Студопедия — Ересь манихейская. Монтанизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ересь манихейская. Монтанизм






 

Манихейство. В начале III века на смену гностицизму, терявшему свою привлекательность, пришло новое еретическое учение - манихейство. Оно представляло смесь христианства с началами религии Зороастра, став не столько церковной ересью, сколько новой религией. Основанием является перс Мани, маг одной из религиозных партий зороастризма. Он принял христианство и одно время, до отлучения его от Церкви, был пресвитером. Учение Мани - это попытка объединить воспринятое им от гностиков христианство, с дуалистической религией древних персов. Манихейство утверждало два самостоятельных начала, образующих два отдельных мира. Во главе положительных сил стоит "царь светлости", который обладает пятью нравственными признаками: любовью, верностью, мужеством, верой и мудростью. Все силы добра, или света, соединяются для сотворения первочеловека, или небесного Адама. А все элементы царства зла объединяются для создания сатаны. Первочеловек побежден темными силами и заключен на дно ада, откуда его избавляют светлые силы. Небесный Христос действует через человека Иисуса без внутреннего соединения с Ним (докетизм) и покидает Его при распятии. Учение Мани о будущей жизни предполагает двойной дуализм - добра и зла, с одной стороны - духа и материи, с другой. Вселенная есть некая ничейная зона между Богом добрым и богом злым. Все богатство мира и разнообразие - игра света и тени, вызванной борьбой двух начал. В итоге тела уничтожатся полностью, никакого телесного воскресения не последует. Видимый мир сгорит полностью, и мировая душа вернется к своему источнику. Сатана будет тогда бессилен. "С конца III века вплоть до блаженного Августина отцы ревностно боролись против манихейства, но в этой борьбе они пользовались философскими категориями, самая постановка которых несколько уводила их в сторону от самой проблемы. Для отцов зло действительно есть недостаток, порок, не-совершенство; не какая-то природа, а то, чего природе недостает, чтобы быть совершенной. В аспекте сущностном отцы считают, что зла не существует, что оно есть только лишение бытия. Этот ответ был достаточным опровержением манихеев, но он бессилен перед реальностью зла, всеми нами ощутимой, перед злом, присутствующим и действующим в мире" [97]. Несмотря на жестокие гонения, манихейство довольно широко распространилось в III и IV веках, просуществовав на востоке до XI столетия.

 

Монтанизм среди ересей II и III веков представляет собою явление особого характера. Исходный пункт монтанизма, в противоположность антитринитариям, - отрицание участия разума в деле веры и слепая вера во все откровенное, граничащая с суеверием. Основатель ереси - фригийский языческий жрец Монтан, принявший крещение около 156 года. В противоположность гностикам и антитринитариям, монтанисты держались во всем положительного учения Церкви. Главный пункт, в котором они расходились с Церковью, - учение о продолжении в Церкви откровения и благодатных даров. Они считали, что Церковь Христова развивается на земле под водительством благодати постепенно, имея свои возрасты. Отрочество - при Моисееве законе. Юность - под благодатью Христовой. Период мужества - при Монтане и других пророках. Новые откровения монтанистов направлены не к сообщению нового догматического учения, а к переустройству собственно церковной жизни на более строгих началах. Благодаря тому, что монтанисты строгими правилами жизни привлекли на свою сторону выдающегося церковного писателя Тертуллиана, пресвитера Карфагенской Церкви, одного из выдающихся писателей западной Церкви, их доктрина была облечена в строгую систему и стала хорошо известна, и не только от полемистов. Монтанисты, образовав отдельное общество, стали называть себя духовными христианами, а всех православных - душевными. Под управлением своего патриарха, обитавшего в Пепузе, монтанисты существовали до VI столетия и даже далее. В 325 г. на I Никейском Соборе монтанизм, "катафригийская ересь", был осужден. Борьба с экстатической сектой монтанистов, возвещавших пришествие Параклита, привела к появлению секты алогов, или "бессловесников", как решительных противников учения Монтана. Так как о Духе Утешителе говорится только в Четвертом Евангелии, поэтому алоги, по замечанию В.В. Болотова, "круг весьма темных, неглубоких богословских умов", признали и Евангелие от Иоанна, и Послания его, и Апокалипсис подложными. Авторство этих новозаветных текстов они приписывали некоему Керинфу [98].

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 819. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия