Студопедия — К оглавлению. Η. Аббаньяно. Мудрость философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К оглавлению. Η. Аббаньяно. Мудрость философии






==130

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

и человеческого мира. Во имя опыта и разума, дочерью которого провозглашала себя ньютоновская наука, Просвещение подвергло радикальной критике традиционные религиозные, моральные и политические концепции и, опираясь на науку, пришло к обнаружению в истории того беспрерывного прогресса рода человеческого к благосостоянию и счастью, которые, кажется, обещало господство над природой. Но в этой атмосфере становилась необходимой также и переоценка познавательных функций, присущих человеку, на основе их способности давать начало науке о природе, которую предначертал Ньютон. Эта переоценка была начата Кантом, считавшим научное познание результатом синтеза материала, данного опытом, и определенного числа «категорий», т. е. ментальных функций, способных придать этому материалу тот порядок, который делает из него автоматическое познание мира природы.

Если вдохновляемый Кантом критицизм пытался дойти до условий достоверности науки, а позитивизм и натурализм принимали саму науку буквально, обнаруживая в ней единственно возможное познание и спасение человека, идеалистические философии могли противопоставлять себя науке, лишь делая из природы, являющейся ее объектом, простую видимость или же творение-проявление Духа. А другие философские течения XIX века во имя


Эйнштейн

==131

Духа противопоставляли себя ньютоновской науке, делающей из мира гигантский механизм, совершенно чуждый ценностям духовной жизни. Но уже наука Ньютона открыла путь тому «деизму», который был присущ многим последующим философиям: совершенство космического механизма позволяло думать о его всемогущем и совершенном Творце.

Как бы то ни было, пусть даже пройдя через возражения и критику, ньютоновская наука сделала за последние века гигантские шаги. Биологические и даже гуманитарные дисциплины (такие, как психология и социология) пытались организоваться по образцу ньютоновской физики с результатами различной значимости для одной и для другой. А неотделимый от науки технологический аспект сделал возможным рождение и развитие индустриализма, который, в свою очередь, глубоко изменил формы культурной жизни.

3. КРИТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ ФИЗИКИ ЭЙНШТЕЙНА

Творчество Эйнштейна начинается не с предварительной критики ньютоновской физики. Критическому повороту, который оно несет с собой, положили начало некоторые эксперименты, оказавшиеся непримиримыми с закона-


==132

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

ми ньютоновской физики. Эти законы основывались на четко сформулированном Ньютоном допущении, что существует абсолютное время,которое течет однообразно само по себе, и постоянное, неподвижное и всегда равное абсолютное пространство; и что, следовательно, также движение и местоположение тела абсолютны. Исходя из этих допущений, ньютоновская наука претендовала на то, что она создана единственным и вездесущим наблюдателем, божественным оком, которое может постигать события мира в их одновременности или на их абсолютной пространственно-временной отдаленности. Вопреки этой претензии Эйнштейн утверждал требование, что в любом случае нужно учитывать метод, посредством которого физический феномен может быть удостоверен и измерен; и метод всегда включает в себя применение определенных инструментов, используемых при проведении наблюдения с определенной точки зрения. Если учесть это замечание, сразу же видно, что два события, оказывающиеся одновременными для одного наблюдателя, не являются таковыми для другого, находящегося в иной позиции, и что в любом случае пространственная или временная отдаленность между событиями зависит от системы отсчета, по отношению к которой она была определена. Это значит, что сама отдаленность является относительной, а не абсолют


Эйнштейн

==133

ной, и что поэтому относительны также и другие физические величины, входящие в определение этой отдаленности, такие, как объем, масса, ускорение, сила притяжения, электрический заряд и т. д.

Утверждаемая Ньютоном абсолютность пространства и времени делала ненужным принятие во внимание действительных инструментов, которыми пользуется физик при наблюдении пространственно-временных феноменов. Относительность пространства и времени — неизбежное следствие требования принимать во внимание эти инструменты, т. е. метод, посредством которого осуществляется наблюдение. Согласно физике Эйнштейна, существует не божественное око, которое наблюдает мир, а человеческий глаз, сам подчиненный тем пространственновременным детерминациям, которые он хочет наблюдать в природе. Различие этих детерминации порождает различие результатов, полученных при наблюдении одного и того же феномена, который в силу этого уже не кажется «одним и тем же» в строгом смысле слова, потому что он выражен иными измерениями. И все же между этими измерениями можно установить отношения, которые позволяют превращать одно в другое, но тогда речь идет о математических отношениях, законах, не имеющих никакого сходства с физическим феноменом, к которому они относятся. И действительно, они основыва-


 

==134

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

ются на понятии пространства, не являющегося уже трехмерным пространством, в котором объекты предстают в чувственном опыте.

В этом месте ньютоновская концепция науки как исчерпывающего и полного описания мира природы была отброшена. Понятия науки не «описывают» природные события, а лишь позволяют включать их в систему законов, которая делает возможным обнаружить их порядок и обеспечивает их предвидение. Но порядок, который придает эта система событиям, непосредственно невоспринимаем: он абстрактен и основан исключительно на математических отношениях. Поэтому уже можно говорить не об однообразии природы в самой себе, регистрацией которого ограничивается наука посредством соответствующих наблюдений и экспериментов; но лишь об однообразии, которое научная мысль навязывает физической природе в той степени, в какой она не опровергает его с помощью результатов наблюдений. Второе сущностное преобразование физики, совершенное Эйнштейном посредством устранения силы притяжения и приписывания гравитационных движений изогнутости пространства, означает следующий шаг на этом пути. Тела — это уже не реальности, отличные от силы, которая их движет, и от пространства, в котором они движутся, а лишь точки, в которых интенсивность силы является наибольшей. Таким образом, поле действия силы


Эйнштейн

==135

становится истинной реальностью, которую следует принимать во внимание, а управляющие им математические законы оказываются применимыми равным образом к движению планет и движению субатомарных частиц. Но, повторяю, речь идет не о воспринимаемой реальности, а лишь о вычисляемой посредством формул, значение которых исчерпывается их способностью предугадывать события.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 203. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия