Студопедия — Введение. 1. Історичні типи матеріалізму.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. 1. Історичні типи матеріалізму.






1. Історичні типи матеріалізму.

2. Концепції простору і часу.

3. Ідеалізм як тип онтології, його історичні типи.

4. Історичні етапи розвитку науки

5. Матеріалістичне трактування історії та суті людини К.Марксом, сучасна оцінка.

6. Теорія індустріального та постіндустріального суспільства: риси та особливості функціонування.

7. Теорія інформаційного суспільства: специфічні риси та закономірності розвитку.

8. Історичні типи взаємодії людини і природи. Природа екологічних проблем.

9. Філософія техніки та культура: взаємозв’язок та протиріччя.

10. Ідеї антиісторицизму в історичній науці ХХ ст.

11. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.

12.Маклюен М.Галактика Гуттенберга. Становление человека печатной печатной культуры. – К., 2003.

13. Эко У. От Интернета к Гуггенбергу // Новое литературное обозрение. – 1998. – № 32. – С. 5 - 14.

14. Иванов Д. Общество как виртуальная реальность//Информационное общество.-М., 2004.

15. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

16. Тоффлер Е. Третя хвиля. – К., 2000.

17. Фуко М. Наглядати і карати: народження в’язниці. – К., 1998.

18. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Статьи и интервью. – М., 2002.

19. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1996.

20. Марсель Г. Одномерный человек. – М.

21. Колесник І. Український гранд-наратив: ретроспективи і перспективи // Ейдос: Альманах теорії та історії історичної науки. – К.: Ін-т історії України НАН України. – 2008. – №3.

22. Поппер К. Нищета историцизма // Вопр. филос. – 1992. – №10.

23. Чухрукидзе К.К. Генезис события у Жиля Делеза: от множественного к Всеобщему // Вопр. Филос. – 2012. – №8.

 

 

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Тема: Специфика литературной биографии художника в творчестве Т.Шевалье и П.Акройда

 

СТУДЕНТ _____________________ Королева Л.Н.

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ доктор филологических наук, профессор Н. М. Ильченко.

 

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ________________ доктор филолог. наук, профессор Н. М. Ильченко.

 

Нижний Новгород – 2015 г.

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Жанр биографии и его беллетризация в XXI веке. 10

1.1.Специфика жанра литературного портрета. 10

1.2.Эволюция литературной биографии в англоязычной литературе, ее сближение с романом. 14

Глава II. Особенности создания образа художника в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой». 21

2.1. Образ города и мира вещей Яна Вермеера. 21

2.2. Особенности структуры романа. 29

2.3. Литературный портрет Яна Вермеера и его картины «Девушка с жемчужной серёжкой». 30

Глава III. Образ художника в романе Питера Акройда «Тернер» и способы его создания. 38

3.1.Образ Лондона в романе: художник и город. 38

3.2. Семья, окружение и быт Уильяма Тернера. 41

3.3. Литературный портрет художника и его творчества. 44

Заключение. 55

Список литературы.. 58

 

Введение

Литературная биография в начале XXI века приобрела значительную популярность. Теперь её слабые стороны: гибридность с другими жанрами, сочетание точной документальности и художественности воспринимаются как достоинства, способствующие росту интереса к этому жанру. В Англии ему отведено особое место. Уже в XX веке английская литературная биография отделилась от остальных. Это связано с трепетным отношением к своему историческому прошлому, в котором англичане видят связь с настоящим.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием к жанру литературной биографии и литературного портрета. Как отмечает М.М Бахтин, жанровое изучение является одним из перспективных в литературном процессе.

В качестве материала исследования выбраны два романа: «Девушка с жемчужной сережкой», «Тернер».

Предметом исследования является специфика биографического жанра в романах Т.Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой, П. Акройда «Тернер».

Трейси Шевалье родилась 19 октября 1962 года в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1984 году, получив статус бакалавра искусств, она решает уехать в Лондон, где и живет в наши дни. Её становление в роли писательницы произошло уже в Англии. Жизненный и творческий путь Т. Шевалье напоминает судьбу Фрэнсис Бернет (1849 - 1924), которая родилась в Англии, но из-за жизненных трудностей переехала в США, но всегда посещала родину. Это подтверждает тот факт, что Старый свет очаровывает, притягивает к себе и не отпускает. За двадцать лет, прожитых в Англии, Трейси Шевалье создала семь романов – «Дева в голубом» (1997), «Девушка с жемчужной сережкой» (1999), «Падшие ангелы» (2001), «Дама и единорог» (2003), «Тигр, светло горящий» (2007), «Прелестные создания» (2009), «Последний побег» (2012).

Роман «Девушка с жемчужной сережкой» принес славу и известность Т. Шевалье. Его сюжет основан на истории создания знаменитого полотна Яна Вермеера: в произведении подробно воссоздается процесс творчества художника Яна Вермеера (1632—1675), о его работе над картиной «Девушка с жемчужной сережкой» (1665).

Действие романа происходит в XVII веке, когда роль искусства в жизни европейского человека изменилась, возникли новые темы. В Голландии того времени стали другими глазами смотреть на мир – в сердцах людей появилось место для чуткого восприятия окружающей природы. Они также стали идеализировать дом, как тихое пристанище, и особенно благоговеть перед предметами, связанными с бытом. Именно поэтому в Голландии оказались так популярны жанры пейзажа, среди которых и морской, реалистическое изображение интерьера и натюрморт.

Мир в XVII веке переворачивало от взрыва научных и географических открытий. Наука все больше привлекала к себе интерес европейцев, из-за чего они все дальше отходили от религиозно-христианского понимания бытия, все меньше воспринимали Вселенную как чудо, созданное Богом для человека, познавать которое нужно, удивляясь величию творца. Тайное больше не будоражило ум, а естественным образом занимало место в сердце как принадлежащее Господу.

Художников всех направлений, в том числе и Вермеера, волновало воздействие света на предметы. Большое значение для воплощения небывалых доселе задач в искусстве получила попытка передачи тона и фактуры предметов при разном характере освещенности: учитывалось воздействие естественного или искусственного света на изображаемые объекты.

Творчество Трейси Шевалье остается на сегодняшний день мало изученным. Из зарубежных исследователей выделяется Валентина Мусий с работой «Уильям Блейк в его сочинениях и в романе Трейси Шевалье «Тигр, светло горящий» (2011). Среди отечественных литературоведов известны статьи И.И. Гасумовой «Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Дева в голубом» (2011), И.И. Гасумовой, Н.С. Бочкарёвой «Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» (2011), И.И. Туляковой «Иллюминированные книги» Уильяма Блейка в экфрастическом романе Трейси Шевалье «Тигр, светло горящий» (2014). В данных статьях проводится исследование романов Трейси Шевалье с точки зрения экфрастического дискурса, т.е. как произведения живописи участвуют в создании художественного текста. Проводится анализ картин, изучается символика цвета, играющего важную роль в создании персонажа. На основании данных исследований можно сделать вывод, что уникальность творчества Трейси Шевалье заключается в описании произведений изобразительного искусства в художественных текстах.

В данной работе также изучается роман «Тернер» (2006) Питера Акройда, который родился 5 октября 1949 года в Лондоне (Великобритания). Исследование посвящено анализу одной из книг серии «Краткие биографии», выпущенной Питером Акройдом в 2004 году. Сюда вошли такие произведения как «Чосер», «Тернер» и «Ньютон». Выход этой серии приурочен к круглым историческим датам. Рассматриваемый роман посвящен двухсот тридцатилетнему юбилею живописца – Уильяму Тернеру (1775 - 1851).

Творчество Питера Акройда привлекает в первую очередь обилием биографических романов, посвященных известным людям Англии. У себя на родине он популярен, потому что обращается к богатому культурно-историческому прошлому. А.В. Шубина считает, что его «произведения ориентированы на утверждение ценности человеческой индивидуальности» [А.В. Шубина 2009, стр. 58]. В этом и проявляется главная черта именно английской литературы. Англичанам важно видеть, осознавать и гордиться своей исключительностью в истории. А.В. Шубина отмечает, что Питер Акройд «в пародийной форме переосмысляет историческое прошлое в поисках обретения его живого, актуального для современности смысла» [А.В. Шубина 2009, стр. 63]. Именно в прошлом Питер Акройд ищет духовные богатства и ценности, принадлежащие Англии. Каждая написанная им книга следует этой мысли. И не важно, кому она посвящена: городу или конкретному историческому лицу.

Кроме того, в мировой литературе творческое наследие Питера Акройда занимает далеко не последнее место. Интерес проявился к нему сразу, как только стали печататься книги. Он популярен не только в Великобритании, но и в других странах. Потребность развиваться, духовно расти, узнавать что-то новое о других странах и национальностях, их культуре присуща всем нациям, а благодаря произведениям Питера Акройда можно прекрасно ознакомиться с биографиями Лондона, Темзы, Венеции и творческих и интереснейших людей Англии, таких как Оскар Уайльд, Томас Чаттертон, Чарльз Диккенс, Томас Стернз Элиот, Уильям Блейк, Томас Мор.

Биографии, написанные Питером Акройдом, В.Г. Новикова разделяет на несколько групп. Основанием для классификации являются взаимосвязанные концепции времени и истории. К первой группе относятся произведения максимально близкие к классической, традиционной литературной биографии. В них прослеживаются этапы жизненного пути избранного П. Акройдом автора – основные вехи, как становления личности, так и воспитания собственного творца. Эти биографии, как и другие, основаны на тщательно собранной и изученной научной базе. Таковы «Элиот», «Диккенс», «Блейк», «Шекспир». К этой группе можно отнести и «Тернера», так как по структуре и содержанию роман соответствует чертам первой группы биографии, не смотря на то, что в центре фигура не писателя, а художника. Автор биографии проникает в субъективный мир объекта своего творческого исследования, воссоздает его, но, в конечном счете, создает свою субъективную реальность.

Вторая группа – это биографии, содержащие более сильный вымышленный элемент, основанный на стилизации творческой манеры и образа мышления героя. Таково «Завещание Оскара Уайльда». Здесь читатель обнаруживает отказ от линейного изображения всей жизни в пользу эпизода, но особенно важного. Акройд воссоздает социальную психологию эпохи, сохраняя достоверность мельчайших деталей.

Третья группа – биографии, предлагающие альтернативный вариант жизни великого мастера. У Акройда это «Мильтон в Америке» и «Чаттертон». В романе «Мильтон в Америке» (1996) знаменитый английский поэт проживает новый финал своей жизни, тот, который мог быть, если бы он бежал из Лондона. Он не написал бы «Потерянного рая», а умер среди индейских племен.

В четвертой группе объединяются романы Акройда, являющиеся своеобразным итогом формирования его исторического мышления. Это роман «Английская музыка» (1992) и книга «Лондон. Биография» (2000). Все это биографии города как совокупности текстов.

Питер Акройд является достаточно популярным и изученным автором. Это связано, в том числе, с объемом его творческого наследия. В зарубежном литературоведении изучению творчества Питера Акройда посвящены многочисленные работы, монографии и статьи, среди которых стоит отметить: У. Ханнинен «Переписывание истории литературы: Питер Акройд и интертекстуальность» (1997), С. Онега «Метатекст и миф в творчестве Питера Акройда» (1999), Дж. Гибсон и Дж. Волфрей «Питер Акройд: абсурдный и запутанный текст» (2000).

Среди отечественных исследователей могут быть названы Ю.В. Дворко «Основные тенденции британской прозы 80-х годов» (1992), В.В. Струков «Художественные особенности творчества Питера Акройда» (1998), Е.В. Ушакова «Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда» (2001), О.Ю. Ахманов «Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда» (2011), А.В. Шубина «Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда» (2009).

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней представлена эволюция жанра литературной биографии, выявлены черты литературного портрета и рассмотрены романы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» и Питера Акройда «Тернер» с точки зрения смысловой целостности в рамках жанра литературной биографии. Особое внимание уделено попытке продемонстрировать многоплановость одного из древнейших жанров.

Цель работы: рассмотреть эволюцию жанра биографии и форм биографического повествования (на примере романов Трейси Шевалье и Питера Акройда).

Из вышепоставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Выделить особенности литературной биографии и выявить ее связь с жанром романа.

2) Определить место литературной биографии в творческом наследии исследуемых писателей.

3) Представить историко-культурный фон, на котором создавались произведения – Т.Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой», П. Акройд «Тёрнер».

4) Рассмотреть и проанализировать особенности создания образа художников в романах «Девушка с жемчужной сережкой», «Тернер».

Структура работы включает в себя введение, три главы, посвященные истории литературной биографии, анализу романов Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» и Питера Акройда «Тернер», заключение, библиографию и приложения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 692. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия