Дольник и тонический стихД о л ь н и к представляет собой переходную форму от силлаботоники к т о н и ч е с к о м у стиху. Наиболее широко дольник стал использоваться в начале XX в. Дольник – соединение в одном стихе стоп двусложного и трёхсложного метра. В дольнике, как правило, сочетаются Ямб + анапест; Хорей + дактиль; Ямб / хорей + амфибрахий.
Например, дольник (амфибрахий + хорей). Измучен жизнью, коварством надежды, Когда им в битве душой уступаю, И днём, и ночью смежаю я вежды И как-то странно порой прозреваю… – / – / – / – – / – / – / – – / – / – / – – / – / – / – Дольник (дактиль + хорей). Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно... – / – / – / – – / – / – / – – / – / – / – – /– / – / Дольник (анапест + ямб). Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни́… – / – / – / – / – / – Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь… – / – / – – / – / – А теперь попробуйте сами определить «состав» дольника: 1) Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжёлые… 2) Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Существуют различные виды дольника. Переводчик и литературовед М. Л. Гаспаров выделил, например, такие: - «есенинский» - «цветаевский» - «акмеистический» (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам).
Между дольником и тоническим стихом стоит т а к т о в и к. Тактовик – метр с ещё более «расшатанной» ритмической основой. Например, Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан. Здесь короткие строки, состоящие из ударных слогов, чередуются с длинными, относительно «медленными», разбавленными безударными, ещё более замедляющими неторопливое движение времени: «ме-е-ед-лен-на ле-е-ет арба». Работает звукопись – ассонанс («е» и «а»), аллитерация («б» в начале значимых слов: «бык», «бог, «бег», «барабан»). Сюда же можно отнести «Барабанную песню» В. Маяковского», «Реквием» Н. Асеева, «Тринадцать» С. Кирсанова. Вот примеры несколько иного вида тактовика: Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стёр с лица. – Команда – во фронт! Офицеры, вперёд! Сухими шагами командир идёт.
Или: Конница подцокивала прямо по дороге, Разведка рассыпалася ще за две версты, Волы та верблюды, мажарины та дроги, Пшеничные подухи, тюки холстин. Тоническое стихосложение существовало в русской поэзии издавна. В начале XX в. В. Маяковский распространил его в форме а к ц е н т н о г о стиха. Акцентный (или чисто тонический) стих основан на счёте только (!) ударных слогов (расположение безударных между ними роли не играет). Слово в нём выступает одновременно и как смысловая, и как ритмическая единица. Часто (особенно у Маяковского) акцентный стих отличается нестандартной строфической композицией – «лесенкой»: Билет – щёлк. Щека – чмок. Свисток, – и рванулись туда мы, куда, как сельди, в сети чулок плывут кругосветные дамы.
|