Студопедия — Педагогические ситуации и суждения. А. С. Макаренко писал: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Педагогические ситуации и суждения. А. С. Макаренко писал: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет






I

А. С. Макаренко писал: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспита­тельного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» (Макаренко А. С. Педа­гогические сочинения: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.—С. 215).

Каково ваше отношение к этому высказыванию А. С. Макаренко? Из приведенных ответов выберите наиболее приемлемый (с вашей точки зрения)-

1. А. С. Макаренко не учитывает особенностей анатомо-физиологического и социально-психического раз­вития детей различных возрастных групп. Поэтому в каждом возрасте есть свои «основы» морали, свое со­держание воспитания, которое и необходимо усваи­вать, Задача воспитателей и заключается в том, чтобы установить, что является главным в каждом возрасте, этому учить и воспитывать.

2. А. С. Макаренко несомненно прав. Ведь до пяти лет ребенок овладевает значительным пластом социаль­ного опыта: языком, нравственными правилами поведе­ния и т. п. В этот период закладываются такие важные качества, как доброта, чувства, привычки, уважение к людям, бережное обращение с вещами, тру­долюбие. аккуратность и др. А это и составляет проч­ный фундамент нравственного богатства личности.

3. А. С. Макаренко прав: для воспитания возраст до пяти лет имеет первостепенное значение. Но он рассматривает этот вопрос односторонне. Сомнительно, что до пяти лет закладываются ведущие элементы вос­питанности. Думается, что главное в другом. Важно сформировать в этом возрасте волю, чувства ребенка. Это и будет важнейшей предпосылкой формирования нравственного богатства личности.

4. А. С. Макаренко не прав, Нельзя искусственно делить жизнь воспитанников на два периода: до пяти и после пяти лет. Ведь второй период составляет 10 -12 лет, а на него он отводит лишь 10 процентов воспи­тательных воздействий, А основные качества форми­руются во втором периоде: мировоззрение, чувства дружбы, любви, патриотизма, интернационализма и др.

5. Воспитывая ребенка до пяти лет, необходимо об­ратить внимание на главное - здоровье. Поэтому роди­тели и должны позаботиться, чтобы в эти первые годы ребенок рос физически здоровым, владел гигиенически­ми навыками. В эти годы ребенок еще ничего не по­нимает о нравственных нормах, правилах. Все эти ка­чества будут сформированы позже, когда ребенок пой­дет в школу. Нет оснований соглашаться с мнением А. С. Макаренко.

II

В педагогических коллективах продолжаются дис­куссии вокруг вопроса: нужны или нет единые требова­ния к школьникам в воспитании? Скрупулезное соб­людение единых правил некоторые считают своеобраз­ным способом насилия над личностью, нарушением де­мократии.

Как вы относитесь к этому? Из приведенных альтер­натив выберите ту, которая отражает вашу точку зре­ния.

1. Единые требования не нужны вовсе. Они предполагают одинаковый подход к детям, тогда как каждый ребенок обладает индивидуальными физическими и пси­хическими особенностями. Применяя единые требова­ния, мы занимаемся нивелированием личности, подавле­нием ее индивидуальных особенностей. Это может при­вести к появлению некоторых средних личностей.

2. Единые требования обязательны в каждом воспи­тательном учреждении. Пели воспитанники будут знать, что все воспитатели будут предъявлять единые тре­бования, им придется соразмерять свои поступки с уста­новленными требованиями. Но охватить все стороны жизни воспитанников невозможно. Поэтому в требова­ниях следует отразить главное из тех отношений, в кото­рые дети вступают с окружающими. Но единые тре­бования должны основываться на педагогически целе­сообразной платформе,

3- Выработка единых требований - занятие бес­смысленное. Ведь это нереально. Каждый воспитанник является неповторимой индивидуальностью. Создавать единые требования - это насилие над личностью, ли­шение ее возможности развития и воспитания в соот­ветствии с программой биологического наследования.

4. Единые требования нужны и для воспитанников. и для воспитателей. Воспитатели будут четко представ­лять. какие требования следует предъявлять к учащим­ся. Воспитанники, зная систему требований, будут их выполнять, что будет способствовать формированию целесообразных умений и навыков в поведении. Но надо позаботиться о выработке очень подробных требований, рассчитанных на все случаи жизни. Если этого не сделать, начнется ^творчество» каждого учителя, и ни­каких единых требований не будет.

5. Правильного ответа нет,

III

В ряде школ до сих пор существует традиция пре­подносить воспитателям подарки в определенные дни: 8 Марта, день рождения, окончание учебного года и т. п.

Как вы относитесь к таким традициям? Как посту­пили бы вы. если бы ученики преподнесли вам подарки? Проанализируйте предложенные ответы.

1. Подарки воспитателям? В этом нет ничего анти­педагогичного, Наоборот - проявление уважения вос­питанников к учителям,

2. От подарков воспитанников необходимо реши­тельно отказываться. Это порождает угодливость, ста­вит воспитателя в зависимость от воспитанников, разви­вает низменные чувства.

3. Не вижу в этом ничего предосудительного. Пре­поднося подарки воспитателям, школьники овладевают хорошими традициями, которые складывались давно. Но чтобы упредить возникновение нездоровых чувств - проявление лести, соревнование в угодливости, следует установить заранее потолок стоимости подарков.

4. Принимать подарки не следует. Это антимораль­но. Подношение подарков пагубно сказывается и на учителях, и на учениках. Учителя, получая меньшей ценности подарки, завидуют тем, кто получил подарки более дорогие, и испытывают чувство досады на учени­ков. «обидевших» их. Это может отразиться на отно­шении учителей и учащихся друг к другу. Ученики же, стремясь отличиться, требуют денег у родителей. На этой почве в малообеспеченных семьях могут возникать конфликты. Появляются конфликты и между воспитан­никами; тех. кто сдал меньше денег на подарки, това­рищи обвиняют в скупости.

5. Подарки принимать можно. Но здесь должно быть чувство меры. Ребятам заранее необходимо объяс­нить, что учителю в день рождения, 8 Марта и др. можно подарить цветы, а также изделия, изготовленные своими руками-

6. Правильного ответа нет,

IV

Класс VII Б считался организованным и дисципли­нированным коллективом. Классный руководитель Ан­на Марковна работала с ним с IV класса.

Предстоял трехдневный поход по местам боевой сла­вы своей области. И тут А, М. столкнулась с целым рядом непредвиденных трудностей. Ребята обнаружили безволие в преодолении физических и моральных пре­пятствий, отсутствие самостоятельности при организа­ции обеда или ужина, ночлега, в решении других быто­вых вопросов. Ночью никто не согласился дежурить возле палаток (объясняли тем, что боятся), и учи­тельнице приходилось одной быть в роли караульного. Помощь друг другу оказывали только после напомина­ний А. М. Было много других неурядиц.

Задуманный как легкий и увлекательный, поход обернулся трудностями и огорчениями для классного руководителя.

1- Чем можно объяснить такие последствия работы классного руководителя?

2. Требования какого компонента воспитательного процесса недостаточно были реализованы?

V

В одной студенческой группе учились двое юношей. Путь каждого из них к студенческой скамье был разным.

Николай Л. в два года лишился матери, отца вообще не помнил. Воспитывался сначала по очереди у тетушек, а с семи лет — в детском доме. Потом профтехучилище. работа слесарем-сборщиком на заводе в городе метал­лургов, вечерняя средняя школа. И. наконец, любовь к литературе привела его в институт.

Характер у Николая Л. был крутой, с товарищами иногда бывал резок, даже груб, нередко замыкался в себе. Но за все годы учебы Николай Л. не допустил ни одного опрометчивого поступка, всегда проявлял самостоятельность, решительность и настойчивость в достижении поставленной цели, К концу третьего курса стал признанным лидером в студенческой группе.

Геннадий С. пришел в институт сразу после оконча­ния средней школы. Один сын в семье. Отец - полков­ник в отставке, мать—врач. Способный, начитанный, грамотный, вежливый.

Но уже с первых недель учебы у Геннадия С. нача­лись сплошные неприятности: то проявил несдержан­ность по отношению к преподавателю, то ударил де­вушку, то сбежал с работы, когда студенты выезжали в колхоз, то. наконец, напился на вокзале и вел себя не­пристойно с посторонними людьми и т. п. Всякий раз, когда его поведение рассматривали на собрании группы, он искренне каялся, винил себя, даже плакал, просил прощения, клялся, что больше подобное не повторится. Однако проходило время, и Геннадий С. снова попадал в какую-нибудь историю. Товарищи уже говорили:

«Взрослый мальчик опять влип».

1. Проанализируйте тенденцию поведения двух юношей с точки зрения действия определенных дви­жущих сил,

2. Укажите на предпосылки и причины положитель­ного и отрицательного поведения обоих,

VI

«Пятиклассники пригородной школы приехали в Москву. В программе было посещение Третьяковской галереи. Вели себя ребята чинно, культурно. Перепол­ненные впечатлениями от встречи с высоким искусством, почти бесшумно оделись в гардеробе, и мы отправились на вокзал- Все было хорошо. И вдруг,-, В самый послед­ний момент, уже пропуская ребят в тамбур электрички, я с ужасом обнаружила: нет Кати. Только что была - и нету. Моментально все, как горох из мешка, высыпали обратно на перрон. Начались лихорадочные поиски, о которых и сейчас, через много лет, вспоминаю как о страшном сне. Я помчалась в милицию, дала объявление о пропавшей девочке по радио. Мы вспоминали, где, когда и как девочка могла исчезнуть. Сходились на од­ном: до вокзала она ехала с нами, это все помнили точно. Значит, она где-то здесь. Не могла же уехать до­мой без нас! Будем искать и ждать.

Время шло. Мы пропускали одну электричку за дру­гой. Стало совсем темно - надо было возвращаться домой, хотя бы ради того, чтобы не волновать осталь­ных родителей. Подавленные, притихшие вошли снова в вагон очередного поезда. Неотступно мучила мысль: что с Катей? Как приду сейчас к родителям девочки, как сообщу им о несчастье?

Оставив ребят у подъезда дома. где жила Катя. под­нялась по лестнице, с замиранием сердца позвонила. Мне открыли... В ярко освещенной комнате семья мирно сидела за чаем и смотрела телевизор. Катя, довольная, разрумянившаяся, сияла доброжелательством и спо­койствием.

- Так ты дома?

- Ага, - с безмятежной улыбкой кивнула девоч­ка - Я увидела, что другая электричка на десять минут раньше вашей уходит, вот и побежала туда. Хотелось успеть кино посмотреть но телевизору. А вы что, только сейчас приехали? Почему так поздно?

- Катюша все успела - и душ приняла, и покуша­ла. и кино посмотрела. - добавила мама. с горделивой нежностью поглядывая на дочку. - А вы замерзли, на­верное? Садитесь с нами чай пить...» (Захарова Л. Друг за друга в ответе // Правда. - 1987. - 13 апреля.)

Рассмотрите данную ситуацию с позиций уровня нравственной воспитанности учащихся. Определите альтернативные направления деятельности педагога в сложившейся ситуации.

1. Педагог в присутствии ученицы и ее родителей откровенно выражает свой гнев, крайнее неудовлетво­рение поведением воспитанницы, обвиняет родителей в том. что они воспитывают эгоиста, циничного человека.

2. Воспитатель, узнав о том, что девочка дома, воз­вращается к своим питомцам, рассказывает им о благо­получном исходе и предлагает подняться в квартиру девочки, провести там собрание, на котором и обсудить ее поведение.

3. Учительница успокоила ребят и предложила зав­тра обсудить поведение девочки на классном собрании. Такое собрание состоялось.

4. Через два дня классный руководитель провела собрание родителей класса, на котором и был рассмот­рен вопрос о поведении девочки, о благодушном отно­шении к этому ее родителей.

VII

Ветеран Великой Отечественной войны прислал письмо в газету:

«Маму свою я не знаю, даже на фото ее не видел. так как никакого фото вообще не было. Мама умерла, когда мне было всего шесть месяцев. Но по рассказам родственников я представлял, какая у меня была добрая и хорошая мама.

А жизнь моя началась нелегко. Рос сиротой. Вос­питывался в Вяземском детдоме Смоленской области. Потом - война, горе народное. Все - на фронт, и я туда же. Воевал а составе 12-й инженерно-саперной бригады. Участвовал в боях. Всякое бывало. Однажды едва не погиб. А случилось это зимой на Ленинград­ом фронте.

После удачного штурма Новгорода наша часть вырвалась вперед и оказалась вблизи местечка Мед­аль. Тут фашисты попытались задержать наше наступление. Мы заняли оборону. Кругом леса да замерзшие плота- Расположились в шалашах на опушке, выставили боевое охранение.

Ночь была морозная, но я заснул сразу. Крепко сплю вдруг во сне вижу: идет моя мама по полю в черной шали - высокая, красивая- Я любуюсь ею, и на душе легко-легко, как в детстве бывает. Только вижу, мама какая-то встревоженная. Подходит она близко, накло­няется ко мне и шепчет: «Лешка, вставай...» Мне про­сыпаться не хочется, а она опять: «Вставай, Лешка!..» Открыл глаза - впереди немцы на снегу. Схватил ав­томат, поднял тревогу.

Потом оказалось, что в наше расположение проник­ла вражеская разведка - двенадцать человек. Мы их отбили... А когда все утихло и бойцы узнали, кто меня разбудил, они сказали; «Да, мама есть мама. А мне сказали, что с такой мамой, как моя. я буду долго жить.

Я и живу. Сам давно дед. Имею девять внуков, а ма­му свою люблю и помню всегда...»

Вот такой случай, едва ли не чудо. Впрочем, его не­трудно объяснить. Чутко, видно, спал солдат, потому и проснулся мгновенно, услышав шорох.

А как же тогда мама, которую никогда наяву не ви­дел, как же зов ее: «Вставай, Лешка,,.»?

1. Дайте психолого-педагогический анализ данной ситуации.

2. Оцените роль чувств в нравственном формиро­вании личности.

VIII

В начальных классах часто используется обсужде­ние сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:

- Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?

- Как ты поступил бы в подобной ситуации? Поче­му ты считаешь, что так лучше? (Избирается конфликт­ная ситуация.)

- Есть ли ii этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

- А есть ли злые, плохие, отрицательные герои сказок, которым ты бы согласился помочь стать добрыми, стать лучше? Как бы ты это сделал?

- Как ты узнаешь главных героев сказки?

1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?

2. Выберите известную вам сказку и составьте си­стему вопросов для учащихся по формированию нрав­ственных представлений.

Ученикам начальных классов можно предложить иг­ру «Телевизор».

Содержание игры: дети вместе с учителем знако­мятся с программой телепередач на текущий или сле­дующий день с целью отбора из них одной, самой интересной телепередачи. Условия игры:

- выбирается самая любимая для ученика переда­ча только на один день;

- выбирается только одна самая любимая пере­дача;

- в течение дня можно смотреть только одну пере­дачу.

Так продолжается в течение 7 дней.

Кто выполняет все правила игры, у того воля «вырас­тает» на 1 см в день. У кого в течение недели (семи дней) воля «вырастает» на 7 см, тот победитель в борьбе с самим собой.

1. В чем вы видите воспитательный эффект подоб­ных мероприятий?

2. В чем состоит подготовительный этап игры?

3. В чем заключается работа учителя с родителями учащихся?

X

На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

- Ты что делаешь? - возмущенно вскрикнула мать мальчика,—Ручка у портфеля совсем слабая—отле­тит! С чем в школу ходить будешь?

- Разве можно так, мальчик? - послышалось со всех сторон.

- А пусть не плюется на переменке! - с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

- Видите, что получилось? - воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям: - Он защищался! - И тут же поощрительно ребенку: - Правильно. сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно; мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

1. Дайте педагогическую оценку данной ситуации,

2. Какие качества личности формируются у учащих­ся в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию. если вы учитель, у которого учатся мальчик и девочка?

XI

«Два ученика II класса. Олег и Саша, соседи по пар­те, начали «обмен ударами». «Дуэль» была прекращена учителем, который тут же пересадил Сашу за другую

парту... Во время «разведения вражеских сил» слыша­лись взаимные обвинения в драчливости. Рассмотрение конфликта показало, что первым толкнул соседа Олег (он и не возражал против этого). Выяснилось также: столкновение не произошло неожиданно для его участ­ников - ему предшествовал достаточно длительный пе­риод напряженности в их отношениях.

За два месяца до описанного события Сашу как сла­бого ученика, к тому же со сварливым характером. посадили рядом с Олегом на «перевоспитание». Этот прием использовался и ранее и всегда приводил к поло­жительным последствиям. Почему же на этот раз испытанный механизм перевоспитания не сработал?

Дело в том, что подопечный вел себя очень бесце­ремонно. В частности, он почти каждую минуту склонял голову над тетрадью «шефа», что само по себе мешало нормальной работе. Но с этим неудобством Олег мирил­ся, Его возмущало другое - то, что Саша, заглядывая ему в тетрадь, пытался сделать в ней необходимые, по его мнению, исправления, поскольку, несмотря на скромные успехи в учебе, был очень самонадеянным мальчиком.

И вот нервы Олега не выдержали - он оттолкнул руку Саши, которая в очередной раз протянулась к его тетради. Ответ не заставил себя ждать». (Гильбух Ю. 3., Картышева Е. И., Митько Г. П., Якуше­ва Я. С. Этические знания - путь к формированию то­варищеских взаимоотношений//Початкова школа. -1988.—№ 1,—С. 59 -60.)

1. Оцените эффективность такой формы оказания помощи учащимся,

2. Как бы вы поступили в этой ситуации, будучи на месте учителя?

XII

Письмо девушки:

«Мне 17 лет, занимаюсь спортом, похожа на всех моих сверстниц, только, может, в плечах чуть пошире. Однажды мы возвращались с танцев. И вдруг выходят, откуда ни возьмись, трое (нас было двое). Сначала они попросили деньги, потом началось кое-что похуже. Подруга растерялась, а я вспомнила занятия в секции и на­чала действовать. Уложила всех троих буквально за де­сять секунд. Причем и силы не потребовалось, они только с виду оказались «фирменными», а на самом деле даже пресса нет - разве это парни? Поднялись, разбе­жались. подруга смеется: «А здорово ты их отделала». А мне почему-то было обидно, я шла и плакала, не знаю почему... Лена». (Ковалевский В. Елена XX ве­ка //Комсомольская правда - 1985. - 11 апреля.)

Определите свое отношение к данной ситуации, ис­ходя из предложенных альтернатив.

1. Современная девушка должна быть физически сильной, чувствовать уверенность в себе, готовой всегда защитить себя. Занятие боксом, самбо, футболом - верный путь к эмансипации женщины.

2. Вряд ли необходимо встревать в такие драки. Сле­дует избегать подобных случаев. Оттого и расплакалась Лена, что встретилась с грубостью, жестокостью других.

3. Истинным богатством женщины были и остаются нежность, мягкость, духовная красота. Занятия сило­выми видами спорта уродуют это богатство.

XIII

В редакцию пришло письмо от юноши 19 лет.

«Мое поколение часто обвиняют в инфантильности. Леди и джентльмены! Считаю своим долгом объявить вам, что наше поколение не собирается исправляться.

Кто виноват?

Во-первых, родители. Они чаще не столько балуют детей (нет, чаще всего родители заставляют детей н об­служивать себя, и зарабатывать деньги, в этом смысле мы независимы), сколько стремятся думать за них. Вот парадокс: с одной стороны, зарабатывай больше денег, а с другой - именно там, таким способом; с одной сто­роны, женись по любви, с другой - женись именно па той, а не на этой. Сегодня, как никогда, в них развито чувство собственности на ребенка-

Во-вторых, виноват период. Период переоценки цен­ностей, Поэтому молодежь заняла наблюдательную позицию: порассуждать, но не делать.

И вообще, мне непонятна вся эта возня вокруг «молодежной темы». Всегда были проблемы «отцов и детей», но по этому поводу не было истерик. Почему именно сейчас? Чем мы такие особенные? Ха-ха. эта шумиха только повышает инфантильность. Может, оставленные в покое, мы бы сами решили свои пробле­мы?» (Комсомольская правда, - 1984. - 25 августа.)

Проанализируйте данную ситуацию.

1. В чем проявляется инфантильность?

2. Является ли эта черта характера типичной для современной молодежи?

3. В чем вы видите причины инфантильности современной молодежи? (Используйте приведенные альтернативы.)

- Проблемы инфантильности всей молодежи ис­кусственно придуманы старшим поколением, ко­торое всегда выражало недовольство молодыми;

- если и можно говорить об инфантильности, то разве лишь у небольшой части молодых людей, так называемых маменькиных сынков и дочек, ко­торые воспитывались с детства в тепличных усло­виях;

- инфантилизм - типичное проявление преобла­дающего большинства современных молодых лю­дей. И причины здесь известны: преобладание в воспитательной системе «педагогики проповеди», исключение детей из активной социальной дея­тельности;

- инфантильность порождена попыткой старших охранить детей от всех невзгод, сделать для них наиболее благоприятные условия для жизни;

- в наше общество инфантильность пришла вместе с проповедью так называемой массовой куль­туры, культа развлечений.

XIV

Воспоминания Семена Калабалина о том, как при­нял А. С, Макаренко рассказ своего воспитанника о первой любви:

«Говори, говори, - встретил меня Антон Семено­вич. - Ты что-то хочешь сказать мне хорошее.

Я смутился. Как он узнал?

- Ладно, Антон Семенович, будь что. будет. - скажу. Только прошу вас не сердиться на меня и не сме­яться, Я... влюбился, Антон Семенович. Может, оно и не полагается, я же воспитанник,-,

- Воспитанник?! Вот здорово! - Антон Семенович вышел из-за стола, взял меня за плечи и усадил рядом с собой на диван.

- Так говоришь, раз колонист - значит не пола­гается? Ха, вот чудак! А теперь рассказывай, как же ты любишь?

- Наверно, как и все, - стыдясь и запинаясь, ответил я. - Ольгу, дочку мельника, полюбил. Все ду­маю о ней, все время хочу видеть. Вот даже стихи стал писать.

- То-то я вижу, что какой-то ты не такой, как всег­да, - и чуточку грустный, и больше в одиночку стал бродить, и стройнее стал, опрятнее. Похорошел, а отче­го - не знаю. Так оно и должно быть, если человек влю­бился по-настоящему... Ну, Семен, спасибо, дважды тебе спасибо. Первое - за то, что влюбился...

- Что вы, не стоит. -

- Помолчи, помолчи, а то глупостей наговоришь,,. А второе тебе спасибо за то, что доверил мне свое самое сокровенное- Это я понимаю как самую большую и нежную благодарность. Даю тебе честное слово как мужчина, как отец, как друг. что твое доверие не оск­верню никогда - ни мыслью, ни словом».

Проанализируйте данную ситуацию, исходя из пред­ложенных альтернатив.

1. Говорить заведующему колонией с воспитанни­ком о любви непристойно. Это будет порождать в воспи­таннике чувство смущения, стыдливости, что может по­губить прекрасное чувство любви,

2. В поведении педагога видим прекрасный посту­пок, благородство человеческих отношений. Уметь обра­доваться прекрасным чувствам воспитанника - выс­шая мудрость воспитателя. С раннего юношеского воз­раста необходимо учить своих воспитанников красиво любить, всячески поддерживать эти чувства.

3. Позиция педагога ошибочна. Если все воспита­тели начнут восхищаться первыми чувствами влюблен­ности своих воспитанников, то это может привести к потере чувства сдержанности, стыдливости, приведет к разврату.

4. Говорить с заведующим колонией, директором школы о своих чувствах любви - это признак распу­щенности и крайней нескромности воспитанников. Это настолько глубокие, нежные и хрупкие чувства, что делиться ими не следует. Да еще спрашивать раз­решения: любить или не любить.

XV

Важными качествами нравственного богатства лич­ности являются сила воли, обязательность, чувство долга. Эти качества можно формировать в процессе самовоспитания. Но важно уметь проверить уровень сформированности определенных качеств. Предлагаем воспользоваться следующим тестом:

«Постарайтесь ответить на 15 вопросов с макси­мальной откровенностью. Если отвечаете «да» - по­ставьте себе 2 очка, если «не знаю» («затрудняюсь», «иногда случается») - 1 очко, если «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных поможет нарисовать в основ­ных штрихах ваш портрет.

