Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 40 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 40 страница






 

К 11—12 вв. развивается филос. К-, прекрасные образцы к-рой представляет уже творчество поэта 10 в. Рудаки. К 15 в., когда в поэзии усилилось стремление к поэтич. изощренности, получает развитие т. н. искусственная К., построенная так, что, извлекая из нее особо отмеченные слова, можно было получить одно или неск. лирич. стихотворений др. жанров и размеров.

 

φ Αертельс Е. Э., История перс.-тадж. лит-ры, М., 1960; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Ринки, пер. с чеш., М., 1970, с. 100 и след.

 

КАТАЛАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Испании литература.

 

КАТАЛЕКТИКА (от греч. katalektikos — конечный, усеченный), подраздел стиховедения — учение о клаузулах (окончаниях) стиха, особенно о случаях несовпадения конца стиха и конца стопы. Так, акаталектическими (полномерными) считаются мужские окончания в ямбах и анапестах, женские в хореях

 

ΚΑΡΟ—ΚΑΤΑ

 

==151

 

и амфибрахиях, дактилические в дактилях; каталектическими (усеченными) — мужские в хореях, амфибрахиях, дактилях, женские в дактилях; гиперкаталектическими (наращенными) — женские в ямбах и анапестах, дактилические в ямбах, анапестах, хореях и амфибрахиях. В рус. стиховедении эта терминология малоупотребительна, м. л. Гаспаров. КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение), понятие, употреблявшееся в антич. философии, медицине, эстетике и в силу своей полифункциональности получившее (от Возрождения до нового времени) многочисл. и противоречивые толкования: рационалистическое (очищение души от страстей под влиянием интеллекта), этическое (воспитание способности к состраданию), медицинское (достижение психотерапич. разрядки) и др.

 

Известное положение Аристотеля, применившего понятие К. к трагедии как лит. жанру: “Трагедия есть подражание действию важному и законченному... совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов” (<Поэтика”, гл. VI, 1449 b), слишком кратко и грамматически двусмысленно; оригинал, допускающий другой перевод (<·..очищение от подобных аффектов”), оставляет открытыми мн. вопросы: в чем сущность этого очищения, кто ему подвергается (герой трагедии или сопереживающие ему зрители) и т. п.

 

Позднейшая эстетика придала понятию К. расширительную трактовку, связав с характеристикой трагического в искусстве вообще. В совр. филологии К. понимается как особая, нередко высшая форма тра. гизма, когда воплощение трагич. конфликта (и сопутствующее ему потрясение) не подавляет своей безысходностью, а производит (на читателя, зрителя) просветляющее, “разрешающее” действие.

 

φ Λосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965, с. 85—99; Лосев А. Ф., История антич. эстетики Аристотель и поздняя классика, М., 1975 (библ. с. 751—52).

 

В.?. Ярд-о.

 

КАТАСТРОФА (от греч. katastrophe — поворот, переворот), момент или период в жизни героев трагедии или драмы (как жанра), характеризующийся остро кризисным положением (поражение войска в “Персах” Эсхила; разоблачение короля “мышеловкой” в “Гамлете” У. Шекспира, измена Катерины в “Грозе” А. Н. Островского). В пьесах с динамичным внеш. действием К. является разновидностью перипетии и нередко совпадает с развязкой (Ромео и Джульетта в склепе). Термин “К.” бытует в античности, а также в нек-рых теориях драмы 19—20 вв.; в наше время малоупотребителен.

 

КАТАХРЕЗА (от греч. katachrиsis — злоупотребление, неправильное употребление слова), метафора, не ощущаемая как стилистич. прием, т. е. или слишком привычная (“ножка стола”, “красные чернила”·), или, чаще, слишком непривычная, ощущаемая как недостаток (обычно при многоступенчатой метафоре: “сквозь щу пальцы мирового империализма красной нитью проходит волна...” — пародич. К. у В. В. Маяковского). М. Л. Гаспаров. КАТРЕН (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В перс. поэзии (рубай) и в подражаниях ей употребляется форма aaba, реже аааа. К. наз. также четырехстрочные строфы сонета. К. как самостоят, стихотворение используется для надписей, эпитафий, эпиграмм, изречений. Пример: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. Ф. И. Тютчев.

 

М. Л. Гаспаров.

 

КАТХА (санскр.— рассказ, повествование), термин инд. поэтики, к-рый охватывает все богатство повествоват. произв., характеризуемых наличием завершенного сюжета, вымышленного или реального, и четкой композицией независимо от того, в прозе они или в стихах. К области К. относятся небольшие рассказы (катханака), к-рые могут бытовать самостоятельно или входить как составной элемент обрамленной повести.

 

==152 ΚΑΤΑ — ΚЕРО

 

Ср.-век. инд. поэтика тонко дифференцирует разные аспекты лит-ры К.: упакатха — соч., сюжетно продолжающее или развивающее к.-л. известное произв.; кхандакатха — произв., герой к-рого вызывает сочувствие; уллапакатха — произв. трагич. содержания; варакатха—произв. героич. содержания; парихасакатха—произв., имеющее целью осмеяние; парикатха — цикл рассказов, объединенных единым героем; махакатха — крупномасштабное многоплановое произв., построенное по принципу обрамления (<Катхасаритсагара> — <0кеан сказаний” Сомадевы).

 

Взаимодействие жанров, объединявшихся под назв. катха, с повествоват. жанрами древних инд. лит-р — персидской и арабской — подготовило почву для восприятия инд. лит-рами различных повествоват. жанров европ. лит-р.

 

φ Ρеребряков И. Д., Повествоват. жанры др.-инд. лит-ры, в кн.: Генезис романа в лит-рах Азии и Африки, М., 1980, с. 45—67 И. Д. Серебряков.

 

КАШМИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Индийская новая литература.

 

КВАЛИТАТИВНОЕ (КАЧЕСТВЕННОЕ) СТИХО СЛОЖЕНИЕ (от лат. qualitas — качество), тип стихосложения, в к-ром основой соизмеримости строк служит количество слогов определ. силы (ударных и безударных); объединяет тоническое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение.

 

КВАНТИТАТИВНОЕ (КОЛИЧЕСТВЕННОЕ) СТИ ХОСЛОЖЕНИЕ (от лат. quantitas — количество), тип стихосложения, в к-ром основой соизмеримости строк служит количество слогов определ. долготы; то же, что и метрическое стихосложение. КЕНИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Кении. Развивается на англ. и местных языках на основе фольклора. У народов кикуйю, балухья, акамба, масаи и др. сохранились эпич. сказания, любовные, свадебные, хвалебные и др. песни, пословицы, поговорки, а также сказки, опубл. в сб-ках “Рассказы акамба” (1966, сост. Дж. Мбити) и “Сказки кикуйю” (1966, сост. Нгумбу Нжурури). В 17 в. в Кении зародилась письм. лит-ра на суахили, в к-рой значит, место занимают поэмы-деяния (“утенди”) — героические, религиозные и др. В 19 в. выступили поэты Муяка бин Хаджи аль-Гассани и К. Мване. В 20 в. преобладает поэзия; поэзия на суахили сохранила традиц. нар. формы. В стадии формирования находится проза. В 40-х гг. возникло Вост.-афр. лит. бюро, занимающееся вапросами развития лит-ры на местных языках. В 1958 М. Гикару опубл. на англ. яз. повестьпамфлет “Страна солнца”, в к-рой показана колонизация страны англичанами, борьба демократич. сил за освобождение. С 1963 лит-ра развивается в условиях независимого гос-ва. В лит-ре сер. 60—70-х гг. видное место занимает реалистич. творчество прозаика и драматурга Нгуги Ва Тхионго. Его романы, поев. совр. проблемам нац. жизни, сыграли значит. роль в становлении крупных жанров в лит-ре Кении и всей вост.-афр. лит-ры. В романах Грейс Огот, М. Рухени, М. Мванги, поэзии Дж. Ангары предстает историч. прошлое африканцев, их стремление к свободе и борьба за независимость, участие в перестройке общества.

 

Изд.: И пошел дождь..., [Сб. новелл], М., 1980. • Вознесенская Ю. А., Писатели Кении, 1960—1980. Биобиблиографич. справочник, М., 1982.

 

С. П. Картузов, Е. Я. Суровцев.

 

“КЁР-ОГЛЙ”, “Кёроглу”, фольклорно-эпич. памятник. распространенный на Ел. Востоке и в Ср. Азии. Сложился не ранее 17 в. Версии “К.-о.” условно можно разделить на две группы: западную (арм., груз., курд., адж., тур. версии, восходящие к азерб. эпосу “К.-о.”) и восточную (туркм. “Гёроглы”, узб. и казах. “Гороглы”, тадж. “Гуругли”, или “Гургули”).

 

Во всех зап. версиях герой — нар. мститель и поэт-импровизатор, цель жизни к-рого — отплатить тирану, ослепившему его отца (отсюда имя героя Кёр-оглы — Сын слепого). Зап. версии состоят из отд. прозаич. рассказов о подвигах Кёр-оглы в сочетании с эпич. и лирич. песнями, авторство к-рых приписывается самому герою. Эпос носит полулегендарный характер, очевидно, сохраняя следы деятельности реального историч. лица, каким представляют Кёр-оглы дошедшие до нас документы 16—17 вв. Восточные (ср.-азиат.) версии объединены общими признаками, во многом отличными от западных. Герой родился от мертвой матери в могиле (отсюда его имя Гёроглы — Сын могилы). В этих версиях он — апич. богатырь, справедливый монарх -знатного происхождения. Ср.-азиат, версии впитали много сказочно-фантастич. элементов. Узб., туркм. и казах, версии в значит. части, а тадж. версия целиком написаны стихами.

 

Изд.: Гороглы, Ашгабад, 1958; Кёроглу, Баку, 1959.? К a p p ы е в Б. А., Эпич. сказания о Кёр-оглы у тюркоязычных народов, М., 1968; Короглы X., Текстологич. характеристика публикаций эпоса <Гёроглы> и <Гуругли>, в кн.: фольклор. Издание эпоса, М., 1977 X. Г Короглы.

 

“КЕЭЛЬ Я КИРЬЯНДУС” (“Язык и литература”), литературоведч. и языковедч. ежемес. журнал, орган АН Эст. ССР и СП Эст. ССР. Изд. в Таллине с 1958 на эст. яз.

 

КЙЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК, памятник др.-рус. лит-ры 13 в., сб. рассказов об иноках и истории создания Киево-Печерского монастыря (осн. в сер. 11 в.). Первый оригинальный рус. патерик (в основе лежит переписка владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа; редакции: Арсениевская, 1406; Феодосиевская, сер. 15 в.; две Кассиановские, 1460-е гг., и др.). Опубл. в Киево-Печерской лавре в 1661.

 

Изд.: Памятники лит-ры Др. Руси, [кн. 2] — XII в., М., 1980.

 

КИПРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Республики Кипр на греч. и тур. языках, а также на кипр. диалекте греч. яз. К. л. на греческом языке возникла и развивается в тесном взаимодействии со всей греч. лит-рой. Первые памятники К. л. относятся к 6—7 вв. до н. э.—“Кипрские сказы” Стасина и “Гомеровские гимны” в честь Афродиты. К 8 в. н. э. стал складываться кипр. диалект греч. яз. “Акритские песни” (8—10 вв.)—кипр. вариант ср.-век. эпоса “Дигенис Акрит^. К 14—15 вв. относятся циклы “Любовной лирики”, в к-рых ренессансные мотивы сочетаются с самобытными нац. чертами. Известное произв. эпохи венецианского владычества (1489— 1571) — нар. поэма “Ародафнуса”, рассказывающая о любви короля Кипра к девушке из народа. Историч. хроники Л. Махераса (15 в.) и Е. Вустрониоса (15 — нач. 16 вв.) — ранние памятники прозы на новогреч. яз. В период тур. завоевания (1571—1878) на Кипре существовало лишь устное нар. творчество. Новый подъем письм. К. л., наступивший во 2-й пол. 19 в., отражает рост нац. самосознания и освободит, движения против тур. ига, а затем (с 1878) против англ. колонизаторов. Произв. В. Михаилидиса, автора историч. поэм и лирич. стихотворений, проникнуты духом нар. поэзии, отражают стремления киприотов к нац. свободе. Популярность приобретают “Кипрские песни” Д. Липертиса. На кипр. диалекте пишет известный поэт Кипра — П. Лиасидис. Бережно храня традиции нар. кипр. сказителей —“пиитариев”, Лиасидис вносит в поэзию революц. мотивы. С нач. 20 в. усиливаются связи К. л. с греческой. Влияние греч. романтизма испытали в своем творчестве И. Карагеоргиадис, П. Лоизу. (Творчество Н. Николаидиса, основоположника кипр. прозы на новогреч. яз., насы щено социальной тематикой. Появляются реал” тич. произв. М. Николаидиса. В 30-х гг. получает известность творчество поэтов Т. Антиаса и Т. Пиеридиса, обратившихся в 40—50-х годах к антифаш. тематике. Идея борьбы кипр. народа за освобождение от англ. колониального ига, за самоопределение получает яркое выражение в творчестве А. Пилиотиса, Т. Стилиану, П. Иоанидиса, Ф. Пиеридиса. Лирико-филос. мотивы звучат в произв. К. Монтиса, М. Кралиса. Создают свои произв. и кипр. писатели, живущие в Греции; творчество М. Николаидиса проникнуто религ. духом; социальные темы сильны в произв. Л. Акритаса.

 

После завоевания независимости (I960) на Кипре были созданы объединения кипр. писателей и поэтов, Союз литераторов (в 1978). Лит. силы страны сплочены вокруг журн. “Неа эпохи” (с 1959). В К. л. пришло новое поколение поэтов и прозаиков: Э. Пеониду, М. Пасиардис, Я. Кацурис, Е. Молескис. В 1979 был издан сб. стихов нар. сказителей “Кипрские пиитарии”, традиции к-рых продолжают развиваться на Кипре на кипр. диалекте, греч. и тур. языках. В 1980 выпущен сб. “Под одним небом”, в к-рый вошли про изв. кипр. поэтов, пишущих на греч и тур языках

 

К. л. на турецком языке появилась на Кипре в кон. 19 — нач. 20 вв. и представлена гл. образом поэзией. Совр. прозу представляют Н. С. Эбеоглу, О. Яшин, X. Маполар, поэзию — Ф. Демираг, драматургию — Ф. Коркут.

 

Изд.: Кипрская рапсодия. Стиха поэтов Кипра, М-, 1961; Молодые поэты Кипра, [M., 1971].

 

• ЧернвшоваТ., Мужш голоси Kinpy, <Всесв!т>, 1979, М 8; <Ин. лит-ра”, 1980, М 12, с. 224—26. Е. Молескис.

