Дву- и трёхсложные размеры
Существует несколько различных систем стихосложения. 1) Метрическая система присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются по долготе (древнегреческий, латинский языки, из современных – арабский). 2) Силлабическая система используется в языках с фиксированным, постоянным ударением (французский, польский). 3) Тоническая система свойственна языкам с подвижным ударением и основана на чередовании ударных и безударных слогов (русский, немецкий, английский языки). Ø Самая строгая система тонического стихосложения – силлабо-тоническая (утвердилась в XVIII в.), основанная на едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это создаёт упорядоченное, ритмичное звучание. Именно варианты чередования слогов и дают различные м е т р ы, например, ямб. Основных классических метров пять; минимальная ритмическая единица в стихе – с т о п а. Стопа – группа из одного ударного и нескольких безударных слогов (термин введён В. К. Тредиаковским). По количеству и форме стоп стихи называют так: двустопный (трёх-, четырёх-, пятистопный) ямб (или хорей). Количество стоп считается по ударным слогам. Ø Отличие метра от р а з м е р а в том, что в размере указываются стопы (напр., пятистопный), а метр подразумевает вид чередования слогов (напр., ямб). Таким образом, объединив размер и метр, получим пятистопный ямб. В быту понятия «метр» и «размер» нередко отождествляют.
Рассмотрим сначала двусложные размеры. Это хорей и ямб. Хорей. Первый слог ударный, второй – безударный. Вот схематичная запись одной стопы хорея: – . Для удобства сто́пы можно разделять слэшем /. Попробуем постучать ручкой по столу (ударный слог должен звучать громче): та́к-так / та́к-так / та́к-так – / – / – – в стихе это равнозначно трёхстопному хорею.
Ямб. А теперь – наоборот, первый слог безударный, а второй ударный: так-та́к / так-та́к / так-та́к – / – / – – получился трёхстопный ямб. Такой приём (постукивание ручкой по столу или хлопанье в ладоши для определения размера стиха) служит зачином с к а н д о в к и. Скандовка – чёткое произношение слов по стопам стиха для определения размера. Попробуем на словесном материале: 1) Ро́за, ро́за – двустопный хорей. – / – 2) Река́, река́ – двустопный ямб. – / – Усложним задачу. · Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет… – / – / – / – – это четырёхстопный хорей. · Пора́, пора́, рога́ трубя́т… – / – / – / – – это четырёхстопный ямб.
Теперь попробуйте назвать размер сами. · На́ша Та́ня гро́мко пла́чет… – / – / – / – · Я к Вам пишу, Чего же боле?.. – / – – / –
Перейдём к трёхсложным размерам. Это дактиль, амфибрахий и анапест. Дактиль – Проскандируем: Та́к-так-так / та́к-так-так / та́к-так-так – трёхстопный дактиль Ве́село, ве́село – / – – двустопный дактиль Ещё пример: Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая… – / – / – / – – это четырёхстопный дактиль.
Амфибрахий – Проскандируем: Так-та́к-так / так-та́к-так Берёза, берёзка – / – – двустопный амфибрахий. Рассмотрим стих: В глубокой теснине Дарьяла… – / – / – – это трёхстопный амфибрахий. Из какого произведения эта строчка? кто автор?
Анапест – Так-так-та́к / так-так-та́к / так-так-та́к – равнозначно трёхстопному анапесту. Далеко́, глубоко́ – / – – это двустопный анапест. Разъезжа́ются го́сти домо́й… – / – / – – сколько стоп в этом стихе?
Следующие стихи уже разбиты на стопы и в них проставлены ударения. Проскандируйте вслух и попробуйте назвать размер. 1) Ту́чки не/бе́сные, / ве́чные / стра́нники… 2) После́дня/я ту́ча/ рассе́ян/ной бу́ри! Одна́ ты/ несёшься/ по я́сной /лазу́ри… А теперь сами разделите стихи на стопы:
3) Что тако́е любо́вь? – это встре́ча Навсегда́, до конца́, на века́;.
|