ФОНИКА и СТРОФИКА
Рифма – всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения; важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха. Рифма может быть начальной, срединной и конечной (концевой). В европейской поэзии наиболее распространено конечное звучание. Рассмотрим существующие виды рифм. I. ПО ТИПУ ОКОНЧАНИЯ 1) Мужская (ударение падает на первый слог с конца): Полна́ – дна́; 2) Женская (ударение падает на второй слог с конца): Нау́ка – ску́ка 3) Дактилическая (ударение падает на третий слог с конца): Стра́нники – изгна́нники 4) Гипердактилическая (на четвёртый слог с конца): Протя́гиваются – притра́гиваются. II. ПО ЧАСТИ РЕЧИ 1. Грамматическая (рифмуются одинаковые части речи) Наука – скука (существительные) 2. Разнородная (рифмуются разные части речи) Полна – дна (прилагательное + существительное). III. ПО СОСТАВУ 1) Цельная (рифмуются целые слова): Наука – скука 2) Составная / каламбурная (одно слово рифмуется с несколькими, либо группы слов рифмуются между собой): Девы – где вы? Суп сидя я – субсидия До ста расти – без старости.
IV. ПО СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ 1) Точная (совпадение звуков рифмующихся слов от ударного гласного и до конца слова): Зл о́го – зд о́рово Пр а́вил – заст а́вил · Богатая рифма (совпадает не только ударная и заударная часть, но и предударный согласный): Мо р о́зы – р о́зы 2) Неточная · Приблизительная (при одинаковых согласных заударная гласная различается): Берёз а – слёз ы · Ассонанс (гласные созвучны, а согласные различны): О́блако – о́б руку При́нятый – вы́пито · Усеченная (усекается конечный согласный): Плеч о́ – ни о чём · Диссонанс (разные ударные гласные при созвучных согласных): Гриб – граб – гроб – груб Слушайте – лошади · Неравносложная (рифмуются слова с разными типами окончаний, напр. мужские с женскими): Ня́ньке – на́ ноги (женская и дактилическая рифмы)
· Глубокая / корневая (рифмуются слова со сходной предударной частью): Го́; йя – го́;ре – го́;лос – го́;лод – го́;рло.
|