Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 17 страница






Можно убедиться, что

Функции

Дисфункции

Рис. 13.1. Логический квадрат функций социальных институтов

Явные Латентные функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида-явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим —завязать знакомства. В таком случае пересечение функций, дисфункций, явных и

латентных функций можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 13.1). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.

Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Институт как нормативная система

Социологи нередко называют институты «узлами» или «конфигурациями» в ценностно-нормативной структуре1 общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании об-


щества и организации общественной жизни в целом. Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют институциональной структурой общества. Это «своеобразный спинной хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию» (рис. 13.2)1.

Семья

Производство Государство Образование Религия

Рис. 13.2. Социальные институты - становой хребет общества

Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий.

Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени именно благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску.

В нормативной системе все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанно-го на слиянии двух начал—любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данном обществе провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторже-


Комаров М.С, Введение в социологию. М.: Наука, 1994. С. 194.



ния брака по причине неверности мужа. В традиционном обществ» даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа, в японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу когда ту приглашали в гости. Правда, времена меняются, и современная Япония отходит от норм традиционной культуры.

Как было сказано выше, в начале XX столетия Т. Веблен понимал социальный институт как совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. И сегодня многие социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции1.

Обычаи. Они представляют собой образцы поведения, пришедшие к нам из далекого прошлого и указывающие, как нам вести себя сегодня в повседневной жизни. Обычаи стали настолько привычной частью жизни, что редко нами замечаются и выделяются. Если учащихся попросить назвать хотя бы десять обычаев, то с большим трудом они припомнят три-четыре.

Некоторые обычаи, например встреча бывших выпускников, празднование юбилея, день рождения или встреча Нового года, повторяются время от времени, с другими обычаями приходится сталкиваться на дню по нескольку раз, например рукопожатие, приветствие, пожелание здоровья, благодарность. Большинство обычаев настолько примелькались, что не имеют собственного имени и потому не фиксируются в качестве таковых. Редко повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные — привычками. Вряд ли кто из нас именует обычаем чистку зубов, надевание брюк, трехразовое питание, накрывание стола, свидание, повязывание галстука, вытирание ног и т. п.

Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может продолжаться всю жизнь. Взрослые замечали, каким строгим приверженцем обычаев выступают детишки, которые только что усвоили новый обычай. Если ребенка приучили мыть руки перед едой, то он требует того же самого от окружающих. В соблюдении вновь усвоенньк правил поведения нет педантичнее людей, чем дети. Вновь усвоенные знания находятся еще в стадии закрепления, и потому ребенок требует, чтобы им неукоснительно следовали все, с кем он сталкивается.

Нравы. Это строго соблюдаемые и ненарушаемые обычаи. Нравы воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются

1 Bernard J.. Thompson L.F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society-Saint Louis: The C.V.Mosby Co., 1970. P. 125.


оценкой правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуется аморальным, безнравственным и осуждается обществом.' Некоторые нравы формулируются в запретительной форме и называются табу. Они играют важную роль в обществе. Их нарушение таит угрозу нашему здоровью или жизни. Запрещение есть ядовитые грибы связано с риском для жизни, а запрет выходить разгоряченным на холодный ветер-с риском для здоровья.

Условности (конвенции). Термин «условности» (convention) имеет два значения. Будучи разновидностью обычаев и нравов, условности пришли из далекого прошлого. Они не регулировались никакими административными постановлениями и не касались важных сфер человеческого поведения в отличие от обычаев и нравов. Их сфера-область вежливого обхождения. Условности касаются манеры выражения, одевания, обстановки, украшений.

Другое значение условностей связано с попранием нравов. Условность позволяет женщине обнажать свое тело, частично или полностью, в ванной, перед любимым человеком, на сцене или на пляже, хотя в других местах такое обнажение осуждается как безнравственное. Говорить о погоде или об отвлеченных вещах принято с незнакомыми людьми, но не принято делать то же самое со знакомыми, друзьями, на научном семинаре.

Этикет. Этикет — формализованный и детализированный кодекс вежливого поведения. Его часто путают с манерами. Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно хорошо знать книжный этикет и в то же время придерживаться дурных манер. Воспитанный человек стремится реализовать в манерах знание этикета, усвоенное из книг. Когда горожанин сталкивается с вульгарными манерами поведения сельского жителя, он старается привить ему правильный этикет поведения. Существуют хорошие и дурные манеры, но дурного этикета нет. Дурные манеры остаются дурными во всех странах, но в каждой стране свой этикет поведения. Известен этикет делового человека, этикет поведения в храме, больнице, супермаркете и т. д. Он предписывает правила вежливого обращения продавцов и покупателей, больных и медперсонала, руководителей и подчиненных и т. д.

Традиции. Традиции можно назвать тенденциозно изложенной историей. Писаные традиции превращаются в легенды и передают истинную историю в преувеличенном виде. Таковы легенды о рыцарях, сказки и пр. Когда говорят о каких-то национальных традициях, например традиции гостеприимства или традиции демократического об-Щества, то подразумевают целый ряд исторических явлений, типич-Ньк в каком-то отношении и превратившихся в определенную ценность. В отличие от обычая традиция не охватывает единичное ярение или поведение отдельного человека.

Специфические институциональные агентства — больница, школа, колледж, клуб-имеют собственные традиции. В них восхваляется и


канонизируется история данного учреждения, которая передается следующим поколениям и приобщает их тем самым к местному патрио тизму, пробуждает чувство гордости и преданность общему делу.

Предписанные нормы (Enacted norms). Они вводятся специальными постановлениями и закрепляются законодательством, т. е. инсти-туциализируются королями, тиранами, советами старейшин, парламентом или представителями народа. В учреждении или на предприятии вместо старых норм вводятся новые, которые часто проходят стадию предварительного обсуждения и согласования.

Предписанных норм много в институте семьи и брака, в экономике и политической сфере. Их меньше в культуре и религии. Если нормы определять как роли и статусы в данном контексте, то ролевую систему и окружение, в котором она оперирует, надо считать институтом1.

§4. Институт как социальная организация

Социология рассматривает институты не только как взаимосвязанную систему ролей, но также в терминах формальной и неформальной организации. В зарубежной и отечественной литературе установилась прочная традиция понимать социальный институт помимо всего прочего еще и как социальную организацию2.

Социальная организация — это такой способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Слово «организация» пришло к нам из французского языка и происходит от латинского organize — придаю стройный вид, устраиваю. Социальная организация —это совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация — структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов (М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден).

Социальный институт - механизм или совокупность учреждений, связанных выполнением одной функции. Школы, лицеи, университеты и регулирующие их деятельность департаменты и министерства связаны между собой нацеленностью на одну и ту же функцию - образование. Они создают единый социальный институт. Другая совокупность

1 Bernard J., Thompson L F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society-
Saint Louis: The C.V. Mosby Co.. 1970. P. 131.

2 См.: Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. С. 194.


учреждений-заводы, банки, биржи, рынки и др. Они объединены экономической функцией и составляют институт производства.

Разумеется, каждый элемент, входящий в один институт и представленный учреждением, можно, в свою очередь, также считать институтом. Так, к институтам относят рынок, биржу, школу, церковь и т д. В этом случае они получают двойное наименование, т. е. могут называться социальными институтами и социальными организациями. Стоит приглядеться к любому учреждению, или, иначе, социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат сотрудников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое другое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.

Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации служат также семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей.

Часто организацию уподобляют работающему механизму, который трудится по однажды заведенному ритму и где все шестеренки очень точно пригнаны друг к дружке. Такая модель организации получила название механической системы. Основным элементом таких систем являются шестеренки. Шестеренки могут отличаться размером. Жестко организованная система предусматривает четкое разделение труда и наличие одной пружины, которая вынуждает вращаться весь механизм.

Организации, кроме того, свойственна иерархия — вертикальное расположение людей по рангам, а также управление — механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура — система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя: 1) распределение Функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, Цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);

субординацию должностей (вертикальная специализация) — объем и ответственности в принятии решений на разных уровнях; стему коммуникаций, т. е. средства и каналы передачи информа-которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указа-


ний, заданий), снизу вверх (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотруд. ник в организации, записываются в его должностную инструкцию.

Организационные структуры имеют давнюю историю. Первые структуры появились в армии еще до нашей эры. Организационную пирамиду с самого своего образования имела церковь. И такой управленческий термин, как «иерархия», пришел к нам из церкви. В православной церковной иерархии существуют 3 ступени: епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные-к белому рис. 13.3).

 

Белое духовенство Черное духовенство
Епископство
  Патриарх Митрополит Архиепископ Епископ
Священство
Протопресвитер Протоиерей Иерей Архимандрит Игумен Иеромонах
Диаконство
Протодиакон Диакон Архидиакон Иеродиакон

Рис. 13.3. Православная церковная иерархия

Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. Внутри каждой ступени все священнослужители равны между собой по благодати. Например, патриарх равен епископу и является лишь первым среди равных.

Иерархия-и в обществе, и в организации - представляет систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при которой нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступеньки. В государстве это президент, король, император, в организации—директор, главный управляющий, председатель совета.

Каждый исполнитель имеет не только четко предписанный крут
должностных обязанностей, но и название своей должности, напри
мер бригадир, секретарша, инженер, токарь 6-го разряда, начальник
отдела кадров. Если рассматривать общество в качестве организации,
то и здесь существуют свои названия должностей. Раньше они име
новались титулами. 4

В социологии институт понимают как формальную организации*' т. е. структурированную систему ролей, которая руководствуется в


оей деятельности уставом, сводом правил и приказов, издаваемых высшими органами власти (правительством, директором, ректором). Основой структуры института как формальной организации выступает организационная карта с расписанными за каждым отделом функциями и штатное расписание1. Формальная организация — выстроенная от низших к высшим линия, порядок, иерархия статусов.

Таким образом, социальная организация — это совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация-это и целевая группа, т. е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.

Общество немыслимо без социальной организации: банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы и т. д. У социальной организации есть свои название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина для руководителя.

Однако главное, что привлекает к социальной организации внимание социологов,—это наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т. п. Крупная социальная организация в миниатюре напоминает общество, ибо в первой мы найдем все то, что существует во втором. Разница лишь в масштабе. Общественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых (высшая администрация, линейные руководители, штабные руководители, супервайзоры — низшие управленческие чины-и так называемые индивидуальные контрибьюторы - служащие и рабочие, не имеющие никого в подчинении).

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, Управленческих решений и практических мероприятий.

Функционирование данного института материализуется во вполне зримых объектах — зданиях, мостах, заводах, персонале, жилых квартирах, оборудовании. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, Шк°л, больниц и т. п.

Bernard J., Thompson L. F. Sociology. Nurses and their patients in a modem society. Louis: The C. V. Mosby Co.. 1970. P. 131.


По мнению Дж. и М. Бизанц, структура института как социальной организации включает следующие составные части:

персонал;

инструменты или оборудование;

нормы и инструкции, описывающие то, как ими пользоваться1.
Медицина существует ради лечения больных и заботы о здоровье

людей. В качестве института она включает специально подготовленный персонал: врачи, медсестры, администрация госпиталя и т. д. Госпиталь снабжен соответствующими оборудованием и техникой, одеждой, символикой, литературой, а медперсонал использует особый профессиональный жаргон. Кроме того, среди медиков сложилась особая субкультура со своими обычаями, традициями и нормами. Студенты-медики обучаются в вузе не только техническим знаниям и навыкам, но также особому этическому кодексу поведения. Они дают клятву Гиппократа — служить людям, нуждающимся в их помощи.

У каждого института со временем появляются свои символы: для государства это флаг или герб, для церкви — распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи — обручальное кольцо, для университета—эмблема выпускника, для предприятия — торговая марка. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш также могут выступать в роли символов.

§5. Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов надо понимать три взаимосвязанных процесса: а) жизненный цикл института от момента его зарождения до исчезновения, б) функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление дисфункций, б) эволюция института — изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Жизненный цикл социальных институтов

В жизненном цикле института, как и социальной организации, выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отличаются друг от друга2.

Первая фаза — зарождение организации. В результате кризиса или социального движения в защиту, скажем, гражданских прав выделяется группа активистов, которая вскоре преобразуется в организацию. На этой фазе появляются устав, определение и распределение задач, функций, ролей, порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители.

1 Biesara J., Biesanz M. Modern Society. N.J.: Prentice-Hall, Inc.. 1964. P. 50-51.

2 Bernard J., Thompson L. F. Sociology. Nurses and aheir patients in a modern society.
Saint Louis: The C. V. Mosby Co., 1970. P. 132.


Второй период — фаза эффективности, на которой институт достигает полной зрелости. Третья фаза-период формализации, ознаменованный обюрокрачиванием. Из средств правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из желания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т. д. Одни институты (церковь, армия, государство, политика) с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт образования.

Последняя стадия — дезорганизация, институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Функционирование зрелого института

\

Мы уже говорили о том, что предназначение социальных институтов—удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — это беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием больше на душу населения, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты — одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов.

Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, там же, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии.

Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство осталось без сотен тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб соци-^ъный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на ста-Рых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следователь-н°- направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства.


Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непроду. манных государственных решений вообще не подается исчислению. Отсюда вывод: нормальное функционирование социальных институтов—благо для общества, а неправильное — колоссальное зло.

Эволюция социальных институтов

Институты — постоянно развивающиеся системы. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, религии, образовании.

Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

После индустриальной революции во всех странах мира —западных и восточных - наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, происходящие, впрочем, с разной скоростью. Молодые люди получают свободу в выборе себе брачного партнера и освобождаются от контроля родителей. Они основывают отдельный от родителей дом. Развод становится все более легким. Основой супружеского союза все чаще теперь выступает не долг, а взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Возраст начала трудовой деятельности увеличился с И до 25 лет. Большинство людей, в отличие от прошлых эпох, начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до 2,3 в 1960 г. Женщина стала рожать последнего ребенка в возрасте 25,8 лет против 31,9 в прошлом. Возросла роль и помощь мужа в домашнем хозяйстве и воспитании детей. Увеличение времени, требуемого на получение образования, приводило к более позднему вступлению в трудовую жизнь. В то же время развивающаяся экономика стала предоставлять все больше мест для женщин по сравнению с тем, что было в прошлом. Техника все больше освобождала женщину от занятий домашним трудом1.

Изменения в институте семьи, которые западные социологи обнаружили еще в середине XX века, во многом актуальны и для конца этого столетия и сводятся к следующему2.

1 Goode W. ]. World revolution and family patterns. N. Y.: The Free Press of Glencoe,
Inc., 1963; Bernard J., Thompson L F. Sociology. Nurses and their patients in a modern
society. Saint Louis: The C. V. Mosby Co., 1970.

2 Gillin J.L., GillinJ.P. Cultural sociology. N. V.: The Macrnillan Co., 1948.
P. 345-346.


Установки и поведение:

1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному)
тандарту: то, что можно для мужа, разрешено и для жены.

Большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих
партнеров, но еще меньшая к адюльтеру (измене в браке).

Секс - ценность сам по себе, а не просто средство воспроизве
дения потомства. Он отделен от создания и воспитания потомства.

Женщина - такой же активный участник общественной жиз
ни, как и мужчина.

' 5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни.

6) Стремление женщины меньше заниматься тяжелым домашним трудом и быть экономически более независимой от мужчины.

Символические черты:

Различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин на
чинают исчезать.

Уменьшается символическое значение обручальных колец: если
пара не может себе позволить их, брак заключается без колец.

Сдвоенная постель символизирует равенство и независимость
супругов.

Пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа
свадебного пирога, искусно отделанных костюмов, цветов и др. те
перь считаются излишними.

Развод воспринимается терпимо.

Утилитарные черты:

В браке активно используются контрацептивные средства.

Жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбай
ны стали обязательной принадлежностью дома, получают распростра
нение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т. п., особенно в
молодых семьях.

Супруги активно пользуются химчисткой, прачечной, булоч
ной, в то время как раньше женщине приходилось выполнять сервис
ные работы самой.

Законодательство о браке и бракоразводе становится более ли
беральным.

Неформальный медовый месяц вытесняется ритуализирован
ным и тщательно обставленным.

Цели и тенденции брака:

1) Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического по
нимания тягот семейной жизни.

2) Все большее вторжение прагматических соображений в про-
создания семьи и рождения детей1.

р ' G'4in J.L., Gilltn J.P. Cultural sociology. N.Y.: The Macmillan Co., 1948.


Итак, если сравнивать с XDC веком, в XX изменились: принятый возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских функций, стиль лидерства в семье и т.д. (табл. 13.4).

Таблица 13 4 Исторические изменения института семьи

 

Семья • прошлом Современная семья
Патриархальная и авторитарная Индивидуалистическая и демократичен екая
Мало разводов Много разводов
Большая семья Небольшая семья
Постоянное место жительства Частая смена места жительства, мобильность
Женщина находится постоянно дома Женщина занята по дому и трудится вне дома
Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения
Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака рпя мужчины и женщины
Неформальное и плохо поставленное сексуальное воспитание в семье Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи
Отсутствие планирования деторождения Планирование деторождения
Семья выполняет множество самых разных функций За семьей остались личностные и воспроизводственные функции

Источник: Sutherland, Robert L, Woodward, Julian L Introductory sociology. Philadelphia: J. B. Lippincott Co., 1967. P. 540.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия