Студопедия — Тема 2. Актерское искусство Малого театра
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. Актерское искусство Малого театра






2.1. Встреча двух актерских поколений на сцене Малого театра: М.С. Щепкин и П.М. Садовский. Полемика «западников» (лидерство Щепкина) и «славянофилов» (лидерство Садовского) по поводу включения в репертуар первых пьес А.Н. Островского.

Новые темы, конфликты, художественные типы реалистической драматургии и проблема ее сценического освоения. Выработка новой органики существования, новых принципов создания образа и новых актерских приемов.

«Примерка» М.С. Щепкина новой театральности к исполнению ролей Островского (Любим Торцов в «Бедности не порок»), Сухово-Кобылина (Муромский в «Свадьбе Кречинского), Тургенева (Кузовкин в «Нахлебнике»).

Развитие щепкинских традиций в творчестве его учеников – И.В. Самарина, С.В. Шумского, Г.Н. Федотовой. Возникновение единого исполнительского «тона» и слаженного актерского ансамбля. Формирование исторически достоверной, содержательно объемной, психологически точной и вместе с тем ансамблевой актерской игры. Своеобразие московской актерской школы.

2.2. И. В. С а м а р и н (1820–1875) – ученик М.С. Щепкина, воплотивший на сцене тип «русского европейца». Отличительные черты творческой индивидуальности артиста: светская непринужденность, хорошая литературная речь, безукоризненность манер, благородство тона. Выступления молодого Самарина в амплуа драматического любовника (Чацкий, Гамлет, Дон Цезарь де Базан).

Самарин – инициатор расширения репертуара за счет шекспировских постановок; исполнитель ролей Петруччо («Укрощение строптивой»), Бенедикта («Много шума из ничего»).

Возрастной переход на роли светских бар и стареющих аристократов: Муромский («Свадьба Кречинского»), Фамусов («Горе от ума»), Телятев («Бешеные деньги»).

2.3. С. В. Ш у м с к и й (1820–1878) – любимый и лучший ученик Щепкина, «актер без амплуа». Артистизм, благородство и тонкий сценический вкус. Отказ от привычной театрализации «передового» героя. Точность социальных характеристик образа. Раскрытие внутреннего мира персонажа.

Разнообразие ролей в драматургии Островского: недавний выпускник университета Жадов («Доходное место»), актер-комик Аркашка Счастливцев («Лес»), маразмирующий чиновник Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), жалкий бедняк Оброшенов («Шутники»), крупный делец Прибытков («Последняя жертва»).

Роли в высокой комедии: Скапен («Проделки Скапена»), Сганарель («Школа мужей»), Фигаро («Женитьба Фигаро»), Кречинский («Свадьба Кречинского»).

2.4. П. М. С а д о в с к и й (1818–1872) – основоположник школы Островского в русском актерском искусстве. Глубоко национальный характер творчества. Органичность театральной выразительности, верность «натуре», народность юмора, точность бытовых характеристик, внимание к внутренней стороне жизни образа. Роли в высокой комедии: Жеронт («Проделки Секапена»), Баптист («Укрощение строптивой»), Бенито («Сам у себя под стражей»).

Первый исполнитель роли Любима Торцова («Бедность не порок»). Утверждение современника, что с ним «сама правда вышла на сцену».

Сценические образы самодуров: Тит Титыч, Хрюков, Курослепов. Гоголевские роли артиста: Осип («Ревизор»), Подколесин («Женитьба»). Исполнение драматических ролей: крестьянин Ананий Яковлев («Горькая судьбина»), лавочник Краснов («Грех да беда на кого не живет»). Сочетание комедийных и драматических нот в исполнении роли Расплюева («Свадьба Кречинского»).

2.5. Л. П. Н и к у л и н а – К о с и ц к а я (1627–1868) – актриса романтического склада. Ее духовный облик в «Записках» («Записки Л.П. Никулиной-Косицкой, артистки императорских московских театров»).

Стихийная сила темперамента, бурная эмоциональность, искренность переживаний в ролях мелодраматического репертуара.

Русская душа актрисы и национальный характер исполнения ролей Островского: Дуня («Не в свои сани не садись»), Анна Ивановна («Бедность не порок»), Груша («Не так живи, как хочется»). Влюбленность драматурга в актрису; создание драмы «Гроза» под обаянием ее таланта и личности. Исполнение роли Катерины Кабановой.

2.6. Г. Н. Ф е д о т о в а (1846–1925) – образцовая актриса Малого театра, соединившая в своей исполнительской манере традиции Щепкина, Самарина, Никулиной-Косицкой. Виртуоз актерской техники, знаток женского сердца и женской природы, глубокая истолковательница духовной сущности играемых ролей – комедийных, драматических, мелодраматических.

Роли в пьесах Островского: Катерина («Гроза»), Василиса Мелентьева, Параша («Горячее сердце»), Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги»), Снегурочка, Мурзавецкая («Волки и овцы»).

Роли мирового репертуара: Катарина («Укрощение строптивой»), Беатриче («Много шума из ничего»), Елизавета («Мария Стюарт»).

2.7. М.Н. Е р м о л о в а (1853–1928) – великая трагическая актриса.

Мочаловские традиции исполнения героико-романтических ролей в западном репертуаре: Эмилия Галотти («Эмилия Галотти») Лауренсия («Овечий источник»), Иоанна д’Арк («Орлеанская дева»), Юдифь («Уриель Акоста»), Мария Стюарт, Мария Тюдор, Федра.

Идеализация и героизация образов Островского: Катерина («Гроза»), Тугина («Последняя жертва»), Негина («Таланты и поклонники»), Евлалия («Невольницы»), Купавина («Волки и овцы»).

Переход на роли «благородных матерей»: Кручинина («Без вины виноватые»), фру Альвинг («Привидения»), княжна Плавутина-Плавунцева («Холопы»).

2.8. А. П. Л е н с к и й (1847–1908) – идеальный актер на роли героев-любовников, блестящих фатов и легкомысленных красавцев-мужчин.

Мастерское вскрытие внутренней сущности роли и создание художественного типа. Глубина и тонкость психологического анализа. Внимание к костюму и гриму. Высокая культура речи. Тщательная разработка партитуры роли.

Новизна исполнения шекспировских ролей. Блеск комедийности и пылкость романтического увлечения в ролях Бенедикта («Много шума из ничего») и Петруччио («Укрощение строптивой»). Реалистическая трактовка трагических ролей Гамлета и Ричарда III.

Роли в пьесах Островского: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Лыняев («Волки и овцы»), Паратов («Бесприданница»).

Стремление к реформированию искусства Малого театра: занятия режиссурой и сценической педагогикой.

2.9. М. П. С а д о в с к и й (1847–1910) – сын П.М. Садовского, принятый в Малый театр на роли простаков. Выступления в амплуа характерного комика, обнаружившие «много натуры, прирожденной веселости и мимики». Отказ от чистого комизма и сердечное, полное умного юмора исполнение ролей «рубашечных» героев: Ваня Бородкин («Не в свои сани не садись»), Андрей Брусков («Тяжелые дни»), Вася Шустрый («Горячее сердце»). Драматические ноты, демократизм и благородная простота исполнения ролей Аполлона Мурзавецкого («Волки и овцы»), Хлынова («Горячее сердце»), Тихона («Гроза»), Аркашки Счастливцева («Лес»), Пети Мелузова («Таланты и поклонники»), Карандышева («Бесприданница»).

Садовский – автор очерков из жизни московского мещанства и купечества, переводчик пьес, сочинитель остроумных эпиграмм на театральные темы.

2.10. О. О. С а д о в с к а я (1850–1919) – гениальная исполнительница ролей пожилых женщин. Создательница образцового амплуа «старухи». Глубоко национальный характер творчества, раскрывающий «судьбу человеческую, судьбу народную» в образе.

Умение не просто хорошо исполнить роль, но создать характер, прочертить его жизненную биографию, вскрыть его социальные, культурные, духовно-душевные истоки («сыграть судьбу»). Врожденная музыкальность актрисы. Исключительная выразительность речевых характеристик образа: отчетливость дикции, звучный, прекрасно обработанный голос, интонационное богатство, чистота старомосковской мелодики речи.

Богатство и тонкость юмора, жизнерадостность и разнообразие актерских красок в комедийных ролях: Кукушкина («Доходное место»), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»), Анфуса Тихоновна («Волки и овцы»), Улита («Лес»), Барабошева («Правда – хорошо, а счастье лучше»).

Глубина исполнения ролей в русской классике: Сваха («Женитьба»), Пошлепкина («Ревизор»), Хлестова («Горе от ума»), Галчиха («Без вины виноватые»), Матрена («Власть тьмы»).

2.11. А. И. Ю ж и н – С у м б а т о в (1857–1927) – драматург и актер, театральный педагог, многолетний руководитель Малого театра. Апологет романтизма на драматической сцене, утверждавший в репертуаре Малого театра пьесы Лопе де Вега, Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира. Прекрасный исполнитель ролей царедворцев, дипломатов, государственных деятелей в мировом репертуаре: Дюнуа («Орлеанская дева»), Дон Карлос («Эрнани»), маркиз Поза («Дон Карлос»), Лейстер («Мария Стюарт»).

Величественность, монументальность исполнения шекспировских ролей: Макбет, Ричард III, Кориолан, Шейлок, Яго.

Умная ирония и тонкий аналитизм исполнения комедийных ролей: герцог Болингброк («Стакан воды»), Фигаро («Женитьба Фигаро»), граф Альмавива («Севильский цирюльник»), лорд Кавершам («Идеальный муж»).

Роли в русской классике: Репетилов («Горе от ума»), Телятев («Бешеные деньги»), Ракитин («Месяц в деревне»).

2.12. Е. К. Л е ш к о в с к а я (1864–1925) – актриса на роли очаровательных капризниц, светских красавиц, обаятельных кокеток. Естественная легкость игры, искренность чувств, пластичность в ранних ролях.

Одухотворенное исполнение роли Иоланты («Дочь короля Рене»), вдохновившая П.И. Чайковского на создание оперы «Иоланта».

Мастерское вскрытие существа женской натуры в драматических ролях: Лиза («Дворянское гнездо»), королева Мария («Рюи Блаз»).

Грация, женственность, «кружевное» изящество, обаятельное лукавство исполнения комедийных ролей в мировом репертуаре: Диана («Собака садовника»), Катарина («Укрощение строптивой»), леди Тизл («Школа злословия»), миссис Чивлей («Идеальный муж»)

Роли в комедиях Островского: Лидия Чебоксарова («Бешеные деньги»), Глафира («Волки и овцы»), Гурмыжская («Лес»).

Сравнение исполнительского стиля актрисы с «бокалом холодного, покалывающего шампанского» (Т.Л. Щепкина-Куперник).

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 616. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия