Тема 7. Особенности современной религиозности (1 час).План лекции: 1. религиозности в современной культурной ситуации 2. Секуляризация и сакрализация 3. Модернистские и фундаменталистские тенденции в современных религиях ХХI век является переломным моментом для многих элементов человеческой культуры. В качестве отправной точки используем элементы общие для всех религий, наличие которых определяет систему как религиозную. Таких элементов три: религиозные образы; мифологическая система; ритуалы. Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни. Сакрализация (от латинского «священный») - это явление, при котором все действия, поведение людей, социальные отношения институты подпадают контролю и управлению со стороны религиозных организаций и авторитетов. После эпохи Возрождения, особенно в период Просвещения наметился обратный процесс - зародилась секуляризация (от латинского «светский»), как выход поведения людей и социальной деятельности из-под контроля религии. Изначально секуляризация коснулась лишь процессов реформации католической церкви, когда ее имущество отчуждалось в пользу государства, но затем стала более широким явлением. Оптимальным для развития общества и его стабильности представляется утверждение в общественном сознании принципов веротерпимости, толерантности, права на свободу совести, стремление к диалогу между разными конфессиями, верующими и атеистами. Особенно нужно подчеркнуть, что взвешенное и корректное отношения государства к разным конфессиям и церквям является условием межконфессионального согласия и социальной стабильности. Таким образом, становится понятно, что религия - это весьма динамичное и многогранное социальное явление, которое может играть как важную позитивную, так и негативную социальную роль. В современном мире, где наметилось взаимодействие сторонников сакрализации и секуляризации, где люди стали теснее общаться, информация передаётся быстрее, происходит постоянный диалог культур, в том числе религий. Поэтому появляются многие проблемы, главной из которых становится проблема религиозных конфликтов, толерантности и веротерпимости.
Рекомендуемая литература 1.Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник.-Белгород,1997.-322 с. План лекции: 1. Законодательство Республики Казахстан о религии 2. Понятие о свободе вероисповедания 3. Казахстанская модель толерантности Законодательство Республики Казахстан провозглашает светский характер государства и обеспечивает право каждого на свободу вероисповедания. В целях реализации положений Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» проведена государственная регистрация/перерегистрация религиозных объединений, которая завершилась 25 октября 2012 года. Понятие о свободе вероисповедания. История свидетельствует, что отношение общества к религии в разные эпохи существенно отличалось. Некоторые государства провозглашали одну из религий главной и объявляли принадлежность к ней обязанностью любого гражданина. В других государствах дело доходило до полного запрета религии и права людей верить в Бога. В наши дни общепризнанным стало признание права человека на свободу вероисповедания. Современное понимание прав человека и свободы вероисповедания определяется общепризнанными международными соглашениями, принятыми ООН, ОБСЕ и другими организациями. Одним из важнейших документов стала «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Свобода вероисповедания понимается как одна из основных и фундаментальных свобод человека. Свобода вероисповедания включает право индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ф ундаментальной основой межконфессионального диалога, ориентированного на общечеловеческие ценности, является толерантность. Современное понимание толерантности утвердилось благодаря мыслителям эпохи Просвещения, идеи которых отразились в принятой в 1789 году Учредительным собранием Франции «Декларации прав человека и гражданина». Эта декларация стала одним из первых официальных документов, провозгласивших свободу мысли и слова. В 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов терпимости», в которой толерантность признана всеобщей ценностью и основополагающим компонентом уважения и правильного понимания культурного многообразия мира, религий, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Таким образом, следует определить толерантность как уважение и признание равенства, многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от доминирования и насилия, а также готовность принять других такими, какими они являются, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Рекомендуемая литература 1.Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.)
|