 

КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра киргизов на кирг. яз. В дореволюц. годы своей письм. традиции не имела; отд. произв. акынов-письменников (т. е. грамотных, записывавших свои произв.) печатались (араб. алфавит) в Казани или Ташкенте. Богатый фольклор впервые стал известен науке по записям казах, ученого Ч. Валиханова (в 1856) и акад. В. В. Радлова (начиная с 1862). В сов. время записаны и изданы мн. произв. кирг. фольклора, прежде всего эпос “Мамйс”, в к-ром отразилась борьба кирг. народа за независимость, история его духовной жизни и материальной культуры. Существуют и т. н. малые эпосы, популярные и разнообразные, а также многочисл. сказки, песни трудовые, обрядовые и бытовые, поговорки, пословицы, загадки, легенды. Особую область фольклора представляет творчество акынов, традиционно владевших даром импровизации и оттачивавших свое мастерство в поэтич. состязанияхайтышах. Крупнейшими акынами были Токтогул Сатылганов — лирик и сатирик, сосланный царским пр-вом за свои социальные обличения в Сибирь, и Тоголок Молдо. Оба они дожили до сов. времени и по праву считаются зачинателями сов. нар. поэзии киргизов.

 

Годом рождения письменной К. л. считается 1924, когда вышла первая кирг. газета, в к-рой печатались стихи зачинателя кирг. сов. поэзии А. Токомбаева и др. поэтов. Кирг. проза началась с рассказа К. Баялинова “Аджар”. Развиваясь, К. л., с одной стороны, опиралась на фольклор, обладавший разнообразием жанров, стилей, образных средств и имевший многовековую историю, а с другой — отталкивалась от него, т. к. консервативная образная система и клишированные приемы фольклорной поэтики оказывались преградой на пути становления новой лит-ры социалистич. реализма. К нач. 40-х гг. К. л. достигла значит, успехов в поэзии, прозе, драматургии. Немало черпала она из сокровищницы рус. классич. и сов. лит-ры, из опыта др. лит-р СССР. Большую роль при этом сыграли переводы на кирг. яз. произв. писателей др. народов; особенно успешно занимались переводами Дж. Боконбаев и А. Осмонов, к-рый начал приобщение к лит-ре со знакомства с рус. лит-рой и как поэт оказался глубоким новатором, большим мастером формы, автором мн. стихов о тружениках Сов. Киргизии. Поэзия в первые десятилетия существования К. л. была наиболее активно развивающимся родом лит-ры, что в известной мере связано с устойчивой устно-поэтич. традицией. Становление прозы шло медленнее. Развивался жанр романа, первоначально опиравшийся на сказовую форму фольклора (К. Джантошев, М. Элебаев). Отход от сказовости, утверждение реалистич. принципов прослеживаются в творчестве Т. Сыдыкбекова, автора произв. о жизни кирг. аила, о социальных и иных преобразованиях в нем (роман “Среди гор”; начат в 30-х гг., завершен в 1958).

 

В годы Великой Отечеств, войны в К. л. главной стала тема воинского подвига и труда сов. людей в тылу; она сохранилась и на долгое время после войны, особенно в творчестве писателей-фронтовиков Т. Уметалиева, У. Абдукаимова, С. Эралиева, С. Джусуева и др. В 50-х и 60-х гг. К. л. все более активно обращается к глубинным, сложным проблемам социального и нравств. бытия современника. Развиваются жанры рассказа и повести, достигая высокого худож. уровня

 

КЕЭЛ—КИРГ

 

==153

 

в творчестве мн. писателей послевоен. поколения, особенно в творчестве Ч. Айтматова, каждая из повестей к-рого, начиная с “Джамили”, переводится на десятки языков мира. Проза Айтматова, отразившая жизнь совр. Киргизии в острых нравственно-психол. коллизиях, по-новому интерпретировавшая фольклорные мотивы, оказала влияние не только на развитие жанра повести, но и на кирг. прозу в целом. Наряду с малыми жанрами продолжает развиваться роман как на совр. (Н. Байтемиров, Ш. Бейшеналиев и др.), так и на историч. темы (Т. Касымбеков). К совр. тематике обращается драматургия, начинавшая в 30-х гг. свой путь со сценич. вариантов фольклорных сюжетов. В 50—70-х гг. пьесы К. Маликова, Т. Абдумомунова, М. Байджиева и др. обретают совр. реалистич. форму и остроактуальное звучание. В совр. кирг. поэзии достиг высокого уровня жанр поэмы (М. Абылкасымова), получили развитие разнообразные формы лирики (М. Джангазиев); характерно, что в 60—70-х гг. в поэзии, четко ориентированной на “классический” рифмованный стих установившихся ритмов, появился и стих свободный (творчество Эралиева, О. Султанова и др.).

 

Лит. периодика: журналы <Ала-Тоо” в ^Литературный Киргизстан”; газ. “Кыргыэстан мад<2нияты>.

 

Изд.: Горные родники. Кирг. рассказы, М., 1976; Кирг. повести, М., 1981.

 

• Очерки истории кирг. сов. лит-ры, фр., 1961; История кирг сов. лит-ры, М., 1970; Озмитель Е., Наследие классики и кирг лит-ра, Фр., 1980; Кирг. лит-ра и современность. Сб. ст., фр., 1981 Самаганов Дж., Писатели Сов. Киргизстана. Биобиблиографич справочник, Фр., 1969. Л. И. Лебедева.

 

КИТ'А, жанровая форма лирич. поэзии в лит-рах Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии. Используется для создания небольших стихотворений филос. либо дидактич. характера. Как газель и касыда, К. является моноримом, но не имеет парной рифмы в первом бейте (схема ba ca da...). Излюбленный жанр поэтич. импровизации, К. нередко выступала в роли пробного камня при испытании новых поэтов.

 

φ Θстория перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 105—06.

 

“КИТАБИ ДЕДЕ КОРКУД” (“Книга моего деда Коркуда”), письм. эпич. памятник огузских племен, позднее вошедших в состав туркм., азерб. и тур. народов.

 

Известен в двух записях: Дрезденская рукопись, состоящая из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Полный перевод памятника на рус. яз., осуществленный в 1922 В. В. Бартольдом, опубл. в 1962. Эпос неоднократно издавался также в Турции, где ему поев. обширная лит-ра. В 1952 исследователь Э, Росси опубл. комментированный перевод на итал. яз. и факсимиле второй рукописи <К.д.К·>, обнаруженной им в Ватиканской б-ке; ее текст почти не отличается от текста Дрезденской рукописи.

 

В эпосе нет единого сюжета. Каждое из 12 сказаний самостоятельно, но 10 сказаний более тесно связаны между собой и составляют некий цикл, описывающий героич. подвиги огузских богатырей. Осн. содержание эпоса — война огузов с “неверными” за утверждение своей власти на завоеванных кавк. землях. Следы эпоса обнаруживаются на древней родине огузов — в Центр, и Ср. Азии (легенды и предания о Коркуде сохранились среди киргизов, казахов и др. тюркоязычных народов). Очевидно, интеграция огузского героич. эпоса происходила еще на Востоке. Окончательно эпос сложился, по-видимому, в Азербайджане.

 

Изд.: Книга моего деда Коркуда, М.—Л., 1962.

 

• Кор оглы X., Огузский героич. эпос, М., 1976.

 

X. Г Короглы.

 

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кит. народа на кит. яз. Одна из древнейших лит-р мира, имеющая трехтысячелетнюю традицию. Поздние записи и об работки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значит. эпич. памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтич. произв. др.-кит. лит-ры —“Шицзин” (“Книга песен”, 11—6 вв. до н. э.) представляет собой собрание нар. песен, ритуальных гимнов, к-рые отражают чувства

 

==154 КИТА — КИТА

 

и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифол. образами творчестве первого известного по имени кит. поэта Цюй Юаня раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихи и поэмы Цюй Юаня и его учеников представлены в антологии “Чу цы” (“Чуские элегии”, 2 в. до н. э.). Худож. проза 1-го тыс. до н. э. неотделима от филос., историч., географич. и др. сочинений, мн. части к-рых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: “Шан шу> (“Книга исторических преданий”), летопись эпохи Чжоу (“Цзо чжуань”), “Чжаньго цэ” (“Книга о борющихся царствах”) и др. Особое значение для последующего развития К. л. имели конфуцианские “Лунь юй> (“Беседы и суждения”, 5 в. до н. э.) и “Мэн-цзы” (4—3 вв. до н. э.), а также даосские “Дао дэ цзин” (“Книга пути и добродетели”, 5 в. до н. э.) и “Чжуанцзы” (3 в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и нар. легенды, включенные в “Чжуан-цзы” и в др. филос. труды 4—3 вв. до н. э. (“Сюнь-цзы”, “Хуайнань-цзы”), а также написанное в форме фантастич. путешествия “Предание о сыне неба My” (5 в. до н. э.).

 

Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э.— 220 н. э.) являются “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня — огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. В “высокой” поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозопоэтич. жанр фу. Лишь в нек-рых фу Сыма Сянжу и в лирич. “малых фу” ощущается живое чувство. Яркую поэтич. страницу составили лирич. и сатирич. нар. песни — юэфу. В поэме “Павлины летят на юго-восток”, представляющей собой одно из немногих эпич. произв. классич. К. л., рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

 

Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей (в их числе Цао Чжи) лит-ры раннего средневековья (3—7 вв.), к-рые писали о тяготах воен. жизни, о страданиях народа, гибнущего во время войн и эпидемий. Антидеспотич. настроения отразились в творчестве Жуань Цзи и Цзи Кана. В поэзии господствовал пятисложный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтич. речи. К концу периода Юж. и Сев. династий (4—6 вв. или 5—6 вв.) появились фонетически строго организованные стихи “новых форм”. Крупнейший поэт кон. 4 — нач. 5 вв.— Тао Юаньмин. Для его новаторской (при внеш. традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К 5 в. относится проникнутая буддийскими настроениями утонченная пейзажная и филос. лирика Се Линъюня. Ей противостоят “подражания юэфу” выходца из народа Бао Чжао, в к-рых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно лит-ра периода Юж. и Сев. династий представлена в антологии “Вэньсюань”.

 

Под влиянием юж. юэфу тема любви проникла и в “высокую” поэзию (антология “Новые напевы нефритовой башни”, 6 в.). В 4—5 вв. были созданы первые сб-ки коротких новелл и анекдотов на фантастич. и реже бытовые сюжеты, очень часто фольклорные. Но в бессюжетной худож. прозе до нач. 7 в. господствовал изощренный, насыщенный лит. и историч. аллюзиями, “параллельный стиль”.

 

После объединения страны Танской династией (618—907) возникли благоприятные условия для рас цвета лит-ры. Общему культурному подъему способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется кит. лит. язык вэньянь. Расцвету К. л., наступившему в 8 в., положили начало певец природы и дружбы Мэн Хаожань и лирик, художник и музыкант Ван Вэй. Гуманистич. лирика Ли Бо, впитавшая

 

достижения предшествующей лит-ры и нар. поэзии, проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Образы его лирики часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество другого великого кит. поэта Ду Фу пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражд. мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в “Новых народных песнях” Во Цзюйи, прославившегося также пейзажными и филос. четверостишиями и поэмами. Для ряда крупнейших лириков 8—9 вв. (Юань Чжэнь, Ли Шанъинь, Ду My и др.) характерны усиление субъективного начала и усложненность образов.

 

В нач. 9 в. Хань Юй и Лю Цзунъюань возглавили конфуцианское в своей основе движение за “возрождение древности”. Господствующему в прозе украшательскому “параллельному стилю” они противопоставляли ясную, содержательную прозу “древнего стиля” (г у в э н ь). В прочно утвердившихся с этого времени разл. жанрах гувэнь — эссе, послания, притчи, предисловия — ярко проявились свойственные К. л. дидактич. тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На лит. яз. вэньянь появляются любовные, авантюрные и фантастич. новеллы Во Синцзяня, Юань Чжэня, Ли Гунцзо и др. Одновременно на разг. яз. формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозо-поэтич. сказовый жанр б я н ь в э'н ь, гор. повесть хуабэнь, крупная прозо-поэтич. форма чжугундяо, подготовившие появление романа и драмы.

 

В период правления династии Сун (960—1279) наряду со строгим классич. стихом ши (филос., историч. и гражд. поэзия Оуян Сю, Ван Аньши) широкое распространение получила песенная лирика цы, для к-рой характерно эмоц. начало и более свободная поэтич. форма. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, поэт-патриот Синь Цицзи. В жанрах ши и цы писал Су Ши, творчество к-рого отличает многообразие тем и настроений, искусное владение лексикой. Обществ, тематика — жизнь крестьян, зашита страны — занимала значит, место в творчестве Лу Ю — видного представителя поэзии ши. Прекрасные образцы прозы гувэнь создали также Оуян Сю, Су Ши и др. Однако к концу периода в “высоких” жанрах поэзии и прозы уже заметны признаки застоя. Последним из известных сунских поэтов был Вэнь Тяньсян, погибший в борьбе с монг. завоевателями.

 

Время правления монг. династии Юань (1280—1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было временное усиление влияния буддийской и даосской идеологий, а также широкое распространение демократич. жанров, особенно драмы, ранние образцы к-рой относятся к 13 в. (т. н. “южная драма”). В 13 в. на севере страны утверждаются тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырехактная драма цзацзюй на историко-героич. и социально-бытовые темы, а также лирич. комедии и сказания о небожителях Гуань Ханьцина, Ma Чжиюаня, Ван Шифу и др. Хотя сюжеты пьес б. ч. основывались на старинных преданиях и лит-ре прежних веков, обличит, пафос и внимание к простому люду делали их злободневными. Появились новая разновидность песенной лирики саньцюй и сб-ки прозаич. заметок.

 

Важным явлением лит-ры 14 в. были циклизация нар. повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершенных, но не всегда органично связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми среди эпопей были “Троецарствие” Ло Гуаньчжуна и “Речные заводи” Ши Найаня. “Троецарствие” представляет собой беллетризацию хроники политич. событий — войн, интриг, заговоров 3 в. “Речные заводи” прославляют

 

героев нар. восстания 12 в. Оба романа эпичны по масштабам, населены множеством персонажей, написаны близким к разговорному языком. Образы основных героев, при однозначности и статичности, ярки и впечатляющи; они завоевали огромную популярность в народе. Эти романы вызвали большое количество переработок, драматургич. и сказовых вариантов.

 

При династии Мин (1368—1644) вновь выдвигаются “высокие” жанры. Наряду с утратившими значит. долю своего демократизма цзацзюй, были созданы более крупные по объему и свободные по форме “южные драмы”. Высшими образцами драматургии этого периода явились написанные в жанре чуаньци “Пионовая беседка” Тан Сяньцзу — романтич. история любви, побеждающей смерть, и историч. драмы “Дворец бессмертия” Хун Шэна, “Веер с персиковыми цветами” Кун Шанжэня.

 

В кон. 16 в. Ли Чжи и др. литераторы выступили против ставшего официальным течения “возврата к древности”. Отмечается новый подъем повествоват. прозы на разг. языке: фантастич. роман-эпопея “Путешествие на Запад” У Чэнъэня, представляющий собой обработку легенд о путешествии монаха Сюань Цзана в Индию; анонимный социально-бытовой роман •“Цзинь, Пин, Мэй” и др. Оба произв. вызвали много подражаний. Появились также многочисл. обработки нар. лит-ры и оригинальные новеллы (Фэн Мэнлун и др.).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия