Пропуски метрических ударенийВ русском языке двусложные размеры (хорей и ямб) имеют особенность: иногда на том месте, где по схеме размера должен стоять ударный слог, оказывается безударный. Рассмотрим с этой точки зрения несколько стихов из «Евгения Онегина». (1) Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил – / – / – / – – всё в порядке, это четырёхстопный ямб. Далее: (2) Когда́ не в шу́тку занемо́г, – / – / / – (3) Он уважа́ть себя́ заста́вил / – / – / – (4) И лу́чше вы́думать не мо́г… – / – / / – Таким образом, в случае пропуска ударения в двусложном размере появляется особая стопа – п и р р и х и й, состоящая из двух безударных слогов . Также существует и другая стопа, с п о н д е й, состоящая из двух ударных слогов – –. Например, Скучна мне оттепель: во́нь, гря́зь – весной я болен… Или: Сне́г ры́хлый по колено ей… Как правило, спондеи встречаются в начале стиха, часто они возникают благодаря частицам «да» и «нет», междометиям «о», «а», «чу» и т.д. Да́, те́нь твою никто не порицает… На самом деле термины «пиррихий» и спондей» заимствованы из древнегреческой метрической системы и являются обозначением внеметрического (сверхсхемного) ударения. Стихотворения, написанного только спондеем или пиррихием, не существует. При скандировании пиррихий можно «не услышать», в таком случае на одно слово будет приходиться два, а то и три ударения. К примеру, Когда́ не в шу́тку за́;немо́г… - такое ударение называется р и т м и ч е с к и м. Соответственно, запись скандовки будет выглядеть так: – / – / – / – Таким образом, спондеи и пиррихии показывают разницу между ударениями ритмическими и речевыми. Определять размер это не мешает: и в первом (с пиррихием) и во втором (без пиррихия) случае размер этого стиха одинаков – это четырёхстопный ямб.
|