Итак, вопросы:

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна, если время и обстоятельства позво­ляют отрываться и снова возвращаться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в праздничный день)?

3. Когда попадете в конфликтную ситуацию - на работе или в быту, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли преодо­левать кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это не обязательно?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное, с болез­ненными последствиями лекарство?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже ес­ли выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами - являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в команди­ровку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня:

времени пробуждения, приема пищи. занятий, уборок и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Не заставит ли самая интересная телепередача отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Если вы в сумме набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли дела обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей. Ваша жизненная позиция выражается известным изречением «Что, мне больше всех нужно?..».

13—21 очков. Сила воли у вас средняя. Если столк­нетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное ва­ми слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все а порядке. На вас можно поло­житься. Вы не подведете. Вас не страшат ни новые поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринци­пиальным вопросам досаждает окружающим».

(Тест болгарского еженедельника «Поглед» в пере­воде В. Рощанского // Учительская газета. - 1987. - 24 марта.).

Дайте характеристику тесту, опираясь на приведен­ные альтернативы.

1. При помощи подобных тестов действительно можно определить уровень сформированности нравст­венных качеств личности.

2. Попытки измерять сложные процессы нравствен­ности - это подобие игры, гадание на кофейной гуще.

3. При объективной самооценке личностью свойств и особенностей нравственного поведения можно в опре­деленной мере определить уровень сформированности каких-то качеств, составить программу самовоспитания,

XVI

В молодежные газеты приходят письма, в которых авторы высказывают свои взгляды на проблемы нравст­венного воспитания- Вот одно из таких писем-

«Прежде чем написать о нашей жизни, хотим по­просить вас не указывать в газете наш адрес.

Итак. кто мы такие? В газетах часто можно видеть статьи о наркоманах, металлистах, панках и т. д. Мы же - ни то, ни другое, ни третье. Мы - аристократия! Мы считаем себя выше тех, кто пьет, курит, прини­мает наркотики, кто готов часами в каком-нибудь под­вале слушать «металл». Хотя, может быть, интересы у нас кое в чем схожи. Мы ходим в театр, смотрим французские фильмы. И, конечно же, нас интересует мода. Мы стараемся одеваться элегантно и красиво, следуя образцам мировой моды, но и, конечно, в меру своих возможностей. Не последнюю роль играет для нас музыка. Предпочитаем больше зарубежную. У нас всег­да есть последние записи различных ансамблей и испол­нителей. Но нас также интересует экономика, политика зарубежных стран, главным образом капиталистичес­ких. У нас есть еще одно увлечение, пожалуй, самое главное: мы увлекаемся исключительно красивыми людьми, т. е. скорее всего красивыми лицами. Если человек некрасив, то нам он отвратителен. Некрасивых людей мы презираем! Не подумайте, что мы - эгоисты, Нет. Мы можем и любить, и уважать, и жалеть, но - только красивых людей. Хорошо это или плохо, но мы сможем очень сильно унизить и обидеть человека, кото­рый нам не нравится,

Вот так мы и живем. Как видите, есть чем заняться в свободное время. А вы в своих газетах пишете о нар­команах и металлистах! Смешно. Ведь это их заботы, их проблемы. Зачем вы вмешиваетесь? Почему делаете из мухи слона? Нам надоело все это! Ведь в жизни есть более интересные события. И вообще, пусть все живут так, как хотят и как могут! Вы нам тоже не запретите жить так, как мы живем», (Комсомольская правда. - 1987.—30 апреля.)

Определите свою позицию к данной проблеме нрав­ственного воспитания, опираясь на приведенные альтернативы.

1. У нас свободное, демократическое общество, и пусть каждый живет по своим законам, внутренним желаниям.

2. Поведение человека детерминировано биологи­ческими факторами. Что-то изменить в человеческом генотипе почти невозможно. Такова судьба..-

3. Такой видимый дух аристократизма, высокоме­рия - проявление индивидуализма, пренебрежения ко всем окружающим, непонимания сущности жизни. Че­ловек красив, нравственно богат тем, что отдает свое богатство другим, пытается сделать их лучше. Позиция гордого страуса крайне вредна.

4. Каждый человек в силу своих возможностей дол­жен жить красиво, духовно богато. Этим он будет подавать пример другим. И эти другие, которые по­пали в трясину алкоголизма, наркомании, проститу­ции, смогут подняться, возвратиться к красоте ду­ховной.

5. Те, кто называет себя аристократами, нравст­венно падшие люди. Они пользуются чужими благами, трудом других людей, чтобы модно одеваться, ходить в театры, чтобы унизить человека, который им не нра­вится. Такие люди нравственно нищие-

XVII

Наше общество требует восстановления такой нрав­ственной категории, как милосердие.

В детский дом пришли шефы с завода. Принес­ли игрушки, интересные книжки, сладости. Они хотели побыть с детьми, поиграть с ними, почитать книж­ки. Но работники дома не позволили взрослым реа­лизовать свои добрые намерения. «Сближаться с детьми вам не следует, - говорили они. - У наших детей тя­желая судьба. Не стоит их волновать. Вы уйдете, а нам их трудно потом успокоить. А за подарки спасибо».

Выскажите свое мнение по данному вопросу. Может быть. работники детского дома правы? Из предло­женных альтернативных суждений по этому вопросу остановитесь на том, которое совпадает с вашими мыслями

1. Работники детского дома правы. Дети-сироты мечтают увидеть маму или папу. И как только по­является в детском доме новая тетя или дядя. они спрашивают: «А вы мой папа (мама)?» Потом гости уходят, а дети плачут, отказываются слушаться вос­питательниц.

2. В работе с детьми-сиротами, как нигде в другом воспитательном учреждении, необходим максимум доб­роты и милосердия, особого вида душевной участ­ливости старших. Необходимо, чтобы чаще приходили гости, приносили подарки, играли с детьми, на вы­ходные дни забирали их в свои семьи. Это только поможет таким детям становиться нравственно богаче и сильнее.

3. Эпизодические встречи воспитанников детских домов с чужими дядями и тетями не решает проблемы обездоленности таких детей. Да и подарки - это лишь утешение для взрослых, элемент ложной благотвори­тельности. Детские дома должны в полной мере обес­печиваться всем необходимым через централизованное государственное снабжение. 4, Правильного ответа нет.

XVIII

По инициативе Детского фонда в нашей стране стали создаваться семейные детские дома. Предпо­лагается, что обыкновенная семья берет на воспита­ние 10—12 сирот, которые воспитываются вместе с родными детьми. Сироты обретают свою семью, а го­сударство дает этой семье дом, деньги, иную помощь.

Как вы относитесь к подобной форме нравствен­ного оздоровления общества и духовного спасения детей-сирот? Из предложенных альтернативных суж­дений остановите свой выбор на тех, в которых более полно выражена ваша точка зрения на проблему-

1. Инициатива Детского фонда весьма ценная. Хо­рошо, что она получила поддержку правительства. Но трудно поверить, что, собрав 10—12 детей с раз­личными генотипами, удастся создать дух семейных отношений.

2. Такой подход к преодолению трагедии сиротства можно лишь приветствовать- Родители с багажом ду­ховных ценностей смогут создать прекрасные условия для нравственного возрождения детей-сирот, для их полноценного развития.

3. Подобная затея - это лишь попытка переложить государственные заботы на плечи отдельных лиц. А не получится так, что это будет детский дом с казен­ным уставом в миниатюре?

4. Несомненно, что необходимо искать оптималь­ные пути оказания нравственной помощи детям-си­ротам. И семейные дома при разумном подходе к их организации, комплектовании разновозрастными детьми, мальчиками и девочками - важный путь ду­ховного оздоровления, свидетельство истинного мило­сердия. Но это временная мера. Необходимо в каждом юноше и девушке формировать с детства дух мате­ринства, отцовства- А если уж отказались от ребен­ка, то такие граждане должны по закону выплачи­вать определенные суммы денег, затрачиваемые на воспитание детей до их совершеннолетия.

5. Правильного ответа нет.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 3337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия