Студопедия — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН






Процесс гендерной социализации предполагает формирование и усвоение представлений о видах и моделях межполовых взаимоотношений. Гендерный аспект рассмотрения дружеских отношений позволяет ответить на вопросы, каким образом формируются стереотипы о том, что друг – это представитель своего пола и настоящей дружбы без влюбленности между мужчиной и женщиной не существует, а также действительно ли существует особая специфика «мужской» и «женской» дружбы. Гендерные представления о дружбе каждого человека выстраиваются на основе общепринятых представлений о данном феномене (коллективные представления) и собственном индивидуальном опыте. Анализ философско-исторических и кросс-культурных представлений о дружбе позволяет обнаружить формирование коллективных гендерных представлений о дружбе. Этнографические исследования дружеских отношений описывают исключительно «мужские союзы» и свидетельствуют, что заключение дружбы совпадает с обрядом инициации. Так, у дамогейцев каждый мужчина обязан иметь трех друзей, которые называются «братьями по ножу». Их дружба считается священной и принципиально нерасторжима. Каждый мужчина племени квома также должен был иметь трех друзей, которые не могли быть кровными родственниками, но с которыми, будучи подростком, он был «породнен» актом инициации. У индейцев навахо ритуализованная дружба возможна не только между мужчинами, но и между мужчиной и женщиной, однако женитьба на женщине, с которой заключен дружественный союз, равносильна кровосмешению (Golombok S., Fivush R., 1994). В философских учениях античности дружба предстает как исключительно мужской институт, возникающий на основе совместной общественной деятельности. Так, у древних греков друзьями считаются воины-союзники, те, кто сопровождает друг друга в делах и походах. В классической Греции друзья – это единомышленники. Появляется понятие «политическая дружба», которая занимает особое место в системе общественных отношений. «Политическая дружба» скрепляет не только людей, но и государства (Аристотель, 1983). В средние века особое внимание уделяется канонам феодально-рыцарской дружбы, которая связана с воинскими обрядами побратимства. Рыцарская мораль ставит мужскую дружбу выше любви и семейных отношений (Кон И. С.,1989). Также выделяется понятие «божественной дружбы» как любви к богу. Представления о дружбе отрываются от реальных межличностных отношений. Таким образом, мы видим, что модель дружеских отношений задавалась социальным положением человека в обществе и, так как женщина не была включена в систему общественных отношений, дружба подразумевала «мужскую» модель отношений. Эпоха Возрождения и Просвещения уже не акцентируют внимание и не обозначают дружбу как мужскую привилегию. Кросс-культурные исследования позволяют оценить специфику полоролевых моделей отношений, в том числе дружеских. Психолог Г. Хофстед одним из психологических измерений культур выделяет показатель «маскулинность-феминность», который характеризует выраженность и значимость ценностей «мужского» или «женского» начала. Так, высокая степень маскулинности означает высокую ценность материальных вещей, власти, подчеркивается различие в половых ролях (Япония, Мексика, Германия, США и др.). Культуры, в которых в качестве главных ценностей превалирует сам человек, его воспитание, смысл жизни, а половые роли обычно не столь строго фиксированы, считаются феминными (Дания Нидерланды, Норвегия, Иран, Россия). В соответствии с данным показателем существуют различия в особенностях межличностной коммуникации. Например, в Иране от мужчин ожидается проявление эмоций, их часто можно увидеть обнимающимися или пожимающими руки. Женщины, напротив, должны быть практически холодны в межличностных отношениях (Лебедева Н., 1999). Также выделяются коллективистские и индивидуалистические культуры, которые характеризуют доминирование групповых или индивидуальных целей и ценностей. Так, для коллективистской культуры (например, Япония) в большей степени характерна дружба между однополыми партнерами. В психологических описаниях дружбы традиционная модель дружеских отношений предполагает, что партнерами выступают люди одного пола. Она формируется в процессе гендерной социализации, когда выбор однополого партнера по игре, содержание игр и игрушек подкрепляется окружающими взрослыми и другими детьми. Большинство взрослых поощряют игру с характерными для пола ребенка игрушками. Это можно объяснить тем, что родители придерживаются культурно приемлемых гендерных стереотипов, которые обосновывают выбор игрушек или, возможно, родители выполняют запросы детей. Эксперимент Robinson и Morris показал, что дети сами чаще выбирают полотипизированные игрушки (Golombok S., Fivush R., 1994). С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-феминности (Алешина Ю. Е., Волович А.С., 1999). У мальчиков –– это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе; у девочек –– уступчивость, зависимость, пассивность. Дети выстраивают модель поведения, выражения чувств, модель отношений в соответствии с моделью взрослых - родителей. Взрослые не только вовлекают мальчиков и девочек в разные типы взаимодействия, но также по-разному подкрепляют различные типы игрового поведения. Было выявлено, что мальчики могут получать смешанные послания о подходящей им игре от матерей и отцов: матери подкрепляют не характерную для пола игру, тогда как отцы подкрепляют игру, свойственную полу. Девочки, наоборот, получают относительно согласованные послания. Как матери, так и отцы подкрепляют полоролевую игру своих дочерей. Ровесники также положительно подкрепляют игру с полотипизированными игрушками и игровыми партнерами того же пола. Более того, они наказывают сверстника за игру, несвойственную полу (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974). Следование однополой модели дружеских отношений подкрепляется также таким устойчивым гендерным стереотипом: «Дружба между мужчиной и женщиной невозможна, потому что мужчина и женщина воспринимают друг друга как потенциальных сексуальных партнеров – это заложено природой». Данный стереотип подкрепляется другими гендерными стереотипами, касающимися межполовых отношений в целом, не только дружеских. Так, принято, что мужчина должен ухаживать за женщиной, оказывать знаки внимания, проявлять большую активность в построении отношений; женщина, наоборот, не должна делать «первый шаг» к установлению отношений и т.д. Все это препятствует формированию представлений о разнополой модели дружеских отношений. Однако нельзя отрицать существование дружбы между мужчиной и женщиной. Смешанная дружба оценивается людьми как сочетание мужского и женского восприятия мира, взаимодополнение. Зачастую такая дружба возникает на основе определенного периода общения в детстве (например, вместе росли или учились в одном классе), или же люди остаются друзьями после прекращения супружеских, любовных отношений. Если сравнить частоту встреч и контактов между друзьями, то в ситуации разнополой дружбе они бывают реже, чем в однополой. Уровень самораскрытия – такой же, как и в однополой модели дружеских отношений (Кон И. С., 1989). Люди, признающие для себя разнополую дружбу, менее подвержены гендерным стереотипам (Юркова Е.В., 2003). Существование традиционной однополой модели дружеских отношений определяет, что есть специфическая «мужская», а что есть «женская» дружба. Считается, что женщины более экспрессивны, открыты и их дружба носит более интимный характер. При этом подчеркивается ненадежность женской дружбы – «Соперничество скорее разрушит женскую дружбу, нежели мужскую», «Женская дружба – это пакт о временном ненападении». Так называемая «мужская» модель дружеских отношений характеризуется преданностью, стабильностью, основывается в большей мере на общей совместной деятельности, чем на взаимной симпатии. Выделяются следующие гендерные стереотипы относительно «мужской» и «женской» дружбы: «Настоящая дружба – это дружба двух мужчин», «Женщины более избирательны в выборе подруг», «Мужчины менее эмоциональны, зависимы от своих друзей», «У мужчин более широкий круг друзей». В нашем исследовании, посвященном изучению социальных представлений о дружбе, было выявлено, что фактор пола не является основанием для типологии социальных представлений о дружбе. В группах с разными типами социальных представлений было отмечено одинаковое количество мужчин и женщин. Отсутствуют значимые различия в представлениях мужчин и женщин о дружбе. Типология социальных представлений о дружбе была построена на основе таких факторов, как эмоциональность дружеских отношений, значение и функции дружбы в жизни человека, роли друга, пол друга. Так выделяются два типа социальных представлений о дружбе: «Дружба как функциональные отношения» и «Дружба как эмоциональные близкие отношения». Тип социальных представлений «Дружба как функциональные отношения» характеризуется низким уровнем эмоциональности в отношениях, ориентирован на роль «друга-дистанции» («человек, который не требует постоянного общения и внимания, достаточно знать, что он существует в моей жизни», «человек, к которому обращаются в крайних ситуациях»). Наиболее важными качествами друга выступают такие личностные характеристики, как независимость, индивидуальность, высокий интеллект, сдержанность, уважение. Следует отметить, что люди с данным типом социальных представлений в большей степени ориентированы на выбор друга-мужчины. Это может быть связано с устойчивыми гендерными стереотипами о том, что мужчины менее эмоциональны в отношениях, более компетентны в решении деловых вопросов (Клецина И. С., 1998). Так, результаты качественного анализа указывают на то, что: • 55% респондентов данной группы соглашаются со стереотипом «Мужчины менее эмоционально зависимы от своих друзей»; • 57 % согласны с тем, что «Соперничество скорее разрушит женскую дружбу, нежели мужскую»; • 53% придерживаются стереотипа о том, что «У мужчин более широкий круг друзей». В целом, данный тип социальных представлений о дружбе в большей степени ориентирован на так называемые маскулинные ценности (независимость, дистанцированность в отношениях, низкая эмоциональность). В социальных представлениях описываемого типа гендерные стереотипы дружбы оказались более выраженными по сравнению с типом социальных представлений о дружбе как эмоциональных, близких отношениях. Тип социальных представлений «Дружба как эмоциональные, близкие отношения» в большей степени ориентирован на роль друга-партнера («человек, который меня понимает и принимает таким, какой я есть», «с другом общение строится на равных») и друга-родителя («он всегда рядом со мной, я прислушиваюсь к его советам»). Уровень эмоциональности в отношениях достаточно высокий. Для людей данного типа социальных представлений о дружбе пол друга не имеет значение, они ориентированы как на выбор друга-мужчины, так и на выбор друга-женщины. В результате качественного анализа обнаружено, что: • лишь 20% респондентов согласны со стереотипом «У мужчин более широкий круг друзей»; • 35% соглашаются с тем, что «Мужчины менее эмоционально зависимы от своих друзей». Данный тип социальных представлений о дружбе обнаруживает менее выраженную гендерную стереотипизацию по сравнению с первым типом социальных представлений. Таким образом, гендерные представления о дружбе подразумевают не столько существование специфических «мужской», «женской», «разнополой» моделей дружеских отношений и соответственно «мужских» и «женских» представлений, а, скорее, личностную ориентацию человека на выбор друга-мужчины или друга-женщины.

 


Вопрос существование женской дружбы

 

Существование женской дружбы - это феномен, который претерпел множество значительных изменений в процессе выхода женщины из роли только хранительницы домашнего очага, в роль самостоятельной хранительницы очага.

Когда мы говорим о дружбе женской, то подразумеваем, что есть еще и мужская, то есть, между ними существует различие. В чем главная особенность и отличие женской дружбы? В способе общения. Женщины общаются на языке чувств, мужчины – на языке информации. Женщинам мало обмениваться фактами, они обмениваются впечатлениями, которые возникли в результате полученной информации. Эмоции необыкновенно обогащают женское общение, делая его душевным и теплым, чего так часто не хватает в мужских отношениях. Если понаблюдать за мужской компанией изнутри, то не сложно заметить, что разговор проходит довольно сухо и безоценочно. Сухие факты, шутки и т.д. Складывается впечатление, что шутки заменяют роль эмоций и служат для того, чтобы как-то скрасить поток информации. У женщин же все обстоит иначе. Женский разговор чаще строится на основе оценок, эмоционального отношения и догадок, основанный на своих же эмоциях. Зачем женщинам эмоции? Как не коварно, но это обусловлено биологией. Ведь женщинам воспитывать детей, а значит, и говорить на их языке.

Общаясь с женщинами, мы становимся интереснее и загадочней для противоположного пола. Это легко продемонстрировать любопытством, которое питают мужчины к тому, что происходит на девичниках.

Складывается так, что в эмоциональных переживаниях женщину понять может не каждый мужчина, но практически каждая женщина. Дело в том, что важная потребность человека в эмоциональном контакте связана с матерью или с заменяющей ее в раннем детстве женской фигурой. Человек вырастает, а потребность остается, и ее надо как-то удовлетворять. Мужчинам легче, они ищут женщину, которая будет у них ассоциироваться с мамой. А женщинам это труднее, потому что они могут удовлетворить потребность в эмоциональном контакте либо припав к подруге, отождествляя ее с матерью, либо изливая на своего мужчину чувства, которые хотелось бы получать от материнской безусловной любви. Поэтому так часто женщина ищет подругу, которой можно «поплакаться», довериться, открыться. Насколько нужно это подруге, в каком количестве она это в состоянии принять и что ей с этим делать – вопрос индивидуальный, но важный для понимания.

Конечно, дружеские отношения, как и любые другие, проверяются временем и постепенно претерпевают различные изменения, либо укрепляются, либо ослабевают. Время помогает прояснить истинные мотивы и приоритеты каждой из подруг. Людей притягивают друг к другу определенные качества, востребованные одними и имеющиеся в избытке у других. Поэтому возможны модификации женской дружбы: сколько выраженных «я» у женщины (я – душевная, я – целеустремленная, я – мать), столько может быть и подруг. Важно, чтобы у подруги это качество было ярко выражено. И с каждой было бы, о чем поговорить.

Надо всегда помнить о том, что отношения – это процесс взаимного действия и обоюдного удовлетворения потребностей. Дружеские отношения требуют доверия и искренности, заботы друг о друге и осознания того, что происходит в каждый момент отношений между тобой и подругой. На чем строится ваша дружба? Уравновешены ли ваши отношения? Важно давать подруге не меньше, чем получать от нее. Если это сделать невозможно, то вероятнее всего произойдет разрыв. А ведь быть вдвоем – интереснее, вдвоем можно достичь гораздо большего, чем поодиночке, и это можно назвать сотрудничеством.

Все потребности человека имеют право быть удовлетворенными, важно осознавать в этом свою роль, быть собой и быть честной по отношению к подруге, а иногда и вовремя уходить от неудовлетворяющих вас отношений. Потому что истинная «встреча» друзей происходит лишь тогда, когда они смогут разбираться со своими чувствами и справляться с «горящими» потребностями разных уровней, помогая друг другу, не сравнивая и не завидуя. Потому что наиболее важным для них будет контакт, обогащающий и открывающий в подругах разнообразные грани личности каждой, где не страшно и невозможно быть лучшей или худшей, а можно просто быть уникальной и неповторимой.

Иногда женская дружба ставится под сомнение из-за скрытого/явного соперничества. Ведь правда, что каждая женщина соперничает с другими за лучших мужчин. Вследствие чего выходит, что при появление хорошего мужчины женщины его могут просто не поделить и стать соперниками/врагами! Женщины так же соперничают между собой в плане одежды, бюста фигуры и так далее + женская дружба возможна! Только после того как женщины перестанут быть соперниками и постоянно между собой конкурировать.
Сомнения появляются из за хитрости, расчётливости и конкуренции женщин. Некоторые женщины дружат с некрасивой подругой из-за того, что бы на фоне её она была принцессой! Есть женщины дружат только из корысти! Зачастую корысть взаимная (девушки постоянно друг от друга чего-то ждут или просят - по-дружески). Теоретически женская дружба возможна только в зрелом возрасте или на расстояние, когда они уже не могут конкурировать. Существует множество других особенностей женской дружбы, о которых каждый сам для себя решает, возможна ли дружба между женщинами и это будет самый верный ответ!

 

 

Гомосоциальность.

омосоциальность - термин представляет собой неологизм, созданный по аналогии с термином гомосексуальность. Впервые он стал использоваться в США в 1970-х годах в области психологических исследований поведения детей в группах. Данный термин описывает структуру и характерные особенности социальных связей, существующих между лицами одного пола.

В область гендерных исследований термин был внесен американской исследовательницей Евой Кософски-Седжвик. В своей книге "Между мужчин: английская литература и мужское гомосоциальное желание" (1985) она использовала его при описании структуры мужской дружбы и мужского соперничества за внимание женщины.

В терминологии гендерных исследований термин гомосоциальность описывает одну из значимых социальных практик патриархатно-ориентированных групп и обществ, заключающуюся в гендерной сегрегации группы людей по признаку пола. В данном контексте гомосоциальность является важной стратегией патриархата, направленной на сохранение строгой бинарной оппозиции "мужское-женское".

В современном обществе гомосоциальность часто является одной из составляющих доминирующего конструкта маскулинности. Так, например, обязательная для мужчин служба в армии является ярким примером установки на особую важность гомосоциальных связей.

 

 

Гомофілія.

Гомосексуальная субкультура - определение этого понятия зависит от определения гомосексуальности, а также отношения к данному феномену в обществе. Любая социальная группа, имеющая общие ценности, установки, способы их выражения и существующая в пределах общей культуры общества, формирует свою субкультуру. Внимание к гомосексуальности как социальному и культурному явлению было впервые привлечено Ф. Карлье (F. Carlier), главой полиции нравов в Париже в 1860-х годах, исследовавшего феномен мужской проституции. Он пришел к выводу о существовании особой категории или группы гомосексуалистов как группы людей с определенным типом поведения, манерами, со специальными потребностями, страстями и вожделениями (Wiks).

Очевидно, что существует огромное различие между случайными гомосексуальными контактами и сознательным усвоением гомосексуальности как "образа жизни". Переживания обусловлены не столько фактом сексуальных актов, сколько переживанием гомосексуальности как стигмы (метка или клеймо - греч.). Это, в свою очередь, требует стратегий адаптации, что в значительной степени достигается присоединением к гомосексуальной субкультуре. Сексуальная субкультура может выполнять некоторые комплементарные функции: облегчение (смягчение) изоляции и вины, обучение своих представителей нравам и обычаям, обучение и подтверждение идентичностей. Одной из основных целей гомосексуальной субкультуры можно считать обеспечение способов поиска сексуальных партнеров. Ограниченный характер субкультурного движения подчеркивает невозможность его культурного доминирования (Омельченко. 2000).

Во многих работах, посвященных гомосексуальности и гомосексуальным субкультурам, подчеркивается важность различения понятий поведение, роль и идентичность. Кросс-культурные исследования показали, что гомосексуальное поведение автоматически не подразумевает гомосексуальной идентичности. Гомосексуальные роли и идентичности социально сконструированы. Даже будучи представленной среди ограниченного количества людей, гомосексуальная "ориентация", ее проявления, социальные определения и субъективный смысл, ей приписываемые, могут невероятно варьироваться. Попытки определения унифицированной гомосексуальной манеры поведения обречены на неудачу (Wallis). Гомосексуальная ориентация может быть строгой, но ее значимость зависит от огромного количества факторов, которые изменяются с течением времени. Гомосексуальные отношения не в достаточной мере поддерживаются институционально, в большинстве случаев гомосексуальные отношения не санкционированы на законодательном уровне. Из-за отсутствия социальной и законодательной поддержки гомосексуалы создают свою систему поддержки, поэтому сохранение отношений между ними в большей степени зависит от качества межличностных отношений, чем от социальных институтов. Человек, которого можно определить как гомосексуал, с большей вероятностью включен в гомосексуальные субкультуры, развивает сети дружбы и отношений и использует свою гомосексуальность как способ повышения статуса. Соответственно, чем дольше человек остается в гомосексуальной субкультуре, тем вероятнее, что он усвоит ее ценности и станет идентифицировать себя в первую очередь как гомосексуала. В каждом случае важным фактором является не внутренняя предрасположенность, а степень поддержки субкультурой активности и Я-концепции каждого конкретного человека.

Отечественная репрезентация гомосексуальности и гомосексуальной субкультуры в средствах массовой информации носит конъюнктурный, эпатажный характер. Распространенное в общественном сознании мнение о неестественности гомосексуальных отношений обусловило возникновение гомофобии, одним из проявлений которой являются мифы о гомосексуалах, среди которых связывание гомосексуальности с агрессивными чертами характера, склонностью вовлекать других в свои отношения насильственным путем. Исследования опровергают это, доказывая, что гетеросексуальные мужчины чаще совершают физическое насилие и сексуальные преступления. Опасение, что дети гомосексуальных родителей усвоят гомосексуальную идентичность, также опровергнуто: дети таких родителей чаще приобретают именно гетеросексуальную идентичность, поскольку не сексуальная идентичность родителей, а особенности детско-родительских отношений влияют на формирование сексуальной идентичности детей (Andersen).

 

Гендерная сегрегация







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 196. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия