнению относительно

1 Балабанова Е. С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические следования. 1999. № 12. С. 67.


того, присущ данный процесс современному западному обществу или нет.

Когда стандарт жизни повышается во всех классах британского общества, то этот процесс затрагивает и рабочий класс. К примеру, в 1980 г. 64% квалифицированных, 46% малоквалифицированных и 33% деквалифицированных рабочих в Англии имели в своей собственности дома; у 2/3 рабочих семей был автомобиль (для сравнения: в 1961 г. они имелись у '/з). 86% британцев, включая рабочий класс, имели цветной телевизор, 80% —телефон, 28% —видео1.

Повышение жизненного стандарта рабочего класса в капиталистическом обществе означает постепенный переход его наиболее зажиточной части в средний класс. Такой процесс восходящей мобильности называют процессом обуржуазивания. Название не случайно, поскольку в XIX веке, когда, собственно говоря, и возник термин, средний класс идентифицировали с мелкой и средней буржуазией, которую сегодня именуют «старым средним классом (слоем)».

Происходит ли процесс обуржуазивания в современных промыш-ленно развитых странах? В середине 60-х годов Д. Локвуд и трое его коллег из Кембриджа (Д. Голдторп, Ф. Бечхофер и Д. Платт) проверили эту гипотезу в обследовании рабочих автомобильной и химической промышленности. Три тома эмпирических данных, которые стали известны как коллективная монография «Процветающий рабочий», стали классикой британской эмпирической социологии. Ответы рабочих заставили сделать их вывод о том, что в нынешней Британии обуржуазивания рабочих не наблюдается. А это означает, что рабочий класс в обществе не исчезает. Казалось бы проблема была исчерпана. Однако в 80-е годы социологи вновь вернулись к ней. В 1984 г. вышла монография Р. Пахла «Разделение труда», где автор показал, что нынешние рабочие стали жить гораздо лучше, их образ жизни стал домоцентристским, они могут теперь накапливать деньги и обустраивать свою жизнь. Рабочий класс поделился на «рабочих-богачей» (ядро класса) и «рабочих-бедняков» (его периферия). Первые сближаются со средним классам, а вторые превращаются в маргинальные слои2.

Э. Горц в исследовании рабочего класса показал, что последний как класс исчезает. Большинство респондентов-рабочих не отождествляют себя с рабочим классом, они не интересуются политической борьбой в защиту своих интересов и не стремятся к идеалам плано-^°й экономики. Рабочие не чувствуют себя свободными на работе. аи чувствуют себя таковыми вне работы. Центральным жизненным для них является не работа, а семья, частная жизнь и са-под окном. Частная ниша защищает человека от внешнего давле-

Sounders P. Social class and stratification. L.; N. Y.: Routledge. 1994. P. 106. Там же. Р. 110-111.


ния. Настоящая жизнь начинается после работы. Труд становитс средством расширения сферы «не труда»1.

В споре о том, что происходит с рабочим классом сегодня: обуп жуазивается он или пролетаризируется, правы обе стороны. Совре-менный рабочий класс неоднороден, и в нем наблюдаются обе тенденции: богатые богатеют, бедные беднеют. Причиной пролетаризации являются новые технологии, фрагментизирующие и обедняющие труд, а причиной обуржуазивания — экономический рост и подъем благосостояния. Внедрение микропроцессоров упрощает труд, делает его более дешевым, вместо мужчин приходят женщины. Хотя численность рабочего класса сокращается, с ним, как сказал Горд, еще рано прощаться. Голдторп, Локвуд и другие социологи в Британии отвергают тезис о том, что идентификация рабочих со своим классом стала меньше, чем сто лет назад.

Р. Дарендорф полагал, что чем выше уровень жизни населения, тем в большей степени оно склонно ассимилировать буржуазные ценности западной цивилизации и в меньшей — ценности социализма. Процесс обуржуазивания присущ обществу, выходящему из социалистической фазы развития, и связан он с постепенным обретением индивидуалистических ценностей и собственнических ориентации.

§7. Миграционная картина современной России

В конце XX века наблюдалось значительное и постоянное увеличение масштабов миграции, вовлечение в мировой миграционный круговорот практически всех стран мира, иными словами, глобализация международной миграции. На начало 1996 г. в мире насчитывалось более 125 миллионов мигрантов, которые, по существу, образовали своеобразную «нацию мигрантов»2.

Эксперты ООН выделяют пять категорий мигрантов:

иностранцы, допущенные в страну въезда для получения обра
зования и обучения;

мигранты, въезжающие на работу;

мигранты, въезжающие по линии объединения семей, создания
новых семей;

мигранты, въезжающие на постоянное поселение;

иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманитарных со
ображений (беженцы, лица, ищущие убежища, и др.)3.

1 Gon A. Farewell to the Working Class. L.: Pluto Press. 1982. P. 80-81.

2 См.: Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный
мир // Социологические исследования. 1998. № 6. 1 39.

3 Golini A. Migrants and international migrations:* new issues and strategies of the
United Nations // Международная миграция населения: Россия и современный мир
Международный семинар. М., 9—10 апреля 1997.


Участие России в мировых миграционных потоках приобрело в онце 80-х -90-е годы массовый характер. Так, краткосрочная валовая миграция увеличилась с 1988 г. почти в 3 раза, при этом частная миграция (т. е. по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.)-более чем в 15 раз1. На изменение миграционной картины ъ российском обществе основное влияние оказал распад

СССР.

Появление так называемого ближнего зарубежья в один момент превратило внутреннюю миграцию между бывшими союзными республиками во внешнюю. За рубежами РФ неожиданно оказалось около 25 миллионов русских—17,4% их общей численности в пределах бывшего СССР. Основная часть (почти 70%) сосредоточена на Украине и в Казахстане. Очень высока доля русского населения в Латвии, Эстонии, Кыргызстане. Русские, проживавшие ранее на территории Прибалтики, Украины, Средней Азии, превратились в иностранцев и вынуждены были либо принимать нероссийское гражданство, либо превращаться в беженцев и переселяться в РФ. К моменту распада СССР в 10 из 15 бывших союзных республик представители некоренных национальностей составили свыше '/4 населения, а в двух республиках - Казахстане и Кыргызстане - даже более половины населения. После распада Советского Союза за пределами своих национальных государств оказалось кроме 25 миллионов русских также 6 миллионов украинцев, более 2 миллионов белорусов и т. д.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 985. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия