Даосизм– древнейшее учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый учитель), живущий в VI – V вв. до н.э. Главные источники “Даоцзин” и “Дэцзин”, совместно именуемые “Даодэцзин”.
|
«Дао» – имеет два значения: во-первых, это путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; во-вторых, это субстанция, от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту.
«Дэ» – благодать, исходяшая свыше; энергия благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
|
Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»).
Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и всё человечество сходит «Дэ» – животворяшая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдёт от императора к нему.
Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – первоначалом, послушании императору и близость к нему.
Путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей.
Необходимо во всём уступать друг другу.
|
Конфуцианство
Конфуцианство– древнейшая школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551-479 гг. до н.э. Главный источник учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»)
|
Основные вопросы конфуцианства заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
Представители данной школы выступают за мягкое управление обществом (власть отца над сыновьями).
Золотое правило конфуцианства: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества и является актуальным и в настоящее время.
|
Основополагающие принципы конфуцианства
|
· Жить в обществе и для общества.
· Уступать друг другу.
· Слушать старших по возрасту и по званию.
· Подчиняться императору.
· Сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей.
· Быть человечным.
|
Проблема руководителей и подчинённых в конфуцианстве
|
Подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам.
Управлять на основе добродетели.
Обладать необходимыми знаниями.
Верно служить стране, быть патриотом.
Обладать большими амбициями, ставить высокие цели.
Быть благородным.
Делать только добро государству и окружающим.
Предпочитать убеждение и личный пример принуждению.
Заботиться о личном благосостоянии подчинённых и страны в целом.
|
Быть лояльным по отношению к руководителю.
Проявлять старание в работе.
Постоянно учиться и совершенствоваться.
|
Легизм
Легизм (школа законников, или Фацзя) - другое важнейшее социальное учение Древнего Китая
|
Основные постулаты легизма
|
· Основателями легизма были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.).
· В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
· Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
· Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.
· Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
|
· Человек обладает изначально злой природой.
· Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы,
· как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
· чтобы избежать произвола н всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
· государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
· основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
· основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
· законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушити законы;
· государственный аппарат должен (фрмироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаватгься по наследству);
· государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
|